Сравнение Renault Duster с Suzuki Jimny лишь на первый взгляд выглядит нелогичным. На самом деле эти автомобили настолько близки по духу, что стоя рядом с ними буквально ощущаешь запах бездорожья. Давайте попробуем разобраться в оттенках этого аромата.
Итак, чем тут пахнет? Когда оказываешься в салоне компактного Suzuki, возникает двоякое ощущение. С одной стороны, ты словно бы залезаешь в телефонную будку, а с другой — попадаешь на праздник. В тесноте «Джимни», как в толчее возле барной стойки или танцевальном партере перед сценой — кажется сейчас тебе протянут бокал и из динамиков понесётся Hit the Road Jack. Хотя, кого мы обманываем? Кто сейчас способен спеть этот шедевр не в караоке, а со сцены? «Дастер» с праздничной суетой не ассоциируется. Это сугубо практичный гаджет: рыбалка, дача, ремонт… Резиновая лодка привязана к крыше, в багажнике фрагменты разобранного шкафа, а в голове расчёт метража и сроков. «Джимни» хочется покрасить в ярко жёлтый и сняв двери весь день гонять по пляжу. «Дастер» возвращает к реальности — в повседневное русло и рабочие будни.
И знаете, это удивительно! Ведь французы, как никто другой, умеют расслабляться. Разве мог народ, который вместо торопливого бизнес-ланча обедает два с половиной часа, вливая в себя полбутылки бургунского, подарить миру эталон четырёхколёсной целесообразности? Не менее удивительно и то, что японское общество, где желание быть как все и не выделяться, является синонимом смысла жизни, создало руками своих инженеров квинтэссенцию карнавала. Согласитесь, неплохая тема для диссертации по социологии.
Мы верим в квадрат
Suzuki Jimny четвёртого поколения — внедорожник в квадрате. Вернее, в кубе. Не стоит забывать, что это один из немногих на рынке автомобилей с прямыми углами кузова. Сегодня их почти не осталось, но как много они значат для поклонников традиционных офф-роуд ценностей! В маленьком кубике «Джимни» спрессовано великое наследие культового Samurai и его непревзойдённая проходимость: классическая рамная схема с двумя неразрезными мостами и подключаемым передком, двухступенчатая раздатка и прекрасная геометрия. Надёжный атмосферный бензиновый двигатель, объёмом всего-то полтора литра, выдаёт 102 л. с. (130 Нм), а в трансмиссии — настоящий пятиступенчатый автомат. Стоит наследник классических внедорожников 2 059 000 рублей в топе. И в теории. Потому что купить его за эти деньги практически невозможно.
Renault Duster такая же легенда, но среди кроссоверов. Своим появлением он перевернул представления о возможностях кроссоверов на бездорожье и стал той самой «печкой», от которой все «танцуют», оценивая их офф-роуд способности. Второе поколение «Дастера» оказалось во всём лучше первого. У него по-прежнему неубиваемая независимая подвеска, узнаваемый поджарый силуэт, с короткими скошенными свесами, и внушительный клиренс в 210 мм. Но теперь классическое сочетание шестиступенчатой механики с полуторалитровым турбодизелем или двухлитровым бензиновым атмосферником, дополнили 150-сильным бензиновым турбомотором в паре с вариатором. Это единственный и самый дорогой в линейке двухпедальный Duster, который в максимальной комплектации Style стоит 1 522 000 рублей. Делают француза в России, поэтому в цене он даёт фору аутентичному японскому конкуренту. Нам остаётся лишь выяснить, поможет ли ему это выиграть схватку с «Джимни», ведь матч состоится на домашней арене рамного малыша, где, как говорят спортсмены, и стены помогают.
Где будем спать?
Любое приключение начинается с асфальта, ведь до желанной цели иногда приходится добираться несколько дней, и надо сказать путешествовать за рулём «Дастера» немного приятнее — его в отличие от «Джимни», не сдувает с полосы порывами сильного бокового ветра и встречными фурами. А вот японца на трассе разгонять больше 100 км/ч не хочется. Разумеется, он может и быстрее, но нога на правой педали неподвижна. Jimny расслабляет водителя и одновременно немного пугает, видимо, чтобы не забывал притормаживать: небольшой люфт в рулевом, заметная качка в подвеске, некоторая лень в коробке передач и прочие прелести древней как мир платформы, не добавляют уверенности при скоростных манёврах. Скорость в 80 км/ч за рулём Jimny ощущается как 100, поэтому лучше не спешить.
«Дастер» на трассе укладывается в семь литров 92-го бензина. Его турбомотор не страдает характерным провалом на низких оборотах — 250 Нм крутящего момента, что чуть больше, чем у дизельной версии, доступны уже с 1 700 об/мин. Ускорение нарастает линейно, динамики для обгонов хватает, вариатор (а это в самом деле вариатор?), плавно переключает виртуальные ступени, а звук двигателя на разгоне не отличишь от обычного автомата. Suzuki Jimny по своей концепции меньше любит длинные перегоны: короткая база и узкая колея не способствуют курсовой устойчивости, мотора для резких стартов на трассе маловато, правда и аппетит не превышает семи литров. Кстати, если не оборачиваться, то с водительского кресла Jimny кажется, что вокруг не так уж мало места, хотя взрослому человеку европейской комплекции сзади всё же тесновато. Зато если сложить или полностью убрать второй ряд, то в «Джимни» легко поместится походное снаряжение для двух не слишком притязательных туристов. Ночевать в таком автомобиле непросто, а в «Дастере» хоть и тесновато, но можно попробовать выспаться, если поблизости нет подходящей гостиницы.
Впрочем, ради возможности забраться в самую глушь некоторые отважные путешественники наматывают на колёса «Джимни» тысячи вёрст. А потом ещё сотни не самых комфортных километров грунтовок, ведь малыша заметно раскачивает на короткой волне серийных ухабов, и чтобы не козлить нужно либо снижать скорость, либо усиливать слишком мягкую в последнем поколении подвеску. Duster на плохих дорогах чуть стабильнее. Во-первых, из-за длины колёсной базы, а во-вторых, благодаря феноменально энергоёмкой подвеске. Пробить её сложно, и по грейдерам можно носиться как в ралли.
Стоя на трёх колёсах
В поисках пределов проходимости мы заехали в карьер. Перед нами была триальная трасса, где короткая база и высокий клиренс «Джимни» должны были дать ему возможность отыграться за скоростные прогоны по трассе. Ну или стать причиной кувырка на крышу, при чрезмерной активности. «Дастер», в свою очередь, ожидало серьёзное испытание вариатора — перегреть этот тип трансмиссии обычно не так уж трудно. Посреди карьера залегали тонны песка и для начала мы устроили кольцевые гонки. В каждом заезде Duster стабильно проигрывал старт. Задемпфированный отклик педали газа не позволял резко рвануть в песке, даже с отключённой системой динамической стабилизации и принудительной «первой передачей». «Джимни» намного острее реагировал на газ и уверенно отрывался в начале, однако «Дастер» навёрстывал упущенное, и к финишу оба приходили ноздря в ноздрю. Сюрприз, но за полчаса таких упражнений мы не убили вариатор, более того, как ни странно, не было даже намёка на перегрев.
На рельефе «Джимни» оказался ожидаемо лучше, но не во всём. Он лихо скакал через канавы, не упираясь в грунт прочными бамперами из толстого пластика. Однако, если «Дастер» отрывал на полметра одно из колёс, это почти не ощущалось, а «Джимни», в серьёзной диагоналке, раскачивался как на качелях. Местами возникали опасения «сделать уши», но благодаря отличной имитации межколёсных блокировок, японец сам выезжал из любого вывешивания, а вот «Дастеру» приходилось помогать, даже когда он уверенно стоял на трёх колёсах — над внедорожной электроникой французам ещё нужно поработать. Кстати, в песке мы незаметно для себя потеряли одну из заглушек стационарной буксирной скобы на переднем бампере Duster, а на горках едва не лишились второй — тонкий пластик бампера «играет» при контакте с грунтом, а крепления у заглушек довольно хлипкие. Наверстать очки «Дастеру» удалось в подъёме на очень крутой холм, по следам квадроциклов. Для «Джимни» резкий перегиб в конце склона опасности не представлял, и пару раз зарывшись по пути, он выскочил на вершину после небольшого разгона, а вот за пороги «Дастера» мы опасались, но и он справился с упражнением чисто, причём с первой попытки.
Полмиллиона решают
Что можно сказать в итоге? Обе машины честно подтвердили своё предназначение и позиционирование. Suzuki Jimny, как один из немногих классических внедорожников на рынке, готов к бою с тяжёлым бездорожьем, а небольшой тюнинг сделает его и вовсе беспощадным вездеходом. Но только в ближнем бою. Renault Duster показал универсальные преимущества кроссовера, причём ни вариатор, ни турбомотор не помешали ему справиться с препятствиями. Скорее даже наоборот, плавное управление тягой добавляет уверенности в сложных местах. Он прекрасно подходит для дальних путешествий со сложной «последней милей», а для более серьёзных задач есть «Дастер» с механикой, турбодизелем или двухлитровым атмосферником. Это едва ли не единственный кроссовер, который лифтуют, оснащают межколёсными блокировками, шноркелем, лебёдкой и прочими атрибутами настоящего внедорожника.
Хотелось бы сказать, что победила дружба, что разумеется спровоцирует волну обвинений в предвзятости журналистских оценок. Тем более, что «Джимни» настолько обаятелен, что всегда, в любом сравнительном тесте, получает дополнительные очки за боевитость, уникальный внешний вид и за то, что такой, казалось бы, игрушечный аппарат, способен вызвать на бой любой внедорожник и выступить на равных. Если помните, несколько лет назад мы вывели его на бездорожье вместе с Hummer и это было эпичное сражение. В общем, оценивая Jimny не хочется быть объективным, но давайте возьмём себя в руки и посмотрим на противников трезво. Duster на полмиллиона дешевле — это раз. Он практичнее по салону и багажнику — это два. Кроме того, он прошёл почти везде, где проехал «Джимни», пусть и не так быстро, но ведь это кроссовер, а не классический внедорожник — это три. Обновившись, он стал значительно более современным и симпатичным — это четыре. Ну а приз зрительских симпатий, независимо от результатов основного зачёта, мы отдаём обаятельному японцу.