Россия — вторая после США по трафику в социальной сети Инстаграм в мире. Всего в 2017 году в этой сети было 22 миллиона пользователей из России, а в 2016-м их было в пять раз меньше. 60 процентов российских пользователей — женщины. Их средний возраст — 25–34 года. В Москве каждый четвертый житель — пользователь Инстаграм. Сюда уходит не только реклама модных брендов, но и сервисы по образу жизни вообще. В моде не только идеальная внешность, но и массовая философия. В чем она?
— Никогда еще люди не придавали такого значения внешности, как теперь. Не забывайте о том, что внутри, — написала пользователь @septembrenell. Она проиллюстрировала свои слова картинкой — востроносая девушка с выпуклыми, как у русалки, губами стягивает с себя будто резину лицо.
Ей ответили: «Какая же ты красивая!», «Ты — идеал», «Божественная красота», «Ору!», «Лайк», «Лайк», «Лайк!», «Мне никогда не быть такой красивой».
У нее 315 тысяч подписчиков. Наибольшее количество лайков под ее постами — 40 тысяч, наименьшее — 12 тысяч. На картинках, которые пользователь выкладывает в сеть, изображена одна и та же девушка. Она то в бикини и белье, то в тяжелых ботинках и брюках, собирающихся складками на очень тонкой талии. Ее волосы — то розовые, то зеленые, как тина, то серебристые, как седая луна. Глаза — большие, раскосые, подбородок — острый, маленький, нос — как у Анжелины Джоли, только заострен и вздернут, скулы — острые, все лицо — сердечко. @septembrenell в целом похожа на Анжелину Джоли. В глазах — застывшая боль, похожая на камбоджийскую боль Джоли. Так смотрели бы глаза Джоли, если бы ей провели лоботомию и загрузили в голову искусственный интеллект, на котором была бы записана программа боли.
Один раз @septembrenell выложила картинку с невероятно густыми длинными волосами, поднятыми к макушке тонкими руками — и той же болью Анжелины Джоли в глазах. Она написала о том, что слушала Нобелевскую лекцию Бродского, которая произвела на нее огромное впечатление, причем глубиной мысли. Именно эта лекция дала @septembrenell полное понимание личности поэта... «Где купить такой же парик?» — написали ей в комментариях. «Неужели люди бывают такими красивыми?», «А как эти парики на ощупь?», «С такой внешностью нужно кучу булавок носить, чтоб не сглазили», «Бродский чудесен. Тоже сходила бы на лекцию».
Однажды @septembrenell дала интервью небольшому сетевому изданию, и в нем ее представили писательницей. Графическая новелла @septembrenell еще не издана и не закончена, но автор уже поделилась с аудиторией первыми главами своей книги. — «Зачем люди пьют алкоголь, курят и принимают наркотики, если есть любовь? — так начинается книга. — Она сделает чувства острее, ты больше не сможешь сфокусировать взгляд на остальных людях, тебя бросает в жар… Все, что ты хочешь, это быть ближе, еще ближе, стать его кожей, оказаться в его теле… Любить не за то, что он хорош, а за то, что его ненавидят другие. Ты часто дышишь и пытаешься запомнить каждую мелочь этого момента… Именно поэтому, что бы ты ни делал — делаешь лучшим образом… Твои зрачки похожи на черные дыры… коллапс нежности тел, и мы навсегда останемся застывшими звездами… Остаются звучать только дерзкие наречия между стоической архитектурой города».
Аудитория щедро ответила множеством рецензий на первые главы: «Просто шикарно!», «Все чаще перечитываю!», «Вы очень талантливы», «Прям в сердце», «Но неужели человек может быть так идеально красив?»
Между философскими высказываниями и эпистолярным творчеством @septembrenell рекламирует новинки косметики, рестораны, в которых можно отдохнуть компанией в Москве, и заграничные отели.
Блогеры с большой аудиторией могут зарабатывать в этой сети на рекламе брендов от 1 до 4 миллионов рублей. Блогеры-середняки — 150–400 тысяч. Кроме рекламы у блогеров Инстаграма есть еще один способ заработать на своей аудитории — проводить вебинары, онлайн-курсы и консультации. Для этого блогер должен доказать своей аудитории, что он профессионал своего дела. Наибольший спрос в Инстаграме на астрологов, диетологов, психологов, специалистов по женскому счастью и личностному росту.
Маяковская энергия
@malena_m — Малена Маяковская. В ее профиле написано: «Вдохновляю мир. Спорт. Много спорта. Мой магазин чудесных платьев — RUSdesigners.ru». У нее 56 тысяч подписчиков. Среднее количество лайков — 2 или 3 тысячи. Несколько раз в неделю она — нарядно одетая блондинка, часто меняющая шляпы — желает своим подписчикам доброго утра. «Если в жизни происходит не так, как ты хочешь, — пишет она в одном из последних постов, — возможно, у тебя просто для этого НЕТ нужного уровня энергии. Перестань долбиться в закрытую дверь головой, разбивая ее в кровь, зарядись в другом месте. Найди свой источник в природе, людях, работе, солнце и светлом будущем. Доброе утро!»
— Красивый — это не когда у тебя определенный разрез глаз и высокие скулы. — @malena_m наливает в чашку из чайника: в желтом соке горячего манго плавают ядовито-розовые четвертинки маракуйи. — Красивый — это когда у тебя светятся глаза, и другому от этого хорошо. Есть у нас параметры красоты Анжелины Джоли и золотое сечение. А у меня есть друзья-хирурги, которые занимаются гармонизацией внешности. Они делят лицо и смотрят, чтобы оно было симметричным. Максимально симметричное лицо — это как раз красивое лицо. Но, к сожалению или к счастью, в природе не существует симметричных лиц. Кто для меня красивый? Я не могу, посмотрев только на картинку в Инстаграме, определить, красив ли человек. Я могу это сделать, только пообщавшись с ним.
— Значит, вы думаете, что через картинку в Инстаграме нельзя показать ум и энергию?
— Я была одной из первых, кого начали называть инстаблогерами. Никто тогда не писал в Инстаграме тексты. А я так любила писать, что начала писать тексты. Картинки мои не были чем-то примечательным. Когда мне нравится какая-нибудь знаменитость, я подписываюсь на нее, а она несет такую чушь, говорит такие бездарные вещи, что разрушает весь свой образ! Дальше мне неинтересно за этим человеком следить — то, что он пишет, не соответствует моему представлению о прекрасном. Я хочу за интересным человеком следить. Текст рассказывает о человеке гораздо больше, чем картинка. Я вижу девочку, красивую невероятно — глаза, губы, грудь, платье... Начинаю за ней следить, а потом отписываюсь, потому что она несет чушь или весь ее аккаунт — подтверждение статуса ее мужа. «Посмотрите, какая я красивая! Посмотрите, какая у меня сумка! Какая собачка!» Даже когда у них рождаются дети, они детей тоже выставляют как что-то, чем можно похвастаться. А меня спрашивают: «Почему у тебя так мало подписчиков?». Да, у меня пятьдесят тысяч, а не четыреста. Потому что я не выкладываю голую попу, у меня хорошая репутация, я мать двоих детей, и мне не надо выкладывать попу, чтобы увеличить количество лайков. Поэтому со мной любят работать бренды. Звонят из Estee Lauder, например, и говорят: «Представляешь, вчера в “Цветном” снесли маску, про которую ты написала. Прямо приходили, показывали твой аккаунт и говорили — “Дайте нам это”». А я не скрываю того, что у меня есть платная реклама. И это нормально. Я тестирую продукт на своем лице, трачу свое время, но я никогда не буду писать неправду.
— Значит, энергию вы соотносите с умом?
— С ресурсом, которым является человек. Общаясь, я, например, начинаю человека чувствовать и всегда знаю, что он обо мне думает.
— Давайте проверим. Что я о вас думаю?
— Нет, мы не будем проверять, — говорит @malena_m стальным голосом человека, умеющим отказывать быстро. — Потому что это не тема нашего разговора. Но я чувствую, когда люди тебе не доверяют, в тебе сомневаются или смотрят на тебя и чего-то ждут.
— Может, вы путаете ощущения с мельчайшими изменениями мимики?
— Нет, я чувствую.
— И вам не кажется?
— Я могу даже отвернуться и не смотреть, но все равно буду понимать, что обо мне думают.
— И как показать энергию в Инстаграме?
— Но вы же читаете некоторые тексты и чувствуете в них эмоции человека. Эмоции — это не восклицательный знак. Какие-то тексты тебя зажигают, а какие-то — просто буквы, которые не несут в себе ничего.
— Это дар слова.
— Почему в Инстаграме моменты из жизни набирают так много лайков и комментариев? Потому что это эмоции, на которые люди реагируют. Это не заказной пост: «Я пошла в магазин и купила классное платье, посмотрите». Это — «Вау! Я нашла платье мечты!». А на фото — глаза светятся. Тогда пост зажигает, и читатель остается с тобой.
— Кажется, именно в Инстаграм молодежь наиболее уязвима перед лайками, которые мерилом успеха делают накачанные попы.
— Это беда, — неожиданно соглашается Малена. — И она меня очень пугает. Сейчас вылезло столько звезд разных, в том числе на экраны телевизора, которые несут с собой совсем не радостную информацию о том, какой надо быть, как выглядеть, как жить. Эти люди везде, у них популярные инстаграмы. Они ориентируют детей, а дети думают — на этих звезд подписаны шесть-семь миллионов человек, это целый большой город, значит, надо как они. Меня это реально пугает. Большие попы — это один из псевдоидеалов.
— Итак мы приходим к выводу… Если я — неактивный пользователь Инстаграма — вообще могу приходить к каким-то выводам об этой сети…
— Удивительно! Почему вы не пользуетесь активно Инстаграмом?! Нет времени?
— У меня нет такой красивой жизни.
— Но есть перо!
— Но Инстаграм — визуальная соцсеть.
— Когда я опрашивала своих подписчиков, что они хотели бы у меня видеть — больше текстов или больше фото, больше обзоров косметики, больше путешествий или советов о воспитании детей — они ответили: нам интересно все, что делаешь ты, потому что это делаешь именно ты, а не потому, что ты делаешь это для нас. Вот когда я сейчас была на Крите, у меня была очень красивая фотосессия, очень… И я поняла, что обеспечена контентом на ближайшие несколько дней, и это меня очень радует!
— Я думала, вы скажете, на несколько недель.
— Ха-ха-ха! Не-е-ет, только на несколько дней. Но почему вы говорите, что у вас не такая интересная жизнь? Вы же понимаете, что сами выбираете жизнь, которой живете?
— Она интересна мне. Но она не обязательно должна быть интересна всем. Чаще я бываю не в самых красивых местах.
— Но их же можно совершенно по-другому преподнести!
— Зачем?
— Мир такой большой. Если вы пишете про животных, можно рассказывать про приюты. Если про войну, можно преподнести как помощь ветеранам... Столько всего можно сделать! У меня сразу в голове очень много всего! Мы же не говорим о том, что приносит вам радость, а об эмоциях. Можно описать какие-то эмоции свои, и необязательно писать, что кого-то убили. Мир такой большой. Всегда можно о чем-то рассказать, если у тебя подвешен язык.
— Наверное, для этого нужно иметь какой-то такой позитив внутри себя, чтобы так относиться к миру.
— У вас нет позитива?
— Есть. Но он другой.
— Все зависит от вашего желания выразить мысли. В какой-то момент я поняла, что публичность меня радует, потому что я ее хорошо монетизирую, я по всему миру могу встретить своих подписчиков. Дорогие бренды находят меня сами. Если вы хотите заработать на Инстаграме, нужно развивать личный бренд, Инстаграм — работа, нужно наполнять контент. Кроме магазина одежды, я делаю проекты по личностному росту. Мы помогаем достичь того, что хочешь, очень быстро и очень легко, при помощи других людей. Мы никого не зовем бесплатно, все покупают билеты. Мы приглашаем лучших коучей. Я сама приходила к коучам и говорила: «Знаете, я хочу сделать мир лучше. И у меня есть пятьсот человек, которые хотят стать лучше». И мне не отказывал ни один из них.
— А что нужно изменить в мире, чтобы он стал лучше?
— Мир… В какие-то моменты мы понимаем, что можем расти, только тогда, когда начнем больше отдавать и помогать другим. Вы знаете про законы Кармического менеджмента?
— Кармического менеджмента — нет…
— Ой, это такая классная штука! Это прямо открытие! Обязательно почитайте. Если у тебя есть какая-то неустроенность в жизни, просто находишь человека с такой же неустроенностью и помогаешь ему решить эту проблему — тогда твой вопрос тоже решается.
— А зачем ты ему помогаешь? Чтобы решился твой вопрос?
— Ты помогаешь искренне, а твой вопрос решается сам. Вселенная так работает. Закон Кармического менеджмента уже доказан. Это не я придумала, а Майкл Роуч. Я была на его тренингах. Чем больше ты отдаешь, тем лучше становишься.
— А если тебе за помощь ничего не светит?
— С чего вы взяли?
— Ну допустим. Предположим. Возьмем как данность.
— Я помогаю бескорыстно. Любовь и благодарность — единственно правильный подход. Когда ты несешь себя с позитивом, несмотря на то, что в мире происходит.
— И где же вы свой позитив берете?
— Есть более двухсот способов. Начиная с правильного питания и заканчивая тем, что ты исключаешь из круга общения токсичных людей... Когда ты удивляешься, получаешь новые знания, общаешься с новыми людьми.
— Самое тяжелое событие в вашей жизни?
— Вы знаете, кто такой Тони Роббинс? Погуглите. Погуглите всех, о ком я вам говорила. Он — потрясающий американский коуч, он не ломает людей, а просто рассказывает, как ты можешь стать еще лучше относительно самого себя. В детстве он плохо жил, они с семьей не доедали, и в какой-то момент к ним в дверь постучался курьер с продуктами, это была помощь малоимущим семьям. Но отец Тони его не впустил, сказал, что им ничего не нужно, хотя им есть было нечего. И Тони, когда вырос, организовал фонд, который каждый год кормит миллиард человек. Он говорит: «Я так благодарен тому дню, он был самый страшный в моей жизни, я умирал от голода, а отец из-за какой-то гордости не взял еду. Зато теперь я делаю сытыми миллиард человек».
— А у вас был такой день?
— У меня был и, возможно, не один. Но не такой глобальный, как у Тони.
— То есть самое страшное — это когда нет еды?
— Я свой пример приводить не буду. Почему вы не улыбаетесь?
— Я все время улыбаюсь.
— Я не видела. Мы уже целый час сидим, и вы ни разу не улыбнулись.
— Я внимательно вас слушаю. Я серьезно отношусь к тому, что вы говорите, и мой мозг напряженно работает.
— Расслабьтесь. Есть офигенная медитация на расслабление, могу посоветовать... А что, это будет серьезная статья? О Боже мой! Во-первых, я сама могу вам написать репортаж.
— Мне будет очень интересно прочесть. Но скажите, попа — это для вас совсем не главное?
— Не самое главное.
— Но если бы вы ее показывали, у вас было бы больше подписчиков.
— Голая попа — это лишь один из вариантов раскручивания Инстаграма. На попы хорошо реагируют арабские страны и Кавказ. Но это другая аудитория. Тем девушкам важно количество, а не качество.
— Вы показываете на фото красивое лицо, пишете эмоциональный текст. Но при этом, допустим, у вас — плохая попа. Вы не обязаны ее показывать. Но вы-то знаете, что у вас плохая попа. Это отразится на вашем позитивном мироощущении?
— Если у меня есть мозги, то мои мозги приведут меня в спортзал, где я улучшу эту часть тела.
— Предположим, вы все время ходили в спортзал. Но однажды утром проснулись, а...
— А с попой что-то пошло не так? Тогда надеваем красивое платье и показываем себя спереди. Выкладываем кошечек, собачек, на них всегда хорошо реагируют. Хорошая попа — много лайков? Да ради Бога. Просто я выбираю другое.
Голожопые философы
В Твиттере и ВКонтакте существует движение «Голожопые философы». Пользователи находят в сети Инстаграм фотографии задней части тела, которые девушки, выкладывая, сопровождают многозначительными высказываниями о смысле жизни, о предательстве, о любви, о предназначении, о глобальных целях в жизни. Они звучат, например, так: «Трудности — это не наказание за прошлое, а испытание ради будущего. Горе тому, кто любил только тела, формы, видимость! Смерть отнимет у него все. Учитесь вновь любить души, и вы найдете их вновь». Или так: «Мыслите глобальнее, ведь все, что вы захотите, все, что вы придумаете, все, что вы подумаете, будет вашей жизнью. Думайте о том, что могло бы сделать вас счастливым». И так: «Любовь — это потребность человека творить добро».
Десятый принцип Кармического менеджмента из списка, широко гуляющего по сети, вторит вышеприведенным высказываниям. Что и не удивительно, ведь любое высказывание не совсем одетый блогер-философ черпает не из литературы, не из лекций, прочитанных профессорами в университетах, не из академических учебников, а из книг современных гуру-коучей, которые написаны так просто и ясно, что вполне понятны практически всем. И для тех людей, которые совсем не знакомы с великими книгами прошлого и настоящего, не знакомы, например, с Библией, эти принципы и постулаты звучат как откровение, как прозрение, как нечто первородное автору, то есть родившееся у него конкретно в результате его личных душевных переживаний, открытий и глубокой мыслительной деятельности.
Десятый принцип Кармического менеджмента гласит: «Поддерживайте правильное мировоззрение. Поймите, что все хорошие вещи происходят из помощи другим людям, а все плохие — из соблюдения только личных интересов. Деньги, финансовая обеспеченность, друзья, отношения, еда, молочные коктейли — происходят из служения другим людям. Причина того, что у вас есть привилегия дышать сегодня, происходит из того, что вы когда-то кому-то помогли».
Первый постулат Менеджмента взывает к малым добрым делам. Советует, например, поднимать карандаши, упавшие на ступени лестницы, чтобы на них никто не поскользнулся. Ведь не каждый день человеку выпадает шанс спасти другого человека из-под колес такси или изобрести вакцину от смертельной болезни. Так не лучше ли убрать карандаш с лестницы и предложить коллеге аспирин, когда у того болит голова? Вот за это карма направит в тело помогающего свет, силу и здоровье.
Эти принципы, в той или иной степени преломленные собственным восприятием, массированно гуляют по сети Инстаграм, проиллюстрированные ягодицами разной формы, оттопыренности и упругости.
Пользователь @septembrenell в подписях к фотографиям тоже практикует лаконичность и осознанность. «Я с самого детства знаю, чем именно должна заниматься, прекрасно понимая, что дар этого знания есть не у каждого, и многие люди ищут его на протяжении всей жизни. ...Я живу в моменте творчества, когда рисунок становится продолжением руки, и ты перестаешь понимать, что из этого реальность. Мне бы хотелось соединить всех людей в одного, чтобы понять, как мы похожи и как отличаемся. И этот человек был бы совершенно удивительным».
@septembrenell — веган, ведущий осознанный образ жизни. Она идеально вписывается не только в стандарты внешности, не так давно оформившиеся в российском сегменте Инстаграм — она вписывается в него и нехитрым внутренним наполнением. Все чаще на картинках в ее профиле проявляются прорисованные детали, и пользователю, пришедшему в этот блог впервые, неясно — таким тонким скальпелем поработал над этим лицом хирург, «гармонизатор внешности» или графический редактор.
— С какой ты планеты? — пишут в комментариях подписчик. — Сахарная принцесса, я не понимаю, это фотка или нарисованный персонаж?
— Прям как нарисованная!
— Боже! Какая же ты красивая! Неужели люди бывают идеальны!
В профиле @septembrenell написано — Creator Kseniya Rain. И даже не самый внимательный подписчик, заглянув на данные в профиле, мог бы получить ответ на много раз заданный вопрос — «Настоящая ли ты?» Google по запросу «Ксения Реин» в разделе «картинки» выдает очень худую девушку с простым лицом, бровями — тонкими кляксами и редкими тусклыми волосами, какие чаще всего и бывают у сыроедов. На этих фото @septembrenell — до фотошопа. Поиск приводит в ее старый профиль в сети Вконтакте, там немного постов — все тех же картинок. Профиль давно заброшен и никогда не был популярен. Один из комментаторов пишет ей о том, что помнит ее по творческому кружку в Харькове. Поиск по этому пользователю приводит в его профиль в «Одноклассниках», и там среди прочих фотографий отыскивается групповое фото, на котором Ксения — обычная девушка с горбинкой на носу и тонкими губами. Тут @septembrenell — до хирургической пластики. Ее фамилия Шаломицкая. На поиск уходит не более пяти минут, и он дает ответ: @septembrenell — прооперированый, отфотошопленный, отрисованный персонаж, который сочетает в себе масс-маркетинговые представления о красоте. Поиск дает ответ тем, кто хочет знать. А тот, кто хочет знать, и тот, кто вопрошает, — совсем не одно и то же.
Сколько стоит позитив
@kdukalis — Ксения Дукалис — соосновательница SMM-агентства Belong. В агентство обращаются те, кто хочет раскрутить свой Инстаграм. Мы встречаемся в художественной студии Draw&Go, проекты и страницы которой Ксения курирует. На стене висит маленький, написанный красками портрет Анжелины Джоли. В зале девушки рисуют, стоя перед мольбертами. На холстах — женские лица.
— Скажите, а меня можно узнать? Я на себя похожа? — задает вопрос Ксения, когда я появляюсь в студии.
— Да, я узнала.
— Бывает, встречаешь блогера, и думаешь: «Подождите… а кто это?» Тебе говорят никнейм, и ты понимаешь, кто это. Есть блогеры, которые шалят с Инстаграмом, а есть те, кто говорит: «Я создаю свой образ». Для меня второе — более честная история. Есть инфлюенсеры (влиятельные блогеры, задающие тон. — «РР») — полностью выдуманные. @lilmiquela (1,1 миллиона подписчиков. — «РР») — топовый инфлюенсер, ее фишка в том, что она полностью отрисованный персонаж. Почему она столь популярна? Да, она — ложь, симулякр, но... ведь все, что мы видим в Инстаграме, — это ложь.
— Почему ложь и зачем людям ложь?
— Вообще соцсети ведут к открытости, к излишней открытости. Я, находясь в Москве, вижу в информационном потоке, что происходит у подружки на Бали или если в Лондоне, не дай Бог, теракт какой-нибудь. Мы живем в огромном потоке информации, и если у тебя не какая-нибудь суперклевая работа, позволяющая тебе отвлечься от интернета, ты в этот поток будешь попадать. Это сейчас такая данность. Я не представляю человека без соцсетей. У меня нет четкого ответа на вопрос: «Зачем людям нужна ложь». А зачем нужны реалити-шоу? Они — развлекаловка. Нам нужна красивая картинка, за которой мы будем следить. Поэтому эти девочки фотошопят себя. Есть блогеры, которые этого не скрывают, и люди все равно подписываются на их красивую картинку.
Мы склоняемся над экраном компьютера, разглядывая @septembrenell. Со стены с безыскусственной болью смотрит Анжелина Джоли.
Ксения Дукалис — высокая девушка. На ее лице нет косметики или косметика нанесена так, что ее не заметно. С первого взгляда видно: Ксения не пренебрегает своей внешностью, она отрабатывает шик, противоположный гламуру средних городов России. Такой пренебрежительный шик, как у нее, выходит, как правило, из кругов высших учебных заведений, и в чем-то он противопоставляет себя шику финансовой элиты, как будто говоря: скоро ваши деньги станут ничем, а наш интеллект — всем.
— Видно, что фотошопчик неплохой, — говорит Дукалис, изучая аккаунт @septembrenell. — Губы очень очерчены. Чем хороши stories (функция в Instagram, позволяющая показывать видео и фото с наложением текста; они живут в ленте 24 часа, а потом исчезают. — «РР»)? Это зеркало того, что происходит в Инстаграме. Когда они появились, стало понятно, кто из блогеров умеет разговаривать, а кто — нет. И что вот эти «голожопые философы», пишущие псевдотексты — совсем не семи пядей во лбу. В stories они и двух слов не могут связать, и образ этих девочек разваливается просто. В stories нет фотошопа, поэтому они популярней, чем лента. Stories — это более реалистичный контент.
— Что-то настоящее в потоке заведомо ненастоящего?
— Вот именно! Такой глоток свежего воздуха.
— И как же быть со stories блогерам, которые создали свой образ, и в реальности их никто не узнает?
«А ЗАЧЕМ НУЖНЫ РЕАЛИТИ–ШОУ? ОНИ — РАЗВЛЕКАЛОВКА. НАМ НУЖНА КРАСИВАЯ КАРТИНКА,ЗА КОТОРОЙ МЫ БУДЕМ СЛЕДИТЬ. ПОЭТОМУ ЭТИ ДЕВОЧКИ ФОТОШОПЯТ СЕБЯ. ЕСТЬ БЛОГЕРЫ, КОТОРЫЕ ЭТОГО НЕ СКРЫВАЮТ, И ЛЮДИ ВСЕ РАВНО ПОДПИСЫВАЮТСЯ НА ИХ КРАСИВУЮ КАРТИНКУ»
— Тут подвох только для рекламодателей. Если они хотят снять с ним видео, потому что он — инфлюенсер с большим охватом и у него миллион подписчиков — то его могут не узнать. Но по контракту он обязан выложить видео. И это уже на его совести — узнают его подписчики или нет. Он знает, на что идет, это его риск, и он понимает, что его ждет.
— А вас не пугает то, что отфотошопленные, отрисованные персонажи в Инстаграме начинают быть популярнее реальных людей?
— Но это же не в Инстаграме проблема, а в том, что у нас в последние лет двадцать был всего лишь один идеал красоты — супермодели из девяностых. А в нулевых эта зацикленность на них начала проходить, и в десятых годах вообще заговорили про боди-позитив. К нам же все веяния с Запада идут, а там сказали: «Целлюлит? Ой, да это же классно!» Сейчас на Западе сильно продвигается движение боди-позитива и ЛГБТ. А мы в России еще плывем на старой волне. Но и в российском Инстаграме уже вырастают инфлюенсеры, которые говорят: «Ты красивая потому, что ты такая есть». Вот Рианна запустила недавно новую линейку белья. У нее в показе девочки-модели разного размера, и некоторые из них явно не голодают. Но до России все это дойдет позже. У нас часто слышишь разговоры о том, что русские девушки — самые красивые. Просто у нас в культуре есть соревновательность за мужчин.
— Потому что мужчин в России меньше, чем женщин.
— Да, и на Западе не понимают этот наш struggle. Поэтому российские женщины стремятся показать себя красивыми, а в Инстаграме это выходит на новый уровень. Инстаграм — самая депрессивная соцсеть, и притом самая позитивная. Позитивная потому, что все выкладывают туда только самое классное из происходящего в их жизни, но когда ты смотришь, как у всех все классно, а у тебя проблемы — ты реально впадаешь в депрессию. Я очень не люблю блогеров, которые постоянно счастливы и на позитиве! Я понимаю, что у них раздрай дикий, и им надо уже пойти к психоаналитику. Но это мое мнение, не думаю, что к нему кто-то прислушается. Мое самое любимое самоопределение в Инстаграме — самая любимая жена, счастливая мама. Но у меня есть много подруг, которые не пишут текстов вообще. У них просто инстаграмная внешность.
— Опишите эту внешность.
— Мне легче показать фотографии. Но если вы хотите, чтобы я ее описала, то это такой тип внешности — мяу-мяу. Небольшой нос, пухлые губы, большие глазки, желательно маленькое личико, длинные волосы. Это — база. Но еще может быть какая-нибудь фишка. Сейчас девочку покажу, у нее все лицо в веснушках, — Ксения показывает на экране блогера-инфлюенсера, обсыпанную веснушками так, будто ей в лицо выплеснули ржавые чернила. — У нее и без веснушек внешность подходит под этот идеал, но они ей помогают. Но я как рекламодатель предпочту не просто красивую девочку с миллионом подписчиков, которая ничего не пишет. Я предпочту девочку с пятьюдесятью тысячами, которая пишет тексты. Потому что на первую аудитория просто смотрит, и им неинтересно, что она делает в своей жизни.
— А раньше, когда женщины вместо Инстаграма разглядывали глянцевые журналы с фотографиями звезд, они редко сравнивали себя с ними. Маша из соседнего подъезда — близко, а Анжелина Джоли в Голливуде — далеко. Как вам кажется, ведь поэтому женщины тогда меньше хотели подражать?
— Проблема еще в том, что у нас пока не сформировался единый новый идеал красоты, и пока в наших головах нет ощущения — ты такой красивый потому, что ты такой, какой есть. Я росла с картинками худых моделей — Наоми Кэмпбелл и так далее. Единственным примером, похожим на меня фигурой, была Дженнифер Лоппес. И, глядя на нее, я думала: значит, я тоже красивая. Хотя мои одноклассницы были худыми, а я — в теле. А у девочек, которые растут сейчас, уже не будет такой дикой загонки о том, что они не худые. Потому что есть другие, похожие на них. В Америке появилась черная Барби. Это нужно для того, чтобы девочкам было с кем себя ассоциировать. Потому что когда стандарт один, то ты будешь хотеть другие губы, другие глаза, нос, как у Анжелины Джоли. На Западе это уже не так. А у нас пока так. Я не осуждаю людей, которые изменили себе внешность, но всегда думаю: «Блин... зачем?». Для меня женственность и переделанная красота — разные вещи. В моей системе ценностей переделанный нос не сделает мою жизнь лучше.
— А что сформировало вашу систему ценностей?
— Книги, наблюдения, воспитание, критический склад ума. И вот когда я встречаю людей, которые всегда на позитиве, у меня скептический вопрос: «Интересно, а как ты на самом деле живешь?».
— Вы хотите сказать, что этот позитив — поверхностный?
— Да. Но он очень ясный. Он очень понятный многим. Самые массовые аккаунты — это те, которые не несут обучающей и развивающей нагрузки. Ты их понимаешь без дополнительной подготовки. Они — для масс. Они должны быть искренними или казаться искренними. Но когда ты приобретаешь жизненный опыт, тебе уже так писать не хочется.
— А аудитория? Она ведь будет уходить? Или она повзрослеет вслед за инфлюенсером?
— Она привыкает к старым текстам и может просто захотеть остаться на том же уровне развития.
Мишель и фотошоп
@septembrenell написала: «Я часто вижу вопросы в комментариях по поводу реалистичности своих картинок. Давайте я отвечу на них сегодня. Однажды, будучи еще пятнадцатилетней девочкой (а с тех пор прошло уже двенадцать лет), я создала альтерэго — Мишель. С развитием моего таланта, навыков, трендов, вкусов и осознанности Мишель приобрела новые формы. Итогом стал персонаж, за жизнью которого вы наблюдаете. Это моя жизнь, мои мысли, но каждое фото я рисую. @septembrenell — арт-объект. Она реальна и нереальна одновременно, она — плод моего мира. Она — образ, олицетворяющей все хорошее во мне, в том числе способность видеть красоту».
Из комментариев к этой записи:
— Значит, это фейк?
— Это не фейк, — ответила @septembrenell, — это персонаж.
— Не заметно, что это — выдумка.
— Спасибо, что написали, а то реально был взрыв мозга, ну не может человек быть таким идеальным.
— Многие воспринимают этот образ как реальность, тянутся к «идеалу», которого на самом деле не существует. Ксения, а я помню тебя настоящую — по драмтеатру. Всегда была добрая и отзывчивая. Зачем ты закрылась от людей?
— Зачем вы разрушили волшебство? Я не хочу видеть Алису из Страны Чудес сидящей на унитазе!
— Ты так красива! Ты божественно красива. А ты настоящая?
— Везет же некоторым людям! Ты такая офигенно красивая!
@septembrenell постит еще и еще Мишель, изрекающую банальности, за которыми между строк можно прочесть: Мишель за двенадцать лет, прошедших со времени ее рождения в голове художницы в ипостаси «альтер эго», не повзрослела, осталась на интеллектуальном уровне пятнадцатилетней школьницы. На одной картинке Мишель появляется разноглазой — один ее глаз становится вдруг сочно-карим.
МЭРИЛИН МОНРО, ПРИОТКРЫВ РОТ И ПРИПОДНЯВ СОВСЕМ НЕ ИНСТАГРАМНЫЕ ТОНКИЕ БРОВИ, СМОТРИТ В ДРУГУЮ СТОРОНУ, КАК БУДТО НЕ МОЖЕТ ПОВЕРИТЬ В ТО, ЧТО ПРИШЛИ ВРЕМЕНА, КОГДА УЖЕ НЕ НАДО ПРОБИВАТЬ В КИНЕМАТОГРАФ ДВЕРИ, ДРУЖИТЬ С РЕЖИССЕРАМИ, ВЫХОДИТЬ ЗА НИХ ЗАМУЖ
— Не замечала, что у тебя разные глаза! — пишет ей пользователь.
— Может быть, у меня гетерохромия! — отвечает @septembrenell.
Ее аудитория читает ее признания, которые она оставляет в комментариях, о том, что Мишель — рисунок и фотошоп. Но у Мишель — тело Ксении Шаломицкой, у нее нарисована только голова. Мишель — качественное раздвоение между реальностью и нереальностью. Настолько качественное, что не только аудитория сразу же после прочтения поста забывает о том, что Мишель ненастоящая, но и, не исключено, сама Ксения Шаломицкая, неуверенный в себе социопат, обманывается своим же обманом. Можно долго спорить, в чем причины непонимания — в аудитории, которой невыносимо отказаться от мысли, что идеала не существует, или в самой Ксении, которая в своих полудетских текстах забывает о том, что она — не Мишель. Может быть, и это не так. Мне бы хотелось расспросить @septembrenell о ее мотивах и принципах; написала ей письмо, но не получила ответа.
Нельзя сострадать всем
@malena_m смотрится в салонное зеркало. Над ее головой — топ-стилист с фенами и расческами в руках. Рядом на столике — розовая шляпка и круглая розовая сумочка. На @malena_m розовое платье, расписанное цветами. В соседних креслах — актриса Любовь Толкалина, актриса Юлия Пересильд и еще с десяток инфлюенсеров из Инстаграма. Лица последних не знакомы тем, кто смотрит телевизор. Но в этом салоне, где проходит презентация новой линейки продукции Wella Professional, не делают разницы между известными актрисами и блогерами Инстаграма.
— Блогеры создали совершенно новое информационное пространство, — говорит Екатерина Ставенкова, директор по коммуникациям российского представительства Wella. — Вы знаете, что в последнее время появились такие инфлюенсеры? Ими могут быть и актрисы, которые ведут популярный инстаграм. А могут быть бьюти-блогеры, которые усиленно инвестируют в свой контент. То есть не просто показывают какие-то моменты из своей жизни, а думают о своем аккаунте, ведут его, как журнал. Думают о рубрикаторе, манере подачи, о тексте, о хештегах, о связках. Каждый уважающий себя салон ведет аккаунт в Инстаграме — так он привлекает посетителей.
— То есть от десяти блогеров отдачи больше, чем от одной звезды? Или просто выгодней пригласить десять блогеров, чем одну звезду?
— Я бы не стала так замерять, — осторожно отвечает Екатерина. Она стоит спиной к большому портрету Мэрилин Монро, наклеенному на стену. На Екатерине строгого кроя платье. — Когда мы говорим о блогерах, мы больше имеем в виду их аудиторию. Мы смотрим ее, тестируем. Есть блогеры, которые имеют очень размытую аудиторию. Например, пять миллионов подписчиков, но конверсия от них будет такая же, как от аудитории блогера с пятьюдесятью тысячами подписчиков, контент которого сосредоточен на информации о красоте. Мы работаем сбалансированно со всеми.
— А что если вы приглашаете блогера, он приходит и выглядит совсем не так красиво, как у себя в Инстаграме?
— Вся индустрия красоты работает на красивую картинку. Но особой деформации личности у наших блогеров я не вижу.
— А есть какие-то параметры внешности блогера, которые вам как заказчику не подойдут?
— Нет. Мы приглашаем тех, кто убедителен, кто влияет на аудиторию. Не красивую картинку, а личность, инфлюенсера.
Екатерина отходит от стены, уступая место накрашенной и уложенной @malena_m. Ее светлые кудри блестят в свете вспышек. @malena_m окружена фотографами и позирует со знанием дела. Мэрилин Монро, приоткрыв рот и приподняв совсем не инстаграмные тонкие брови, смотри в другую сторону, как будто не может поверить в то, что пришли времена, когда уже не надо пробивать в кинематограф двери, дружить с режиссерами, выходить за них замуж, не нужно сняться в нескольких фильмах, которые понравятся публике, чтобы только после этого войти в круг звездной элиты. Вспышки фотоаппаратов. Еще вспышки. Когда @malena_m отходит от Мэрилин, ее место занимает актриса Толкалина.
— Розовое платье в цветах — это дресс-код такой, — говорит Малена, выходя на крыльцо и надевая на голову розовую шляпку. — А на днях я была на одной свадьбе очень красивый, там был дресс-код — нежно-розовый цвет. И так красиво, когда заходишь в зал, а все-все в розовых оттенках.
— А шляпку вы где взяли?
— Вчера гуляла по центру, в странном настроении. А лучший способ поднять себе настроение — что-нибудь купить. Я купила себе розовую шляпку.
— Кто вы?
— Я? Как я себя позиционирую перед подписчиками?
— Нет. Вы кто?
— Я счастливый человек, который может рассказать другим людям, как стать счастливыми.
— Что такое счастье?
— Это когда ты настолько гармоничен сам с собой и с миром, что у тебя больше нет вопросов о том, что такое счастье.
— И не бывает моментов, когда вы чувствуете себя несчастной?
— Чуть менее счастливой, но не несчастной. Мы же сами выбираем — быть счастливыми или нет. Зачем страдать, если во внешнем мире происходит то, чего ты не можешь исправить? Зачем принимать это близко к сердцу? Это что, ваше предназначение — сострадать?
— Да, при наличии серьезного повода.
— Мы не можем сострадать семи миллиардам человек каждый день. Некоторым людям вообще нельзя сострадать. Это убивает в них желание бороться. Никто никому ничего не должен... Но почему вы никогда не улыбаетесь?
Но как же с бровями
@septembrenell выкладывает картинку, на которой Мишель в черной футболке с надписью «FAKE». На этой картинке гетерохромия четче, боль Анжелины Джоли усилена яркой помадой, размазанной по губам, как кровь после удара. Но главный акцент в ее лице на бровях — жирных, коричневых, стильных. «Это моя вечеринка, моя жизнь, мое творчество, — написала она. — Девочка в сети будет такой, какой я захочу, потому что я могу это сделать, даже если останется только один человек, который скажет: “Мне нравится”».
В комментариях к картинке пользователи написали:
— А каким средством вы ухаживаете за бровями?
— Скажите, а это настоящий человек?
— Да ее внешность и была сделана для того, чтобы нравиться мейнстриму.
— Один человек всегда будет здесь, это — я!
— Просто вживую гораздо хуже себя кроить, чем на рисунке.
— Просто так хочется найти идеальное средство для бровей!
@septembrenell возмущается, отвечая аудитории: «Я не понимаю, почему люди пытаются разобрать меня на винтики, угадать, что из этого настоящего, а что нет. Может, у меня гетерохромия, и на остальных картинках я крашу глаза в одинаковый цвет?». Она быстро переключается и становится Мишель, живущей в мире, с которого содран культурный слой человечества — куда не приходил Христос, где не писали Шекспир и Хемингуэй, а все ценное, что есть в этом поверхностном мире, было сказано третьесортными коучами и гуру. Отрицая иллюзию гетерохромного идеала, она одновременно поддерживает ее, и завтра, возможно, одна из ее многочисленных подписчиц пойдет к специалисту по гармонизации внешности с ее фотографией в руках. Покажет ему фото, на котором большими буквами написано «FAKE», и вступит в борьбу за идеал, который срисовал себя с Анжелины Джоли, которая, в свою очередь, гармонизировала свою внешность у пластического хирурга для того, чтобы к идеалу приблизиться.
«Агонь!» — пишут подписчики. «Ты такая красивая!», «Ты идеал», «Ты божественна», «Лайк!», «Лайк!», «Лайк!»
ТОП-10 РОССИЙСКИХ БЛОГЕРОВ «ИНСТРАГРАМА»
1. @anastasiya_kvitko Анастасия Квитко 8,3 МЛН ПОДПИСЧИКОВ Модель
2. @kateclapp Екатерина Трофимова 6,7 МЛН ПОДПИСЧИКОВ Видеоблогер
3. @svetabily Светлана Билялова 6,1 МЛН ПОДПИСЧИКОВ Модель
4. @maria_way Мария Керимова 5 МЛН ПОДПИСЧИКОВ Бьюти-блогер, актриса
5. @sashaspilberg Александра Болковская 4,6 МЛН ПОДПИСЧИКОВ Видеоблогер, певица, актриса
6. @sheidlina Елена Шейдлина 4 МЛН ПОДПИСЧИКОВ Модель, художник 7
7. @anyuta_rai Анна Харахашева 2,5 МЛН ПОДПИСЧИКОВ Модель
8. @pusshman Юлия Гогитидзе 2,2 МЛН ПОДПИСЧИКОВ Видеоблогер, актриса
9. @mariaviskunova Мария Вискунова 1,3 млн подписчиков Визажист
10. @elenakrygina Елена Крыгина 628 ТЫС. ПОДПИСЧИКОВ Визажист, основательница Krygina Studio