Новоизбранный президент Молдавии Игорь Додон рассказал в интервью «Известиям» о намерениях тесно сотрудничать с ЕАЭС, провести референдум по отмене соглашения с Евросоюзом и о том, почему первый официальный визит в качестве главы государства он собирается совершить в Россию.
— Первый визит в качестве президента будет в Российскую Федерацию. Я надеюсь, что это произойдет до конца 2016 года сразу после инаугурации. Но зависит это не только от нас. Нужно возобновлять дружеские отношения с Россией, и я надеюсь, что это возможно. Семь лет у власти в Молдавии находились проевропейские политики, которые сделали всё возможное, чтобы обанкротить страну, украсть миллиард долларов из банков, создать олигархическую систему власти. Я категорически против того, чтобы такое парламентское большинство работало дальше, и потому мы будем стремиться к полной смене власти в Молдавии.
— На посту президента будете ли вы продвигать идею интеграции или каких-то форматов тесного сотрудничества с ЕАЭС?
— Моя позиция не изменилась. Я как лидер партии социалистов открыто выступал и выступаю за интеграцию с ЕАЭС — за евразийское экономическое сотрудничество. У президента полномочий отменить соглашение с Европейским союзом нет. Но мы можем провести референдум для того, чтобы люди высказались. Поэтому на данном этапе мы, конечно, будем сохранять партнерство с Европейским союзом, но в перспективе, я очень надеюсь, мы все-таки начнем сближение с ЕАЭС.
В Молдавии более 65% населения считают Россию дружественным государством, а более 55% готовы проголосовать на референдуме, если бы такой состоялся, за присоединение к ЕАЭС. Европейскую интеграцию поддерживают в два раза меньше граждан, чем семь лет назад. Поэтому нужно провести национальный референдум, узнать мнение народа и на первом этапе решить хотя бы вопрос с экономической частью этого соглашения.
Считаю, что подписание соглашения об ассоциации с ЕС было большой ошибкой. Экономические показатели свидетельствуют о том, что от этого документа Молдавия только потеряла. Потеряла российский рынок и не получила обещанный европейский. А в целом Партия социалистов и я лично добиваемся отмены этого соглашения. Что касается ЕАЭС, то, может, вначале подпишем меморандум о сотрудничестве. Это входит в полномочия президента, и он может с таким предложением выступить.
— Как вы собираетесь решать проблему Приднестровья?
— Моя позиция по Приднестровью сохраняется. Я считаю, что нужно утвердить особый статус для Левобережья. Мое предложение — это федеративное устройство государства. Но это мы должны решать совместно с партнерами с левого берега и в формате «5+2». Я очень надеюсь, что в ближайшие месяцы мы встретимся с руководством Приднестровья. У них тоже выборы через несколько недель. Я думаю, что в начале следующего года начнем уже обсуждать политическое урегулирование.
Был шанс урегулировать конфликт в 2003 году, но Воронин отказался подписать «План Козака». Сегодня этот план уже неактуален, но федеративное устройство государства — это единственный выход.
— В Приднестровье говорили, что если вы станете президентом, то они рассмотрят возможность вхождения в состав Молдавии.
— Я хочу, чтобы у них побыстрее закончились выборы. Сразу же после этого мы сядем за стол переговоров и начнем обсуждать уже конкретные вещи.
— В США тоже выбрали нового президента. Как вы смотрите на отношения с Вашингтоном при Дональде Трампе?
— США — это наши партнеры, это наши друзья. Мы будем продолжать с ними дружбу, но мы будем выстраивать двусторонние отношения с Вашингтоном исходя из национальных интересов Молдавии.
— А с НАТО страна не собирается вести переговоры о вступлении?
— Мы выступали и будем выступать категорически против присоединения к Североатлантическому альянсу. Я всегда отстаивал эту позицию. Молдавия — нейтральная страна. И мы этот нейтралитет будем сохранять.