Австралийская группа AC/DC, преодолев обстоятельства, казалось бы, непреодолимой силы, вновь отправилась в турне. Начав с Германии и Италии, музыканты во главе с двумя явными лидерами — гитаристом Ангусом Янгом и вокалистом Брайаном Джонсоном — затем переместились в испанскую Севилью, где дважды собрали Олимпийский стадион. За тем, как ветераны рока на несколько градусов подняли температуру в плавящейся от жары столице Андалусии, наблюдал корреспондент “Ъ” Павел Тарасенко.
На прошлой неделе Севилью буквально заполонили люди в черных футболках, украшенных, вероятно, самым известным и тиражируемым логотипом в истории рок-музыки. Масштабы «бедствия» становятся понятны, если учесть, что в столице испанской Андалусии проживает менее 700 тыс. человек, а Олимпийский стадион, который дважды почти под завязку заполнялся фанатами AC/DC, вмещает около 60 тыс. зрителей.
Особенно плотной концентрация фанатов была у одной из главных древних достопримечательностей Севильи — Золотой башни. Правда, интересовало людей не мавританское, а австралийское наследие. У подножия башни открылся AC/DC High Voltage Bar, где желающие могли не только начать алкогольную подготовку к концерту, но и посмотреть артефакты из истории группы, а также раздобыть неизменную атрибутику в виде дьявольских рожек и, главное, подарочные издания пластинок. Фанаты AC/DC, известные своей страстью именно к физическим носителям, выстроились в протянувшуюся на несколько сотен метров очередь, чтобы купить лимитированное переиздание оригинальных австралийских альбомов 1975 года «High Voltage» и T.N.T. (а не их широко распространившиеся более поздние международные версии). Эксклюзивность предложения подчеркивалась и правилом «по одной копии каждого альбома в руки», и тем, что приобрести их можно исключительно в таких поп-ап-барах (а они сопровождают не все 17 точек на карте турне, а всего лишь пять: Гельзенкирхен, Севилью, Мюнхен, Лондон и Париж).
Стояние за пластинками под палящим солнцем не смущало фанатов даже несмотря на то, что песни из этих двух альбомов им прекрасно известны. Эффект новизны не требовался и собственно на концерте. Начав с песни «If You Want Blood (You’ve Got It)», AC/DC сигнализировали: зрители получат именно то, ради чего собрались. Сразу после этого они перешли к самой тяжелой артиллерии — «Back in Black» с одноименного альбома 1980 года. А дальше ветераны «старого доброго рока» за два часа выдали весь свой стандарт, включая «Thunderstruck», «Hells Bells», «Shoot to Thrill», «Dirty Deeds Done Dirt Cheap», «High Voltage», «Highway to Hell»…
С последнего на текущий момент альбома «Power Up» (подробнее см. “Ъ” от 17 ноября 2020 года), который дал название нынешнему туру, прозвучало всего две песни — «Demon Fire» и «Shot in the Dark». Более того, за исключением еще трех треков — «Stiff Upper Lip», «Rock’n'Roll Train» и «Thunderstruck»,— все остальное было написано до 1981 года. То есть это были либо песни времен вокалиста Бона Скотта, либо треки с дебютного для Брайана Джонсона альбома «Back in Black» — одной из самых продаваемых пластинок в истории.
Концерт развивался по предельно предсказуемому сценарию, но сюрпризов никто, кажется, не ждал и не хотел. Все фишки давно и хорошо знакомы. Вот на «Hells Bells» над сценой спускается колокол. Вот Ангус Янг в своей традиционной униформе австралийского младшеклассника демонстрирует фирменную утиную походку. Вот он же на «Let There Be Rock» падает на пол и продолжает играть соло, имитируя конвульсии и крутясь вокруг своей оси. Вот всем становится очевидно, что концерт завершается: играет «For Those About to Rock (We Salute You)», и со сцены палят пушки.
На этом фоне разбирать исполнительское и сценическое мастерство — дело излишнее. Понятно, что 69-летний Ангус Янг меньше паясничает и не так резво бегает по сцене, как раньше. Но ведь бегает же, при этом не забывая о переполненных энергетикой риффах. Очевидно, что 76-летнему Джонсону даются далеко не все моменты в песнях, написанных 20- и 30-летними рокерами. Но ведь в его распоряжении 60 тыс. бэк-вокалистов.
Тем более удивительно было наблюдать все происходящее на сцене, помня о новейшей истории AC/DC. Напомним, что весной 2016 года врачи порекомендовали Брайану Джонсону отказаться от концертной деятельности из-за угрозы полной потери слуха. Чтобы не отменять находившийся в самом разгаре тур, на место вокалиста AC/DC на десяток шоу заступил фронтмен Guns N’Roses Эксл Роуз (это решение породило среди фанатов немало ожесточенных дебатов). А в ноябре 2017 года умер ритм-гитарист Малкольм Янг, душа и сердце AC/DC. Более того, за три недели до этого, в октябре, скончался Джордж Янг — старший брат Малкольма и Брайана, непосредственно повлиявший на их решение стать музыкантами.
Надежд на возрождение AC/DC было немного, но в 2020 году в чарты ворвался их альбом «Power Up», а в октябре 2023-го на калифорнийском фестивале с рифмующимся названием «Power Trip» пережившая катаклизмы и метаморфозы группа впервые после долгого перерыва вышла на сцену.
И вот — турне, в котором помимо двух очевидных лидеров — Ангуса Янга и Брайана Джонсона — участвуют ритм-гитарист Стиви Янг (племянник Ангуса и Малкольма), барабанщик Мэтт Лог (сессионный музыкант, сотрудничавший, например, с Элисом Купером и Слэшем) и басист Крис Чейни (экс-Jane’s Addiction), уверенно справившиеся с грузом ответственности.
Испанский промоутер Гай Меркадер, который в 1970-х годах открыл постфранкистскую Испанию для всего западного музыкального мира, уверен: для его давних друзей из AC/DC этот тур — последний. Джонсону, как напомнил Меркадер полушутя-полувсерьез в одном из интервью, уже 76 лет, а страховые компании отказываются заключать договоры с перевалившими за 75-летний рубеж. Впрочем, тому же Мику Джаггеру это совсем не мешает. Другое дело, что и голосовые связки у солиста AC/DC уже не те. Хорошо еще, отмечал заслуженный промоутер, что концерты в Севилье шли в туре под номерами 4 и 5, потому что к Дублину (там тур завершится 17 августа) голоса вообще может не быть.
Так или иначе, если это и прощание, то пока оно проходит громогласно и с присущей AC/DC адской энергетикой. В танцполе рядом с корреспондентом “Ъ” стояла фанатка с атрибутом, который не увидишь на рок-концертах, но без которого в Андалусии летом редко выходят из дома — испанским веером. Правда, выглядел он брутально и был украшен надписью, которую цензурно можно перевести как «Чертова жара». И это словосочетание явно относилось не только к севильской погоде.