Певица показала «ТН» новую квартиру, дала несколько советов по оформлению интерьеров и рассказала, почему она ушла в отпуск на целый год и зачем решила вернуться на сцену.
— Впрошлом году я позволила себе отдохнуть — немного устала за 20 лет непрерывной концертной и творческой деятельности. Нет, конечно, у меня были отпуска — по две недели в году, и поначалу этого хватало, но, когда родились дочки, стало очевидно, что двух недель отдыха катастрофически мало. Я не успевала с девочками в достаточной мере пообщаться. Я старалась время выкраивать, но все равно чувствовала, что многое упускаю. И поэтому я взяла тайм-аут и почти год оставалась только мамой.
— Да, конечно, это было полезно для всех нас. Мы все сейчас проходим через сложные возрастные периоды. Маша преодолела непростой трехлетний возраст, Саше 9 лет — это переходный этап из детской жизни во вполне уже осознанную. Мне 35, и в связи с разными ситуациями в личной жизни пришлось пересматривать многие важные приоритеты и установки. И всем нам в таких непростых условиях просто необходимо было немного расслабиться, пообщаться в комфортной неспешной обстановке. Мы много путешествовали, разговаривали, наслаждались общением и помогали друг другу преодолевать эмоциональное напряжение.
Необходимая перезагрузка
— А каким образом лично у вас проявляется этот пресловутый кризис?
— Началось это не вдруг, не вчера. Наверное, с рождением Маши. После этого очень важного для меня события мир представился каким-то совершенно другим. Не таким, каким я его видела раньше. Давая по 20 с лишним концертов в месяц в течение многих лет, я жила в мирке, который себе создала. Там 12 человек вокруг тебя, с ними ты постоянно близко общаешься, остальных людей видишь со сцены, все тебя боготворят и бесконечно уважают. А когда я немного сменила вектор развития, начала заниматься бизнесом, открыла свою школу искусств, стала контактировать с совершенно разными людьми, многие из которых меня не знали и вообще никогда про меня не слышали, — с удивлением поняла, что жизнь совсем другая. Что надо снова и снова каждый день доказывать, что ты состоявшаяся личность со своим ярким характером, четкими жизненными установками, что ты достойна уважения. Поначалу все это не укладывалось в моей голове, но постепенно встало на место, я постаралась научиться принимать новый мир таким, какой он есть. Но сказать, что это мне далось легко и элементарно, не могу.
— Вы когда-нибудь позволяли себе отдых не в кругу семьи или с детьми, а лишь наедине с собой?
— Обычно на это не было времени. Первый раз в жизни я себе позволила такое в прошлом году. Я уехала в горы, в Киргизию, в надежде максимально отрешиться от внешнего мира. Поставила себе цель — изучить медитативные и дыхательные техники. Несмотря на то что я человек православный до мозга костей, мне вдруг стало интересно: может быть, в этих практиках есть что-то, чего мне не хватает? Я жила в небольшом доме на берегу озера Иссык-Куль с его чистой водой, в окружении красивых гор, каждое утро занималась спортом, обливалась холодной водой, потом отправлялась в юрту, где проводились эти практики, и находилась там целый день, изучая себя, свои реакции. Довольно быстро поняла, что состояния, к которому нас учили приходить специалисты по вышеупомянутым практикам, я легко достигаю в храме во время молитвы, к тому же я соскучилась по дому и родным и вернулась из путешествия раньше времени.
— А для путешествий с дочками вы такие же нестандартные маршруты выбираете?
— Нет, обычно все гораздо спокойнее. Мы ездим в детские отели с соответствующими программами. У меня к таким отелям особенная любовь и страсть — когда я в окружении детей, и не только своих, но и чужих, чувствую себя полноценной, настоящей женщиной. Мне нравится это ощущение. И второй критерий — я выбираю места максимально близкие, чтобы не было больших перелетов. Увозить детей надолго из Москвы сейчас нельзя — девочки учатся в серьезной школе, много занимаются дополнительно с преподавателями, и поэтому отдыхать мы можем только в каникулы.
— И Маша уже учится в школе?
— Да, это учреждение типа «школа-сад», основанное на британской системе образования, так что Маша тоже постепенно приобщается ко взрослой жизни с уроками и учителями. Все преподаватели там — носители языка, англичане и американцы. И чтобы проблем с языком было как можно меньше, обе дочки занимаются им еще дополнительно. Кроме того, мы не забываем про кружки и секции. Маша любит петь и танцевать, но я, как и в случае с Сашей, предложу ей максимум вариантов, пусть пробует все занятия и в результате выберет то, что ей больше по душе. Саша ходит на танцы, а недавно увлеклась фехтованием. Почему она выбрала этот вид спорта — для меня загадка. Но если нравится — пусть тренируется. Также старшая дочь занимается музыкой, правда, пока индивидуально. Я понимаю, что этих занятий мало, нужна хорошая музыкальная школа. Но пока нагружать ее еще и музыкалкой не буду. Жалко мне детей, устают они, много работают. Поэтому я сейчас стараюсь дозировать занятия, отдаю приоритет школьной программе. Ну и языкам — для того, чтобы в будущем дети смогли себя чувствовать комфортно, путешествуя по всему миру.
Дети взрослеют очень быстро. И это не расхожая фраза, а истина. И чем старше они становятся, тем больше внимания им нужно. Сколько от мамы требуется усилий, чтобы научиться принимать их такими, какие они есть. Мне эта наука далась нелегко. Я перфекционист. И в профессии такая была. Меня недолюбливали организаторы концертов, потому что я душу вынимала из них, добиваясь, чтобы каждая мелочь была на своем месте. Потому что меня учили в университете (Казанский технический университет. — Прим. «ТН»): успех складывается из мелочей. И эта фраза для меня стала значимой. В результате, когда у меня появились дети, я тоже переживала из-за каждой мелочи и боялась что-то упустить и потом не успеть догнать. Уж очень быстрый темп жизни и развития сейчас. Но так можно с ума сойти. И поэтому сейчас я учусь расставлять приоритеты. Где-то выдохнуть, где-то отнестись к проблеме спокойнее, где-то отдать ее решение на аутсорс специалистам, не делать все самой.
Комнаты детей — не комнаты раздора
— Оформление квартиры, в которой вы сейчас живете, тоже было отдано на откуп специалистам?
— Эту квартиру мы делали долго, больше трех лет. Начали, когда я еще была беременна Машей. У меня почему-то все большие проекты, связанные с недвижимостью, затеваются, когда я жду ребенка. Загородный дом строился, когда была беременна Сашей, а эта квартира — когда я носила Машу. Беременность — особое состояние, женщина часто действует непредсказуемо. И в результате получилось, что загородный дом мне нарисовался в таком бабушкином стиле, в ретротонах. Таким он и получился. В этом нет ничего плохого, но, будучи в обычном состоянии, я бы такой дизайн не выбрала. Эту квартиру я рисовала, когда была беременна младшей. Даже не могу сказать, что тогда со мной было… достаточно упомянуть, что в гостиной я запланировала сцену. Полноценную сцену с микрофоном и барабанной установкой. Мечтала о том, что к нам будут приходить в гости друзья с детьми (а у нас большая компания и детей тоже множество) и детишки вот на этой сцене будут выступать. В какой-то момент я, к счастью, опомнилась, поняла, что юным талантам лучше выступать где-то за пределами квартиры, а в гостиной стоит сделать уютный домашний уголок. Сейчас от того проекта осталась только хорошая звукоизоляция. А на месте предполагаемой сцены стоит фортепиано, на котором расставлены мои награды. Кстати, они тщательно отреставрированы. Потому что в один прекрасный момент (это было после рождения Маши) я так разочаровалась в своей творческой деятельности, что все их сгребла и выкинула на балкон. И они там валялись под снегом и дождем. Слава Богу, что рядом оказались близкие, которые все их собрали, отремонтировали, отреставрировали и поставили уже в этой квартире. К тому времени я пришла в себя, увидела все в новом свете, начала вновь ценить любовь людей, меня окружающих (друзей и поклонников), и эти награды снова стали для меня важны и значимы.
— Весь интерьер вашей квартиры оформлен в светлых тонах. Это тоже было особое настроение в ожидании ребенка?
— Мне светлые оттенки в интерьере нравились всегда, независимо от состояния. Когда я делала ремонт в своей первой квартире, решила, что она вообще будет белая. В таких, знаете, больничных тонах. В этот раз дизайнеры посоветовали мне все-таки подумать и выбрать оттенок потеплее — и не прогадали. Это уютно. И к тому же дает большие возможности для использования света. Свет в доме для меня имеет большое значение. Я почти все освещение здесь продумывала и искала сама, без помощи специалистов. Если приезжают друзья, мы используем максимум освещения, получается ярко и торжественно. Если нужна более интимная обстановка, зажигаем нижний свет — ночники и торшеры. Их в доме огромное количество, и от того, какие именно из них включены, тоже многое зависит. В общем, недостатка в светильниках квартира явно не испытывает, а выключателей тут столько — со счета собьешься. Я ими играю, создавая нужное настроение.
— Комнаты девочек спланированы абсолютно идентично — размер, цвет стен, расположение кровати и стола относительно окна… Это так и задумывалось?
— Конечно. Причем задумывалось не мной, так посоветовал дизайнер. Если бы я взяла дело в свои руки и подключила свою беременную фантазию, меня бы унесло в творчество, я бы оторвалась как следует и сделала комнаты максимально непохожими друг на друга. Но послушалась специалиста и решила, что правильнее все-таки другой подход. Нельзя, чтобы девочки сравнивали спальни и вдруг решили, что у одной из них комната лучше, а значит, одну из них любят больше, чем другую. Такое происходит сплошь и рядом, и спровоцировать подобные мысли может любая мелочь. Подушки разных цветов. Или кровать не того размера. Взрослеющий характер — сложная, взрывная система, и матери необходимо все предусмотреть. Конечно, комнаты все-таки отличаются — в каждой висит картина, срисованная с фотографии ее владелицы. Картины написаны с большой любовью и фантазией — к Сашиному изображению, например, пририсовали крылышки, веночек, их не было на фотографиях. У каждой девочки есть своя гардеробная, размерами, скажу честно, значительно превышающая мою.
От террасы — только плюсы
— Сейчас, когда вы уже привыкли и обжились в новой квартире, вы можете проанализировать, есть ли в ней какие-то недочеты?
— Я — максималист. Обычно присматриваюсь к каждой мелочи и вижу недостатки во всем (если под лупой рассматривать что угодно, какие-то недостатки рано или поздно найдешь). Иногда, когда я окидываю взглядом дом, мне кажется, что вот здесь или вон там я недоглядела, надо было тщательнее следить за ходом работ. Но ведь если об этом все время думать, недолго и с ума сойти, и я учусь выдыхать, отпускать ситуацию. Однако один вывод я сделала: в квартире не должно быть натурального мрамора. Особенно на рабочих поверхностях — на столах, на полу, на подоконнике. Потому что вы один раз поставите кружку с чаем на идеально отполированную поверхность — и все. Останутся следы, которые обычными моющими средствами и полиролями не устранишь. У меня все вокруг в этой квартире сделано из натурального камня. Это красиво. Очень. Но до жути непрактично.
— Бывает, что оформление квартиры, в которой все, казалось бы, готово, буксует из-за каких-то просчетов. У вас так было?
— Неоднократно. Мы начинали ремонт с одним дизайнером, в процессе поменяли его на другого, и в этом была основная проблема. Потому что он на каком-то этапе не справился с чужими расчетами и чертежами, с моим желанием несколько раз все поменять и переставить, в итоге не рассчитал правильно углы, и заказанная мебель не поместилась в предназначенные ей места. Не вписалась. Ну и пришлось всю ее заказывать заново. А поскольку квартира большая, то затянулся ремонт аж на три года.
Но были и удачи. Квартира спланирована таким образом, что из гостиной есть выход на террасу (несмотря на то, что живем мы выше 20-го этажа). Это удобно — можно даже зимой выйти из гостиной прямо на улицу, выпить там глинтвейна, подышать свежим воздухом, а если замерзнешь — быстро вернуться в дом. Это красиво — я там поставила беседку в восточном стиле, украсила ее легкой тканью, светильниками, гирляндами. Но терраса могла бы стать огромной проблемой, если бы мы во время строительства не продумали, как с нее убирать снег. К счастью, мы это учли, снег теперь уходит сам. Уход за террасой минимальный, а радости много. Моя собака — умнейший далматинец Рома — может самостоятельно открыть в кухне дверь, выбежать на террасу и побегать, сколько ей надо.
— Друзей вы часто собираете?
— Регулярно. На дни рождения и на Новый год обязательно приглашаем всех к себе. Устраиваю я и детские праздники: на кухне большой стол, за которым можно разместить много детей и вместе с ними приготовить фруктовые коктейли или домашние гамбургеры (не из полуфабрикатов, разумеется, только натуральные). Дети обожают такие действа — и весело, и полезно. Но чем взрослее дочки становятся, тем сложнее выбрать формат праздника, который подходит для каждой из них и будет интересен всем. Раньше достаточно было зайти в магазин, купить праздничные колпачки, коктейльные палочки — и веселье обеспечено. Сейчас приходится изобретать все новые и новые способы удержать их внимание.
Читмил противопоказан
— У вас масса интересных занятий дома. Почему вы все-таки приняли решение вернуться на сцену?
— Я пока еще не вернулась туда в полной мере, с той загрузкой, которая у меня была раньше. Да и не думаю, что когда-нибудь захочу снова работать по 20 концертов в месяц. Я научилась думать о себе, заботиться о здоровье, сильно пошатнувшемся за годы работы на износ. И я стараюсь удерживаться на определенной грани, соблюдать разумный баланс между жизнью и работой. Это сложно. Если честно, я сейчас вообще боюсь выкладывать в Сеть свои новые композиции. Могу показаться нескромной, но если я выпускаю песню, то она, зараза, становится хитом. А для артиста это означает, что у него сразу образуется гора приглашений на концерты и съемки. Меня жизнь так воспитала, что не надо гневить Бога, жалуясь на большую загруженность по работе. И что стыдно отказываться от мероприятий и концертов, если тебя на них приглашают. И возникает дилемма. Отказываться нельзя. Соглашаться на все — опять загубить здоровье и перестать бывать с детьми. Как ее разрешить? Но тем не менее совсем осесть дома я не могу. Знаете, спортсмены говорят: когда ты плотно занимаешься спортом, надо устраивать себе так называемый читмил — плановое нарушение режима. Чтобы организм отдохнул, взбодрился и дальше продолжил в ускоренном темпе. Так вот мне читмил делать нельзя. Если я день в спортзал не пойду, назавтра мне в два раза ленивее будет отрывать себя от дивана. Так и с работой. Сидишь, отдыхаешь и не заметишь, как станешь бабушкой такими темпами. Так что надо все регулировать, искать золотую середину.
— Новые песни вы выкладывать боитесь, однако не так давно в Сети появился ваш новый альбом…
— Мы его давно записали, работали над ним длительное время, некоторые композиции с него уже известны моим поклонникам. Альбом называется «Полигамность». Мы долго думали над названием, кто-то предлагал назвать как недавно вышедший клип «Мои секреты». Кстати, песне, на которую снят этот клип, тоже не сразу дали имя, думали назвать «Любовь», но потом я глянула в интернет и ужаснулась, сколько композиций с таким названием. Так получились «Мои секреты». Но настроение альбома в целом несколько другое, и слово «полигамность» как нельзя лучше к нему подходит.
В общем, прошлый год у меня получился необычным. Но я расцениваю его как подготовку к моему астрологическому году (я родилась в год Хрюшки). Двенадцать лет назад Хрюшкин год принес мне большие радости и большие победы, он был ярким, насыщенным, я получила самое большое количество наград от музыкальных критиков (не буду скрывать, для меня это было важно). Надеюсь, что и наступивший год Свиньи принесет мне то, что я от него жду.