До экономики в первом полугодии не дошло 1,6 трлн бюджетных средств, выяснили "Известия". Несмотря на крупное авансирование госконтрактов в начале года, существенные средства оседают на казначейских счетах, поясняется в докладе Центробанка о денежно-кредитной политике. В Минфине пояснили: это авансовые субсидии и зарезервированные средства по госконтрактам, которые расходуются в соответствии со сметами и планами финансирования в течение года. Компании ещё успеют пустить средства в работу, отметили в бизнес-объединениях. Пока же деньги на счетах в казначействе не способствуют экономическому росту, но и не разгоняют инфляцию.
В начале 2023 года активно авансировались будущие расходы из казны РФ. При этом исполнителям госзаказов деньги перечислялись не напрямую, а на их счета в Федеральном казначействе (ФК). В результате часть отражённых в бюджетной отчётности трат фактически не дошла до экономики - по итогам первого полугодия объём недоведённых средств превысил 1,6 трлн рублей, говорится в июльском докладе ЦБ ("Известия" его изучили).
-1,6 трлн - авансовые субсидии и зарезервированные средства по госконтрактам, которые в установленном бюджетным законодательством порядке доводятся до главных получателей средств бюджета в полном объёме и расходуются в соответствии со сметами и планами финансирования в течение года, - заявили "Известиям" в Минфине.
В ведомстве подчеркнули, что в связи с этим считают некорректным утверждение ЦБ об осевших средствах бюджетополучателей в размере 1,6 трлн рублей.
В марте 2023-го было принято постановление о повышенном авансировании госконтрактов в этом году. Так, компании, участвующие в госзакупках, могут получать предоплату до 50% от цены договора, говорится в документе, опубликованном на сайте правительства. Эти правила касаются заказов, которые финансируются из федерального бюджета и подлежат казначейскому сопровождению (контролю за целевым расходованием средств). Также был увеличен размер авансирования контрактов, которые касаются строительства в новых регионах, - исполнители могут получить до 90% до конца 2023-го.
До пандемии предоплата обычно составляла до 30% от суммы заказа. Впоследствии предельный размер задатка увеличивался до 50 и 90% из-за пандемии коронавируса и введённых санкций. В прошлом году авансы до 50% были освобождены от контроля через инструмент ФК.
Казначейское сопровождение - это способ контроля использования бюджетных средств по расчётам госзаказчика с поставщиком по конкретному госконтракту, объяснила и.о. завкафедрой мировых финрынков и финтеха РЭУ им. Г.В. Плеханова Светлана Фрумина. Оно предполагает открытие участниками специальных счетов в ФК и предоставление документов, подтверждающих целевое расходование денег. Так, например, надзору подлежат субсидии и инвестиции из казны юрлицам.
В бизнес-объединениях отметили, что в 2023 году сделаны большие послабления в использовании средств из казначейства. В частности, их разрешили переводить напрямую на расчётные счета поставщиков.
- Однако есть и некоторые проблемы. Например, предприятия вынуждены дополнительно финансироваться, потому что деньги из ФК можно расходовать только по целевым сметам. Кроме того, из-за этого сложнее получить банковские гарантии, - рассказал член генсовета "Деловой России", гендиректор АО "Первая Группа" Алексей Порошин.
То, что деньги были авансированы на казначейские счета под будущие расходы, - это нормальная практика, продолжил он. Когда у государства появляются деньги, они перечисляются на целевые нужды, чтобы не останавливать потом реализацию проектов.
В контексте того, что до экономики не доведено 1,6 трлн госсредств, ЦБ также упоминает переход на режим единого налогового платежа (ЕНП). В докладе при этом отмечается, что проблема с поступлением денег в бюджеты по ЕНП проявлялась в основном в январе-феврале - часть доходов поступила в следующие месяцы. В пресс-службе ФНС "Известиям" сообщили, что ЕНП не изменяет суммы поступлений денежных средств, а только порядок и сроки, приводя их к уплате по одним реквизитам в один срок. Там добавили: поэтому недопоступления в бюджеты РФ по итогам первого полугодия, связанные с переходом на новый режим, отсутствуют.
- В настоящее время изменение порядка уплаты налогов больше не влияет на скорость зачисления средств в бюджеты, сохраняя позитивную динамику по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и запланированными бюджетными назначениями, - подчеркнули в службе.
В казначействе предложили обратиться в Минфин с вопросами по использованию компаниями бюджетных средств.
В ЦБ в ответ на запрос "Известий" о влиянии авансирования контрактов на рост цен сказали, что, по прогнозу, в 2023-м инфляция составит 5-6,5%. Там добавили, что Банк России исходит из уже принятых решений по среднесрочной траектории расходов бюджетной системы.
На конец первой половины 2023-го траты казны на госзакупки (госконтракты входят в эту статью) составили 3,6 трлн рублей из заложенных на год 4,9 трлн, следует из отчёта Минфина об исполнении бюджета за январь-июнь. Эти траты увеличились на 1,1 трлн по сравнению с аналогичным показателем 2022-го. На конец июня доходы в казну составили 12,4 трлн, расходы - 14,9 трлн.