Глава Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин попросил премьера Михаила Мишустина разрешить въезд трудовых мигрантов в Россию вместе с семьями. Речь идет об иностранных высококвалифицированных специалистах. Каких приезжих нам не достает? Есть ли в Москве проблема с привлечением рабочей силы из других регионов и стран? Мнения экспертов читайте сегодня на тематической странице «Гайд-парк».
— Всех мигрантов, в том числе и высококвалифицированных, я считаю, нужно массово пустить в Россию. Пусть приезжают, сдают анализ, здесь живут и работают. Ну сдают же тест граждане России, приехавшие из-за границы, загружают результаты на «Госуслуги» и идут заниматься своими делами. Почему бы и с иностранцами так не поступить? Ведь, согласно данным Росстата, число трудозанятых в России — 70,3 миллиона человек — чуть меньше половины страны. При этом число трудовых мигрантов, по разным подсчетам, — от 8 до 10 миллионов. Таким образом, мигранты составляют около 15 процентов всех работающих, т.е. занимают 15 процентов рынка труда. Но на самом деле куда больше, потому что средний мигрант работает не 40 часов в неделю, а как минимум 60 Многие, например, устроены в одну компанию по схеме «два рабочих дня — два выходных», но эти выходные они тоже где-то трудятся. Почему? А потому что, во-первых, хотят больше заработать — они ж сюда на заработки приехали, а во-вторых, что им, собственно, во время отдыха делать? Смотреть в стену общежития? Ведь практически на любые развлечения нужны деньги, а мигранты небогаты. Российской экономике без мигрантов плохо. Остро не хватает кадров в ЖКХ, строительстве и многих других областях. В этом году в Россию не приехали сезонные рабочие, которые, например, копают огороды, чинят заборы, ремонтируют и строят дачи.
В итоге многим москвичам и жителям области в этом году просто не удалось нанять помощников для выполнения каких-то работ. Больше того: число мигрантов сокращается: с начала года уехали на родину и до окончания пандемии не вернутся около 350 тысяч человек. И это особенно плохо, потому что число трудозанятых россиян не растет, а, напротив, снижается. По данным Минэкономразвития, за последний год их стало меньше на один миллион человек. О каком улучшении экономической ситуации и росте уровня жизни может идти речь, если работающих в России, то есть тех, кто производит товары или услуги, становится все меньше? Есть и еще одна тенденция. Поскольку мигрантов мало, работодатели переманивают их друг у друга, повышая зарплаты. В итоге издержки бизнеса растут, что, конечно, не может не сказываться на стоимости товара или услуги. А если мигрантов будет больше и конкуренция снизится, издержки бизнеса упадут, что позитивно скажется на ценах. Резюмируя, нужно признать очевидное: мигранты на российском рынке труда не просто нужны, а остро необходимы. Пора их вернуть.
Уезжать из регионов уже не обязательно
Зулия Лоикова, основатель агентства по подбору персонала:
— Удаленная работа серьезно изменила московский рынок труда. Начнем с того, что многие жители регионов уехали к себе домой, чтобы работать оттуда. Зачем им снимать квартиру в Москве? При этом многие провинциалы сами выходят на столичных работодателей и предлагают свои услуги. Они рассуждают примерно в таком ключе: «Мы готовы работать в Москве, но — не приезжая сюда, а дистанционно.
И пусть зарплата будет даже ниже, чем обычно предлагают за тот же труд в столице, зато она точно будет выше, чем в моем регионе. А я буду спокойно работать в московской компании, сидя в своей челябинской квартире». Работодателям такое положение дел выгодно — ведь они действительно могут платить меньше. До сих пор они фактически оплачивали аренду жилья для своих сотрудников — ее стоимость входила в зарплату. Работодатели были бы и рады платить меньше и нанять на работу исключительно москвичей, которые жилье не снимают. Но столько москвичей физически нет! Поэтому они, грубо говоря, платили вместо 40 тысяч — 70, чтобы 30 из них сотрудник отдавал за аренду. С развитием дистанционной работы эта схема формирования зарплаты может постепенно уйти в прошлое. А конкуренция на рынке труда, соответственно, усилится за счет появления на рынке «удаленных» сотрудников, работающих из регионов.
Похожая ситуация, между прочим, происходит во всем мире. Сейчас многие международные компании стали нанимать на работу не жителей, скажем, США или Западной Европы, а русских, свободно владеющих английским языком и имеющих хорошие профессиональные навыки. Они могут сидеть где-нибудь в Астрахани и работать сотрудниками кол-центра компании, отвечая на звонки клиентов. А платить им можно существенно меньше, чем европейцам, и они согласятся, потому что, скажем, тысяча долларов — очень хорошая в Астрахани зарплата. Пандемия, на мой взгляд, будет усиливать тренд на всеобщую цифровизацию, потому что он выгоден как работодателям, так и многим категориям работников. Но будут, возможно, и проигравшие: кто живет в Москве и привык работать в офисе.
Курьеров и грузчиков вполне хватает
Наталья Голованова, руководитель исследовательского центра рекрутингово портала:
— Глава Российской торгово-промышленной палаты попросил впустить в Россию какой-то очень узкий круг специалистов — если речь идет о сотрудниках с семьями. По всей видимости, это топ-менеджеры самого высокого уровня, которые здесь не только работают, но и фактически живут. И я сомневаюсь, что их появление хоть как-то скажется на нашем рынке труда — слишком этих людей мало.
Вообще, я бы не сказала, что некоторое уменьшение числа мигрантов существенно сказалось на нашем рынке труда. Разве не стало дворников или остановились стройки, потому что на них некому работать? Или, может, остро не хватает курьеров? Некому сидеть за кассами супермаркетов? Рынок все это регулирует. Да, вакансий стало больше, но они заполняются — в том числе и выходцами из российских регионов. Какого-то коллапса из-за уменьшения числа мигрантов я не вижу.
Есть мнение, что если мигрантов не будет, то их места в московской экономике займут люди из российской провинции. Я не думаю, что тут есть прямая зависимость: «нет мигрантов — приехали россияне». Те, кто хотел приехать в Москву на заработки или постоянное место жительства, и раньше делали это, и сейчас делают. Им не мешают ни мигранты, ни пандемия, ни экономический кризис. Тут вопрос лишь в желании человека. В России, к сожалению, не такое мобильное население, как, скажем, в США — мы значительно реже едем вслед за денежной и перспективной работой. Искать жилье, перевозить семью, устраивать детей в детсад или школу — не все хотят этим заниматься.
Скажу больше: в период пандемии многие из тех, кто хотел, отложили идею переезда в столицу — решили переждать ее дома. Кто-то, уже приехавший в Москву, уехал в свой регион или в свою страну, потому что сфера, в которой он работал — скажем, ресторанный бизнес или организация праздников, — сейчас находится в кризисе. И нет никакой разницы, мигрант ты или россиянин — рынок один для всех. Если границы откроют, то да, мигрантов моментально станет больше: они хотят в России работать. Но если границы продолжат оставаться закрытыми, ничего страшного не произойдет, ни одна сфера экономики не прекратит существование — не произошло же этого до сих пор.
Удаленка опасна для экономики города
Алексей Рощин, социальный психолог:
— Пандемия грозит Москву разорить. И дело именно в миграции. Ведь с развитием дистанционки может постепенно исчезнуть существенная дельта между столичными и региональными зарплатами. Ну зачем работодателю платить, условно говоря, 80 тысяч москвичу, если можно нанять за 40– 50 жителя региона? И он сделает удаленно все то же самое, причем не хуже.
Ведь обитатели московских офисов, если разобраться, по большей части регионалы. Теряя внутреннюю миграцию, Москва может потерять очень много! По сути это происходит уже сейчас. Все, кто на период пандемии уехал из столицы домой и работает удаленно, тратят свои деньги не в Москве, а у себя в регионе. А значит, поступает меньше средств и в московскую экономику: продавцы продуктов, лекарств, одежды, обуви, а также таксисты, парикмахеры и много кто еще просто потеряли клиента. Потеряли его и многие из тех, кто сдает квартиры в аренду. А это, между прочим, огромный рынок — десятки миллиардов рублей в год. Москва во многом город мигрантов — внешних и внутренних, и ее экономика во многом на мигрантов завязана.
Если они перестанут ехать и начнут работать «на Москву» в своих регионах, то произойдет сразу несколько неприятных вещей. Первая — понизятся высокие московские зарплаты, потому что их будут сбивать работающие удаленно регионалы. Вторая — с уменьшением фонда оплаты труда снизятся поступления в бюджет от НДФЛ — налога на доходы физических лиц. А московский бюджет от этих поступлений сильно зависит. Уменьшение московского бюджета, в свою очередь, может не лучшим образом сказаться на благоустройстве города, строительстве дорог, метро, размере социальных выплат. Третья неприятная вещь: денег в московской экономике в принципе станет меньше. Ведь, повторю, тратить «дистанционный» работник станет не в Москве, а у себя дома. Да, регионам может стать чуть-чуть лучше. А вот Москве — существенно хуже: часть денег, которые здесь вращаются, будет распылена по городам российской провинции.
Так что нам нужно надеяться, что пандемия поскорее закончится, а «дистанционка» не станет явлением тотальным. Мигранты, новые энергичные люди, желающие работать и зарабатывать, — это кровь Москвы. Если «понаехавшие» исчезнут, труднее станет и коренным, здесь родившимся. Кто будет снимать вашу, доставшуюся от бабушки, квартиру? Мести ваш двор? Доставлять вам пиццу? Чинить сантехнику? В общем, мигрантов нужно беречь.
Изменится состав покорителей столицы
Игорь Кузнецов, ведущий научный сотрудник института социологии ФНИСЦ РАН:
— В Москву едут в основном за деньгами. Мало кого волнует Третьяковка или возможность посещать Большой театр — это туристические объекты. Если опросить москвичей в первом поколении, как часто они посещают «объекты культурно исторического наследия», то выяснится — крайне редко, если посещают вообще.
Тем не менее если история с удаленкой будет и дальше развиваться, люди в Москву ехать продолжат. Во-первых, не всякую работу можно выполнить на расстоянии. Практически вся сфера услуг — это только очно. Во-вторых, есть и физическая работа, ручной труд, которым занимаются в основном мигранты. В-третьих, дистанционно невозможно сделать карьеру. Удаленную работу могут позволить себе только состоявшиеся профессионалы, при этом, кстати, не нуждающиеся в дальнейшем карьерном росте. Но если нужно продвижение по службе — это уже в столицу и работа с живыми людьми.
Плюс не будем забывать, Москва — единственное место, где можно сделать карьеру в шоу-бизнесе, финансах или, скажем, политике. Поэтому сюда в любом случае продолжат ехать люди амбициозные, как и было в течение всей истории. Возможно, одним из мотивов переезда останется желание жить в городе с хорошей инфраструктурой. Ведь в большинстве районов Москвы довольно комфортная городская среда. Здесь лучше, чем в регионах, с медициной, значительно больше развита сфера услуг, и это, тоже привлекает внутренних мигрантов Вместе с тем с развитием «дистанционки» в Москве станет меньше тех, кого интересуют исключительно деньги. Ну зачем им жить в диком столичном темпе, зачем терпеть неустроенность, переезжая с квартиры на квартиру, зачем платить за аренду жилья, если можно спокойно обитать в своем городе, получая «московскую» или близкую к ней зарплату? Я думаю, снижение числа внутренних мигрантов будет для Москвы не так уж страшно, а регионам пойдет на пользу. Ведь там появятся деньги, а значит, и мощный стимул для развития инфраструктуры: заведений общепита, фитнес-центров, новых магазинов, кинотеатров и т.д.
Сам по себе факт, что лучшие люди, интеллектуальная и профессиональная элита не уезжает полным составом в Москву, даст, я уверен, городам новый толчок к развитию. Ведь наша прекрасная столица — не единственный город России, давайте думать и о стране тоже.