Обещание государства дать всем россиянам шанс бесплатно подключиться к трубе «Газпрома» вселило надежду в сердца даже тех наших соотечественников, кто давно простился с мыслью обеспечить свой дом голубым топливом. Однако уже на первых порах претворения этой идеи в жизнь стало очевидно, что программа газификации представлена чиновниками в сыром виде и требует тщательной доработки. Главная проблема — в той самой «бесплатности», которая на самом деле грозит обернуться большими тратами и для газовой монополии, и для региональных бюджетов, и для самих потребителей. О возможных вызовах и рисках тотальной газификации, с которыми предстоит справиться государству, рассказал «МК» эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.
— Правительство с подачи главы государства дало обещание повысить уровень газификации в России более чем на 10% — до 82,9% к 2030 году. Сможет ли «Газпром» выполнить такую амбициозную задачу в столь сжатые сроки?
— Программу ускоренной газификации, которая проводится в России, можно разделить на две составные части. Первая — это классическая газификация регионов, которая подразумевает подводку голубого топлива к населенным пунктам. Отчитываясь о ходе исполнения программы газификации, «Газпром» приводит именно статистику укладки магистрали до границ поселка или деревни, которые после этого считаются газифицированными. Эта программа продолжается уже не одно десятилетие, но до последнего времени она редко выделялась из перечня аналогичных государственных инвестиционных проектов даже после того, как в 2019 году «Газпром» заявил о существенном увеличении ее финансирования — с 30 млрд до 90 млрд рублей в год. Повышенный интерес к вопросам газификации страны возник после того, как Владимир Путин в рамках своего Послания к Федеральному собранию в этом году потребовал ускорить темпы подключения населения к голубому топливу и все структуры принялись спешно исполнять поручения главы государства. Отсюда возникла вторая часть программы, которая получила название догазификации, или социальной газификации. В ее рамках государство обязалось бесплатно подводить газ уже не до населенного пункта, а непосредственно до участка каждого россиянина, попадающего под условия программы. Ранее финансированием проводки газа «до забора» занимались региональные и муниципальные бюджеты, которые выделяли деньги и объявляли тендер, а победивший подрядчик строил газопровод по обозначенным местными администрациями улицам. Поскольку регионы всегда испытывали серьезный дефицит в средствах, процессы эти шли довольно низкими темпами. Когда представители «Газпрома» отчитывались об уверенных темпах газификации России, они оперировали бумажной статистикой. Труба монополии была дотянута лишь до границ населенных пунктов, а на деле во многих селах голубым топливом была обеспечена далеко не каждая улица, не говоря уж о том, что в некоторых домах газа не было вообще, хотя по документам поселение считалось полностью газифицированным.
— Но теперь же обе составляющие программы поручены «Газпрому», и на их реализацию будут направлены средства, заложенные в инвестпрограмме монополии?
— Интрига, откуда возьмутся деньги на безвозмездную проводку газа каждому желающему, как существовала до объявления о социальной газификации, так осталась и после утверждения соответствующего положения. В публикуемых профильными ведомствами документах звучат довольно расплывчатые формулировки: с одной стороны, власти обещают, что дополнительные затраты не будут проиндексированы в тарифах; с другой — государство оставляет за собой возможность ввести некие инвестиционные надбавки, правда, не поясняя, на какие ставки они могут распространиться. По всей видимости, закончится тем, что «Газпром», которого назначили ответственным оператором реализации программы, поделит свою расширенную инвестпрограмму на две части: одну половину монополия направит на классическую газификацию, то есть на укладку магистрали до населенных пунктов, а другую потратит на доводку распределительных трубопроводов до участков. В результате первая часть газификации российских регионов в сравнении с прогнозными показателями 2019 года несколько замедлится, зато вторая будет ускорена.
— А в чем будет заключаться помощь государства?
— До объявления о бесплатной газификации, когда только обсуждался вопрос создания Единого оператора, предлагались два варианта привлечения инвестиций: либо «Газпром» закладывает расходы в собственный денежный поток, либо в тарифы для конечных потребителей; либо монополия выпускает новые долгосрочные облигации, которые выкупает в том числе государство, и направляет полученные средства на реализацию программы. Пока «Газпром» объявил о том, что выпустит облигации на 60 млрд рублей.
Сценарий, при котором расходы закладываются в тарифы, на первый же взгляд, вызывает массу нареканий, поскольку повышение цен на голубое топливо для исполнения социальных задач подрывает саму идею бесплатной газификации. Природный газ — более дешевое топливо по сравнению с электричеством или углем, который к тому же не отличается высокой экологичностью. Но если газ также подорожает, то никому не захочется присоединяться к программе газификации, поскольку газ потеряет свои конкурентные преимущества. Люди, которые уже провели в свои дома газ, и вовсе почувствуют себя обманутыми: ведь им придется за этот долгожданный газ выкладывать большие деньги.
Поэтому разумнее смотрится идея с выпуском облигаций «Газпрома», которые выкупят правительство, например за счет средств Фонда национального благосостояния, или другие инвесторы. Конечно, в такой сделке также будут задействованы бюджетные деньги, но рядовые обыватели не заметят новой строки расходов, поскольку средства на газификацию возьмут не напрямую из их карманов.
— Какое количество российских домохозяйств сможет принять участие в программе бесплатной догазификации?
— Правительство назвало критерии, по которым будут предоставляться бесплатные услуги по проводке трубы до участка: уровень потребления не должен превышать 7 кубометров в час, а участок находиться не более чем в 200 метрах от распределительной сети. Однако до сих пор не существует статистики, сколько российских домов попадает под такие условия. Судорожный подсчет претендентов начался только после поручения Путина и активизации повсеместной газификации — горгазы, облгазы и администрации населенных пунктов начали обходить дома, обзванивать людей, чтобы выяснить, сколько не подключенных к газу домовладельцев собираются принять участие в программе. В результате, по газпромовским оценкам, социальная газификация может коснуться примерно 1,5–2 млн домов, а окончательный список претендентов обещают определить до конца июня.
Между тем существует множество нюансов, подвергающих такие оценки сомнению. Не стоит забывать, что одновременно с социальной догазификацией продолжает осуществляться программа классической газификации, предусматривающая укладку магистрали до населенного пункта. Допустим, в настоящее время какой-то участок находится в 500 метрах от сети и его владелец даже не надеется на бесплатное подключение. Но по планам «Газпрома» внутри населенного пункта, в котором проживает человек, в этом году будут протянуты уличные газопроводы. Подсчитать точное количество людей, статус участков которых может измениться уже в ходе реализации программы догазификации, крайне затруднительно.
Кроме того, наверняка найдутся и такие, кому укладка трубы до забора будет фактически не нужна. Заранее оценив свои финансовые возможности, многие россияне поймут, что не потянут траты на доведение газа непосредственно до своего дома и разводку сети внутри помещения: укладка трубы по участку, покупка газового котла и другого оборудования может потребовать от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей. При этом формально, если к их участкам будет дотянута труба, на бумаге они будут считаться обеспеченными голубым топливом, хотя на деле им, как и прежде, придется пользоваться электричеством, углем и дровами.
— Какова будет роль региональных и муниципальных властей в реализации программы догазификации?
— На этот вопрос пока сложно дать определенный ответ. Непонятно, куда денутся облгазы и горгазы, ранее занимавшиеся прокладкой газопроводов до участков. Упразднять эти структуры никто не собирается, поэтому возникает вопрос о разграничении полномочий и порядке взаимодействия Единого оператора с местными газовыми предприятиями, которые, как правило, принадлежат региону. Во многих крупных областях уже давно существуют службы «одного окна» — упрощенные системы подачи документов в электронном виде. Несмотря на технические погрешности — постоянное зависание «личных кабинетов» и отсутствие оперативных ответов от работников газовых организаций — такие системы более-менее работают. Теперь аналогичное «окно» планируется создать на базе Единого оператора. Однако каким образом будут синхронизированы данные, накопившиеся у облгазов, и сколько на это потребуется времени и трудозатрат, также остается загадкой.
Логичнее всего, если обязанности будут распределены следующим образом: ответственность за укладку «последней мили» до забора возьмет на себя «Газпром», а проводкой инфраструктуры внутри участка займутся местные организации. Монополия также может передать в распоряжение облгазов и горгазов трубы, которые построены на территории населенных пунктов. Таким образом, регионы не будут устранены от участия в газификации, но львиную долю затрат с них снимут.
— И насколько такое разделение ответственности за проводку газа отвечает интересам конкретных потребителей?
— Ранее местные администрации брали деньги из бюджета или зарабатывали на укладке трубы внутри участков и направляли средства на разводку сети по улицам поселков. Теперь же на уличные газопроводы «Газпром» будет тратить собственные финансовые ресурсы. Поэтому государству придется строго контролировать расценки облгазов на проведение работ внутри земельных участков и установку внутридомового оборудования. Сейчас тарифы на такие услуги необоснованно завышены. Поясню это на примере одной из областей Центрального федерального округа России: рыночная стоимость одного метра трубы здесь составляет 120–150 рублей, облгазу, который будет заниматься ее укладкой, придется заплатить уже около 3 тыс. рублей за метр. И это оплата за получасовую работу — газовики просто раскатают готовую пластиковую трубу в траншею, которую придется прорыть самому собственнику участка! Проверкой адекватности тарифов, назначаемых облгазами, должны заняться антимонопольные службы, которым предстоит выяснить, на каких основаниях рассчитывался прайс-лист и откуда появились такие сумасшедшие цены. Правительству необходимо ввести по всей стране единые адекватные ценники, за рамки которых не должны выходить местные газовые организации. К слову, чиновникам стоит задуматься над тем, чтобы разрешить тратить на газификацию персональные государственные субсидии, например материнский капитал, который в большинстве случаев покроет такие расходы. Если на материнский капитал можно купить квартиру, то почему бы не позволить потратить эти средства на проводку газа?
— Почему для бесплатной газификации выбрана дистанция в 200 метров от магистрали «Газпрома»? Если дом находится в 210 метрах, то его владелец уже не может рассчитывать на социальную газификацию?
— Возможно, такую дистанцию определили по аналогии с электроэнергетикой, где уже существуют подобные нормативы для подключения к электричеству. Хотя создается впечатление, что эту цифру просто взяли с потолка, ничем ее не обосновывая. Ведь ту же электроэнергию в городах подключают всего за 550 рублей, если до существующей ЛЭП 300 метров, а не 200 метров. Теоретически, у людей, чьи дома расположены за обозначенными пределами, остается вариант укладки газопровода через подключение соседского участка, который находится ближе к магистрали. Большинство таких нюансов не отражены в законе, поэтому следует дождаться подзаконных нормативных актов, регулирующих исполнение документа.
— На сайтах некоторых облгазов появляются новые критерии для участия в бесплатной догазификации. В частности, требование, чтобы в населенном пункте постоянно проживало не менее определенного числа жителей. Не возникнет ли такая ситуация, когда социальная программа государства по ходу своей реализации обрастет новыми условиями, сократив при этом количество участников?
— В какой-то степени это нормально. Сначала была выдвинута идея о бесплатном подключении к сетям «Газпрома». Далее, по мере исполнения поручения президента, ситуация стала приближаться к реальности: были определены лимиты на объем потребления и расстояние до магистрали. Теперь появилось условие о минимальном числе постоянных жителей. Но ведь такое требование легко обойти, прописав, к примеру, в загородном доме два десятка гастарбайтеров, которые даже не будут появляться в поселке.
— Минэнерго отобрало 15 областей для апробации программы догазификации. В их число вошли регионы с самым разным уровнем обеспечения голубым топливом. Например, в Амурской и Мурманской областях уровень газификации составляет примерно 0,5–1,5%, а в Дагестане газом обеспечено около 90% жителей. Почему такой разброс?
— Действительно, для апробации были выбраны регионы, которые, как кажется со стороны, менее других нуждаются в догазификации. Так, в Амурской области практически отсутствуют даже магистрали до загородных поселков. Там построен экспортный газопровод «Сила Сибири», от которого нужно сначала добросить трубу до городов и поселков, а только потом озадачиваться бесплатной подводкой «голубого топлива» к земельным участкам. В Мурманской области аналогичная ситуация — газа там фактически нет. Через два года там собираются построить хаб по приемке сжиженного топлива, но магистралей «Газпрома», на которых можно было бы проводить эксперименты, элементарно не существует. В свою очередь, Дагестан и так обеспечен хорошо развитой газопроводной системой, поэтому там скорее всего найдется не так много желающих принять участие в бесплатной программе государства. Там, скорее, нужно узаконить самовольные врезки в газопроводы и принуждать людей платить за потребляемый газ.
Поэтому Минэнерго было бы более разумно ставить опыты в областях, где уже проложены магистрали к населенным пунктам, но еще не разведены по улицам.