Прославившись в роли Саманты Джонс, неутомимой и бесстрашной охотницы за мужчинами, Ким, пожалуй, создала не менее яркий образ, чем главная героиня сериала «Секс в большом городе» — Сара Джессика Паркер. Но Кэттролл никогда не претендовала на ролевую модель, тем более что в самой актрисе не так много от ее героини.
За все годы существования «Секса в большом городе» пресловутая «вражда» двух актрис, явно (хотя и неофициально) деливших почетное место главной героини шоу, стала популярной темой. Ее даже сравнивают с одной из самых известных голливудских женских «битв» — Бетт Дэвис и Джоан Кроуфорд... Но Ким никогда не хотела, чтобы ее поведение относили к капризам требовательной дивы. Их трения с Паркер не обычные женские разборки — причина, конечно, в деньгах. В то время как Сара Джессика Паркер получала огромные гонорары за роль Кэрри Брэдшоу, Ким Кэттролл в роли Саманты Джонс привлекала не меньше (если не больше) внимания и зрителей, и критиков. И однажды она не побоялась сказать все, что думает по поводу несправедливой оплаты труда. Говорят, именно из-за этого преждевременно завершились приключения четверки подруг в 2004 году. Коллеги Ким — Синтия Никсон и Кристин Дэвис — предпочли промолчать и ее тогда не поддержали. Но с тех пор слухи, сплетни и домыслы о скандальных отношениях двух актрис стали набирать обороты. Периодически у кого-то сдавали нервы, и дамы вступали в публичные словесные перепалки. Но если Сара Джессика старалась придерживаться дипломатичного тона и отрицала проблему, то Ким не слишком стеснялась. Например, могла сказать, что с Паркер они никакие не подруги и что та вела себя с ней «некрасиво» и организовала травлю в прессе за отказ сниматься в третьем фильме. По еще одной версии, Кэттролл категорически отказалась от участия в третьем фильме не только из-за «невыносимой» атмосферы психологического давления во время съемок двух первых картин, но и не согласившись с некоторыми сюжетными поворотами. Например, ее героиня должна была получать «сексуализованные» фото от подростка — сына Миранды, что показалось Ким абсолютно возмутительным.
Последняя остановка
В 2018 году у Кэттролл в семье случилась трагедия — ее младший брат Кристофер покончил с собой. Сара Джессика Паркер выразила свое сожаление публично, а в ответ получила не слишком адекватную реакцию Кэттролл. «Постоянные попытки протягивать руку помощи особенно неуместны сейчас и лишь напоминают, какой жестокой и бессердечной ты обычно бываешь. Позволь мне раз и навсегда заявить: ты — не моя семья. Ты — не моя подруга. И я последний раз прошу тебя перестать эксплуатировать несчастье моей семьи для того, чтобы реабилитировать свой имидж в глазах общества».
В 2020 году было принято решение вместо третьего фильма перезапустить проект, и началась работа над новым сериалом «И просто так». Сара Джессика Паркер, разумеется, не только играла в нем главную роль, но была и продюсером. Она же в этом качестве сообщила поклонникам «Секса...», что в этот раз «им даже в голову не приходило» предложить Ким Кэттролл поучаствовать, поскольку она уже давно «твердо обозначила свою позицию на сей счет».
По мнению многих обозревателей, эта «вражда» и закулисная драма в немалой степени поддерживает интерес к «Сексу в большом городе» и всем его реинкарнациям. Особенно очевидна в этом процессе стала роль Ким после того, как она, категорически отказавшись и от участия в третьем фильме, а потом и в новом сериале, неожиданно снялась в финале второго сезона «И просто так». Вызвав этим буквально минутным появлением целую бурю эмоций и новых слухов. И подарив надежду на продолжение...
Что же заставило принципиальную Кэттролл сменить гнев на милость? Говорят, ей позвонил лично глава канала, производящего сериал, и предложил на любых условиях порадовать своих многочисленных поклонников. Обратился к актрисе и Майкл Патрик Кинг, сценарист и шоураннер «Секса...». «Я очень хотел ее возвращения, потому что Саманта играет огромную роль в бренде «Секс в большом городе». И по случаю его 25-летия очень хотелось волшебства для поклонников. И Ким неожиданно сказала мне: «Что ж, давайте их чем-нибудь порадуем, и заодно сами повеселимся». Стоит ли говорить, что все условия Кэттролл (включая неразглашаемую сумму гонорара) были приняты и выполнены. Сцену — разговор с Кэрри Брэдшоу по скайпу — снимали отдельно, так что Ким не пришлось вступать даже в виртуальный контакт ни с кем из бывших коллег. Когда немного утихли восторги публики, Кэттролл задали неизбежный вопрос, планирует ли она снова вернуться к своей героине, например в третьем сезоне шоу «И просто так». Но, увы, актриса ответила, что ее камео во втором сезоне было «последней остановкой поезда Саманты Джонс». В недавнем интервью Ким еще более эмоционально и решительно объяснила свою позицию, столь нехарактерную для немолодой актрисы. «Я не хочу даже один час своей жизни провести не получая удовольствия. Не в том месте и не с теми людьми. И в личном, и в профессиональном плане я хочу сама выбирать, с кем провожу время. Потому что — это моя жизнь».
Гадкий утенок
Ким Виктория Кэттролл родилась 21 августа 1956 года в Ливерпуле. Мать работала секретарем, отец — строителем, жили скромно, но семья была очень дружная. Девочке было три месяца от роду, когда родители переехали в Канаду. А в 11 лет ее из Ванкувера отправили в Ливерпуль присматривать за больной бабушкой. Она жила у своей тети и полюбила этот город всем сердцем. Там же увлеклась актерством, влюбилась в театр и не хотела больше уезжать из Англии. Ездила на лекции в Лондонскую академию музыкального и драматического искусства, но позже все-таки вернулась в Канаду и, окончив там школу, отправилась в Нью-Йорк. Отучившись в Американской академии драматического искусства, подписала контракт на пять лет с режиссером Отто Премингером, давшим ей первую роль в кино в своем фильме «Розовый бутон». Через год контракт выкупила студия Universal, и Кэттролл стала одной из последних участниц контрактной студийной системы Голливуда, пока та окончательно не рухнула в 1980 году. По условиям контракта, ее вызывали в основном на телевидение играть многочисленных второстепенных героинь. Было бы большим преувеличением назвать ее кинокарьеру успешной, а тем более легкой и благополучной. Первый же фильм «Розовый бутон» для 17-летней Ким стал серьезным испытанием. Режиссер отличался грубым и жестоким характером, постоянно унижал и оскорблял ее, повторяя: «Дорогуша, ты напоминаешь мне Мэрилин Монро. Не внешне, разумеется, а своим отсутствием таланта». В Голливуде ей говорили, что она должна похудеть, отрастить волосы и купить себе побольше красивых платьев. На пробах, несмотря на то что ей удавалось ухватить характер героини, Ким часто отказывали в роли — ей якобы не хватало лоска и гламура. «Я должна была всегда выглядеть сексуально и обворожительно. Но у меня никак не получалось играть в эту игру». Агент лично ходил с ней по магазинам и покупал платья и туфли на шпильках. «Это было чертовски неудобно и дико, я чувствовала себя гадким утенком, мне в отличие от всех остальных женщин было в этом «пруду» некомфортно и неуютно». Ким предпочитала думать о себе как о характерной актрисе, заключенной «в тело ведущей героини». Слишком долго ее никто не принимал всерьез, всю молодость, все лучшие годы она играла «горячих блондинок», призванных пробуждать у мужчин сексуальные фантазии. Но надо было на что-то жить, ведь у нее никогда не было богатых любовников или мужей. Она снималась в таких комедиях, как «Порки» (о подростковых играх во взрослую жизнь), «Манекен», «Полицейская академия». Кстати говоря, «Порки», к ее удивлению, стал абсолютным хитом, а в Канаде так и вовсе много лет подряд держался на верхней строчке кинопроката.
От депрессии и постоянного чувства невостребованности в Голливуде Ким спасал театр — ее первая и главная актерская любовь. Только в театре, в классических спектаклях могла она проявить свой актерский талант, получала заслуженную любовь зрителей и критиков. Например, могла совмещать съемки в «Порки» с игрой в спектакле по пьесе Артура Миллера «Вид с моста». Ее актерское резюме выглядело так, словно принадлежало двум разным актрисам.
Казалось, так будет всегда. Ким старалась как можно меньше времени проводить в Лос-Анджелесе и как можно чаще выходить на сцену. Однажды в Нью-Йорке зашла в книжный магазин и наткнулась на книгу известной светской журналистки Кэндес Бушнелл (на ее основе и был создан сериал «Секс в большом городе»), купила ее и дома, не дочитав и до половины, швырнула об стенку. «Я в то время была одна, в депрессии, и мне показались ее рассказы и рассуждения ужасно тоскливыми и противными. Неужели действительно все мужчины таковы? И неужели мы, женщины, так безнадежно претенциозны? Вроде бы эти подруги должны поддерживать друг друга, а они на самом деле лишь служат друг для друга неким прикрытием. В общем, когда мне позвонил мой друг Даррен Стар, продюсер сериала, и предложил в нем роль, я отказалась категорически. Не хотела быть одной из этой компании женщин, глубоко мне несимпатичных. Самый модный коктейль Нью-Йорка, самая крутая вечеринка, самый модный клуб, последняя модель туфель и все в том же духе. Неинтересно. Но Даррен, хотя они уже нашли актрису, позвонил мне за несколько недель до начала съемок и снова попытался убедить сыграть Саманту. Хотя бы попробовать. Ха-ха! Попробовать. Нужно было подписывать контракт на шесть лет! То есть мне тогда был 41 год, и, значит, все бы закончилось в 47. Прощайте, надежды устроить свою личную жизнь. Работа по 18 часов в сутки, да еще в таком возрасте, — одно с другим мало сочетается». И она снова отказалась.
Но после бессонной ночи, прокручивая в голове все сказанное Дарреном, Ким наутро ему позвонила и скрепя сердце все-таки дала согласие. Ее утвердили на роль, а той актрисе, которую уже приняли, заплатили немалую неустойку. Поняла и полюбила свою героиню Ким где-то только в середине первого сезона. Во время съемок эпизода, где они вчетвером, городские манхэттенские красотки, отправлялись на уик-энд в деревню. Кстати, именно эта серия вдохновила создателей более позднего успешного сериала «Отчаянные домохозяйки».
Поначалу «Секс в большом городе» особого успеха не имел. Его страшно ругали. Ким однажды взяла свою маму на одно светское мероприятие. К ним подошла женщина и сказала: «Как вам не стыдно — позволить своей дочери играть такую роль и после этого еще появляться на людях?» Мать на своем безупречном британском английском ей ответила: «Моя дочь — актриса. Очень хорошая актриса. И тот факт, что она играет эту роль, ничего не значит. Потому что моя дочь — не Саманта!» А сколько раз ей приходилось выслушивать гадости от женщин, мечтающих стать матерями, в свой адрес? Саманта-то ведь противница детей и брака. Пожалуй, только к началу третьего сезона дело наладилось и к сериалу пришла настоящая популярность.
Рассказать правду
«Почему так много потрясающих незамужних женщин и так мало потрясающих неженатых мужчин?» — один из первых вопросов, которые Кэрри Брэдшоу ставит перед своими подругами в «Сексе...». Ей отвечает Саманта Джонс: «Правильный мужчина — это иллюзия. Начинайте жить своей жизнью!» Так и появилась одна из самых любимых и ярких телегероинь всех времен. Эти слова как нельзя лучше «зеркалят» и личную жизнь самой актрисы. Трижды она выходила замуж и трижды терпела неудачу. Первым мужем в молодости был канадский писатель Ларри Дэвис. «Я тогда долго не знала, как буду жить дальше. Всегда была куда менее уверена в себе в личном плане в сравнении с профессиональным. Когда мы только встретились, у нас были общие цели. Но вскоре он перестал понимать, что амбиции и необходимость самовыражения были столь же важны для меня, как и для него. И я осознала, что не смогу его изменить, но и идти на компромиссы с собой тоже не готова». Ради второго мужа, немецкого архитектора Андре Лисона, актриса в 1982 году переехала в Германию, выучила немецкий язык и старалась как можно меньше времени проводить в Лос-Анджелесе. Но и этот брак оказался нежизнеспособным.
После череды кратковременных романов Ким снова решила попытать семейного счастья и вышла замуж за джазового музыканта и специалиста по звукозаписывающей аппаратуре Марка Левинсона. Однако и с третьим мужем, хотя он тоже не был актером, отношения не заладились. Актриса в этом разрыве винила именно работу в сериале, не позволившую ей проводить достаточно времени с мужем. «Я работала по 18 часов в день. А если не снималась, то участвовала в рекламной кампании. Марк грустил, нервничал, чувствовал себя одиноко, ревновал к моим успехам, и ничем хорошим это не закончилось». Они расстались через шесть лет, как раз когда закончился и «Секс в большом городе». Хотя Ким и согласилась написать вместе с ним откровенную книгу об отношениях мужчины и женщины. Идея пришла мужу в голову как раз в связи с популярностью сериала и его жены в роли большого эксперта в сексуальной жизни. Но Ким уверяет, что и в этом плане у нее было очень мало общего с Самантой. «Моя сексуальная траектория вовсе не была такой счастливой и успешной. Напротив, все в этой сфере было сложно — как у большинства, на самом деле, женщин. Пожалуй, только к 40 годам я немного разобралась и решила использовать возможность поделиться своим опытом и рассказать правду».
По словам Ким, во многом из-за «Секса...» она отказалась и от попыток стать матерью. График съемок и процедуры, которые могли бы помочь ей забеременеть, казались абсолютно несовместимыми, и актриса так и не решилась пройти через этот сложный процесс.
Встретить своего человека
Когда съемки в сериале «Секс в большом городе» закончились, вместо облегчения Ким испытывала противоречивые чувства. Так или иначе, но она привыкла к образу дерзкой гедонистки и авантюристки Саманты, живущей по принципу «свято место пусто не бывает» в отношениях с мужчинами. А Ким вновь оказалась в одиночестве и обнаружила, что совершенно к нему не готова. В ее собственной жизни продолжался мучительный развод с третьим мужем. Если два первых развода никого не интересовали, то в этом случае слава «Секса...» обеспечила актрисе внимание всей желтой прессы, дружно упражнявшейся на ее счет в остроумных заголовках. Она уехала домой, в Канаду. Как обычно, убежищем Кэттролл были театральные подмостки. «Антоний и Клеопатра» в ливерпульском театре, «Чья это жизнь в конце концов?» в лондонском Вест-Энде и много других спектаклей. В отличие от большинства актеров, поймавших за хвост такую удачу, как участие в суперпопулярном шоу, она не могла или не хотела смириться с необходимостью соответствовать своему новому статусу и, как та же Дженнифер Энистон после «Друзей» или Сара Джессика Паркер, пойти по традиционной дорожке участия в претендующих на остроумность романтических комедиях. Если и соглашалась сниматься, то в ролях, не имевших ничего общего с Самантой Джонс. Например, сыграла мать героя Дэниела Рэдклиффа в картине «Мой мальчик Джек» или в «Призраке», драме Романа Полански о тайнах премьер-министра Британии (с Пирсом Броснаном и Юэном Макгрегором). Полански в то время скрывался от американских властей в Европе, а когда его все-таки упрятали в тюрьму, уже там заканчивал монтаж фильма.
В 2016 году Ким записывала свою программу на ВВС и познакомилась со звукорежиссером Расселлом Томасом. Они подружились и не раз вместе обедали после работы. Когда актриса уехала в Ванкувер, он неожиданно приехал к ней. «Это было очень смело с его стороны, ведь мы почти не знали друг друга». Но все сложилось, и с тех пор они не расстаются. Ким уверена, что нашла свою вторую половину и долгое ожидание того стоило. «Я его люблю. Мне с ним легко и комфортно. Он настоящая «зажигалка» и обладает очень специфическим чувством юмора. Да и глаза мои он тоже очень радует».
По-видимому, Расселлу и Ким (несмотря на 14-летнюю разницу в возрасте) удается главное, то, что казалось в предыдущих отношениях актрисы с мужчинами непреодолимым препятствием, — избегать столкновения актерской работы и мужских амбиций. Томас самодостаточен настолько, что не стремится «сравнять счет» и просто-напросто любит жизнь во всех ее проявлениях. Ким же, учитывая прошлый печальный опыт, не принимает решения сама, а только посоветовавшись с партнером. По ее убеждению, браку наступает конец с того момента, когда один из супругов начинает действовать единолично. Снимается Ким достаточно много, в основном в сериалах — «Модус», «Свидетель обвинения», «Как я встретила вашего папу». Но в отличие от Саманты она не хочет жертвовать личным счастьем. «Мы постоянно работаем над нашими отношениями. Это не легко. Отнюдь. Но под работой я не подразумеваю что-то негативное. И я точно теперь знаю, что работа эта имеет смысл только в одном случае — если встретишь своего человека».