На фоне заявлений BP о продаже акций «Роснефти» и выходе международных нефтегазовых компаний из совместных проектов с «Газпромом» российские власти решили временно ограничить выход иностранцев из национальных активов.
Власти введут временные ограничения на выход зарубежных инвесторов из российских активов, заявил премьер-министр Михаил Мишустин на совещании по поддержке экономики на фоне санкций. По его словам, уже подготовлен проект соответствующего указа президента.
«В текущей санкционной ситуации иностранные предприниматели вынуждены руководствоваться не экономическими факторами, а принимать решения под политическим давлением. Чтобы дать возможность бизнесу принимать взвешенные решения, подготовлен проект указа президента о введении временных ограничений на выход из российских активов», — сообщил он.
Мишустин отметил, что Россия по-прежнему рассматривает иностранный бизнес как потенциальных партнеров и открыта к диалогу с «конструктивно настроенными инвесторами». «Уверен, что санкционное давление в конце концов спадет и выиграют те, кто не станет сворачивать свои проекты в нашей стране, поддавшись лозунгам зарубежных политиков. Как показывает практика, выйти с рынка легко, но вернуться на место, которое уже плотно занято конкурентами, гораздо сложнее», — сказал премьер. РБК направил запрос в пресс-службу правительства о механизмах готовящегося запрета.
Сколько иностранных инвестиций привлекала Россия
Россия к октябрю 2021 года накопила прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на $505 млрд, следует из статистики Банка России. Речь идет об остатках прямых инвестиций из других стран по принципу направленности, который ЦБ называет предпочтительным при анализе источников инвестиций (есть еще принцип активов/пассивов, по которому накопленные ПИИ в Россию оцениваются в $596 млрд). Но поскольку Россия — страна с традиционно значительными потоками трансграничных инвестиций через офшоры (многие из них маскируют российские капиталы, «переупакованные» через иностранные юрисдикции), то официальная статистика ПИИ далека от реальной картины. Например, в заявленных ЦБ остатках суммарных прямых инвестиций в Россию на 1 октября 2021 года 43% ($215 млрд) приходится на Кипр и Бермуды, что вряд ли отражает реальные вложения местных резидентов. Скорее, речь идет о внутригрупповых финансовых перетоках, включая займы и их возвраты.
В то же время официальные данные о накопленных инвестициях в Россию из таких стран, как Германия ($20,8 млрд), США ($4,6 млрд) или Китай ($3 млрд), скорее всего, намного меньше, чем фактические вложения из этих экономик, поскольку китайцы или американцы тоже инвестируют в Россию через офшоры или такие транзитные юрисдикции, как Нидерланды. РБК писал в июне 2019 года со ссылкой на исследование под эгидой ООН, что США на самом деле являются крупнейшим иностранным инвестором в российскую экономику, их вложения в 13 раз превышали оценку Банка России. Американская торговая палата в России в прошлом году утверждала, что общий объем ПИИ американских компаний за весь период работы в России на конец 2020 года составил $96 млрд. Расхождения с данными ЦБ могут объясняться тем, что «американские компании инвестируют в Россию через другие страны и реинвестируют в российский бизнес средства, заработанные внутри страны».
Хотя прямые иностранные инвестиции в Россию планомерно сокращались с 2014 года на фоне санкций, анализ Всемирного банка (ВБ) показал, что доминирующее положение принадлежит США, Великобритании, Китаю, Германии, Франции и Канаде.
В отраслевом разрезе основным драйвером иностранных инвестиций в Россию остаются природные ресурсы, констатировали в ВБ: около 20% накопленных ПИИ в страну приходится на отрасли добывающей промышленности. Еще 17% — на сектор оптовой и розничной торговли, следует из данных ЦБ.
Ограничения на выход иностранных инвесторов из российских активов чреваты впоследствии возникновением споров в международных арбитражах, говорит замруководителя практики «структурный и налоговый консалтинг» компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Александр Беляев. «Потенциально такие риски возможны в случае, если в настоящий момент иностранная компания, владеющая долями или акциями, уже заключила договор на их продажу (или заключит до введения ограничений) и обязалась участвовать в процессе смены собственника этих долей/акций, однако ввиду ограничений не сможет исполнить обязательства», — отмечает юрист.
Какие инвесторы заявили о планах уйти из России
После того как Россия начала военную операцию на Украине 24 февраля, западные страны ввели новые санкции в отношении разных секторов российской экономики, чиновников и бизнесменов, а международные компании начали заявлять о планах по выходу из России или заморозке новых проектов. В воскресенье, 27 февраля, совет директоров британской BP, которая работает в России более 30 лет, объявил, что компания продает 19,75% «Роснефти», а ее глава Бернард Луни уже покинул совет директоров российской нефтяной компании. По оценкам BP, неденежные списания из-за выхода могут составить до $25 млрд. Она также намерена выйти из трех cовместных предприятий с «Роснефтью» в России, балансовая стоимость которых составила около $1,4 млрд на конец 2021 года.
«Нападение России на Украину — это акт агрессии, который имеет трагические последствия для всего региона», — заявил Луни. По его словам, эта военная акция представляет собой «коренное изменение» и после тщательного рассмотрения совет директоров BP пришел к выводу, что сотрудничество с российской госкомпанией «просто не может продолжаться». «С учетом существенной роли «Роснефти» для BP (дивиденды в размере $640 млн в 2021 году, доля запасов компании от суммарных запасов BP — 47%) можно сделать вывод, что политическая ситуация была использована для нанесения ущерба британской компании и снижения ее конкурентоспособности», — сообщила пресс-служба «Роснефти». По данным Jefferies, на Россию приходится более 25% добычи BP.
BP открыла офис в Москве в 1990 году, в 1996 году там появилась ее первая автозаправка (сейчас их 122). В 2003 году она получила 50% ТНК-BP, третьей по размеру нефтегазовой компании России. За свою историю эта компания выплатила BP около $19 млрд дивидендов. А в марте 2013 года британцы обменяли эту долю на пакет в «Роснефти» и около $12,5 млрд. Сейчас в местном офисе работают около 200 человек, в основном россияне.
28 февраля англо-голландская Shell, которая открыла представительство в России еще в 1983 году и запустила здесь первый завод по производству сжиженного газа (СПГ) «Сахалин-2», решила выйти из этого и других совместных проектов с «Газпромом», включая «Северный поток-2» и Salym Petroleum. «Мы шокированы гибелью людей на Украине в результате бессмысленного акта военной агрессии, который угрожает европейской безопасности», — заявил гендиректор Shell Бен ван Берден. По его словам, решение уйти из России — «осознанное»: «Мы не можем и не будем стоять в стороне».
В тот же день норвежская Equinor (бывшая Statoil) объявила о начале выхода из российских проектов из-за военной ситуации на Украине. Она тоже работает в России более 30 лет: в 1996-м компания начала разработку месторождения в Тимано-Печорском бассейне: сейчас ей принадлежит 30% в проекте разработки Харьягинского месторождения на основе соглашения о разделе продукции (СРП, его оператор — государственная «Зарубежнефть»). В 2012 году она заключила стратегическое партнерство с «Роснефтью», реализация которого стала ее основной деятельностью в России. По состоянию на конец 2021 года внеоборотные активы Equinor в России оценивались в $1,2 млрд.
Еще один мейджор, французская TotalEnergie, 1 марта заявила, что больше не будет инвестировать в новые проекты в России (в 2021 году 16% ее добычи нефти и газа по всему миру пришлось на Россию) из-за военной операции на Украине. Французская компания поддерживает санкции, введенные Европой против России, и будет применять их независимо от последствий для ее деятельности в этой стране. Total — один из крупнейших акционеров производителя сжиженного природного газа НОВАТЭК (19,4%) и двух его ключевых проектов — СПГ-заводов «Ямал СПГ» (20%) и «Арктик СПГ-2» (10%) в ЯНАО. В России работают 208 сотрудников TotalEnergies. По данным Bloomberg, на долю России приходится около 5% денежного потока французской компании.
Министр финансов Франции Брюно Ле Мэр заявил в интервью телеканалу CNews, что TotalEnergies обсуждала с французским правительством вопрос продолжения ее работы в России в связи с ситуацией вокруг Украины. По его словам, гендиректор компании Патрик Пуянне «полностью осознает серьезность ситуации». Представитель TotalEnergies не ответил на запрос РБК о возможности продажи бизнеса в России.
Руководство крупнейшей в Европе нефтегазовой компании Wintershall Dea, которая реализует несколько крупных проектов с «Газпромом», анализирует ситуацию в связи с российской военной операцией на Украине. «Мы построили много личных отношений, в том числе и в наших совместных предприятиях. Однако фундамент нашей работы в России пошатнулся до основания», — сообщила компания.
Вечером 1 марта было объявлено о приостановке производства автомобилей бренда BMW на мощностях предприятия «Автотор» в Калининграде и прекращении поставок автомобилей BMW на российский рынок. О прекращении поставок в Россию ранее также сообщили бренды Audi, Skoda, Volkswagen, Bentley, Lamborghini, Ducati, Jaguar, Land Rover.
Как реагируют другие иностранцы
Немецкая Metro, один из крупнейших федеральных ретейлеров, не планирует прекращать свою деятельность в России, сообщил ее представитель. На сегодняшний день у Metro предусмотрен достаточный запас стока и ресурсов, отлажены цепочки поставок.
Представитель южнокорейской Hyundai Motor Manufacturing Rus, которая работает в России десять лет и выпускает самые популярные на рынке иномарки (Kia и Hyundai), пока не комментирует дальнейшие планы. Но ее завод в Петербурге, в который было инвестировано более $1 млрд, временно приостановил производство на неделю в связи с нехваткой комплектующих из-за продолжающихся глобальных логистических перебоев в поставках, сказал представитель компании. Возобновить производство планируется 9 марта.
Завод «ПСМА Рус» в Калуге концерна Stellantis (образован в 2021 году в результате слияния итальянско-американского Fiat Chrysler Automobiles FCA с французской компанией Groupe PSA; объединяет Fiat, Jeep, Peugeot, Opel, Citroen и др.) и его бренды работают «в штатном режиме», говорится в сообщении компании. «Мы ежедневно следим за ситуацией и будем держать вас в курсе изменений», — обещают там. РБК направил запрос в Stellantis о перспективах продолжения работы в России.
«Мы работаем в штатном режиме и продолжаем производство и реализацию продукции», — сообщил директор департамента по правовым вопросам и внешнекорпоративным связям одного из крупнейших производителей сигарет БАТ («дочка» British American Tobacco) Олег Барвин.
Во вторник, 1 марта, агентство Reuters со ссылкой на два осведомленных источника сообщило, что австрийская Raiffeisen Bank International (RBI), головная структура Райффайзенбанка, рассматривает возможность уйти из России и с Украины. В частности, она может пойти на это, если бизнесу, который ведет группа в этих странах, потребуются дополнительные деньги или капитал. Но позднее это опроверг сначала российский Райффайзенбанк, а потом и головной офис в Австрии заявил, что у группы нет планов покидать Россию.