Российские арктические части получили системы связи, способные работать даже в сложнейших полярных условиях. Всё оборудование размещено в специальных контейнерах и выдерживает самую экстремальную погоду. В случае необходимости его можно оперативно перебросить с помощью судов или авиации и сразу же развернуть на новом месте. По словам экспертов, такие системы особо востребованы именно в арктических регионах - в силу их удалённости и отсутствия населённых пунктов там сложно и нерентабельно налаживать стационарную устойчивую связь. С новой системой все объекты Минобороны России в Арктике будут обеспечены проводным и беспроводным интернетом.
Новая система мобильной связи, адаптированная для работы в Арктике, прошла испытания и начала поступать в части ВС РФ, сообщили источники "Известий" в Минобороны России. Основной этап тестирования оборудования проходил во время комплексной экспедиции "Умка-2022". Результаты были признаны успешными, новинка подтвердила заданные параметры, а также возможность оперативного развёртывания в заданной точке.
Внешне новая система связи представляет собой обычный морской контейнер.
Но внутри него размещается оборудование для обмена и передачи цифровой информации. Подключиться к точке можно как по Wi-Fi, так и с помощью обычных кабелей. Всё оборудование защищено от воздействия сложнейших погодных условий Арктики - оно способно работать, даже если "за бортом" температура опускается ниже -50 °С и дует сильнейший ветер. С учётом этого "контейнерный" интернет может работать в любой точке, даже в районе Северного полюса.
- В Арктике устойчивая и надёжная связь очень важна. Это и безопасность, и обеспечение взаимодействия, оперативной коммуникации, - рассказал "Известиям" вице-президент Ассоциации полярников Константин Зайцев. - Наличие связи очень важный элемент обеспечения жизнедеятельности. Сложность заключается в удалённости Заполярья. Мобильная связь требует наличия сети сотовых вышек либо это должен быть мощный ретранслятор. В Арктике это осложнено отсутствием городов и посёлков. Как вариант - спутниковая связь, но сигнал может не проходить по ряду причин, к примеру из-за атмосферных явлений.
Совместная комплексная экспедиция главкомата Военно-морского флота и Русского географического общества "Умка-2022" проходила летом прошлого года. Её военная часть включала в себя ряд манёвров. В сентябре по итогам учений в Минобороны сообщали, что подводные крейсеры с крылатыми ракетами "Омск" и "Новосибирск" Тихоокеанского флота (ТОФ), находясь в надводном положении, произвели из акватории Чукотского моря пуски противокорабельных крылатых ракет "Гранит" и "Оникс".
Как сообщали "Известия", в рамках экспедиции в арктических широтах были испытаны подводные лодки проекта 636.3. Они были признаны пригодными для действий в Арктике, в том числе на Северном морском пути. Это был первый с 50-х годов прошлого века поход дизель-электрических подлодок в полярных широтах.
Первая серия из шести субмарин проекта 636.3 строилась с 2014 по 2016 год, все эти корабли были направлены для службы на Чёрное море. В сентябре 2016-го был подписан контракт ещё на шесть субмарин для Тихоокеанского флота. На данный момент построено три корабля серии. "Петропавловск-Камчатский" передали флоту в 2019 году, "Волхов" - в 2020-м, "Магадан" - в 2022-м.
Одним из ключевых мероприятий экспедиции был авиамониторинг белых медведей с использованием беспилотников. Специалисты определили численность популяции белых медведей на острове Врангеля и оценили экологическую ситуацию в самых северных заповедных территориях России.
За последние годы Минобороны провело уже несколько таких мероприятий, в том числе с привлечением сил и средств Северного и Тихоокеанского флотов.
В последние годы Россия активно строит инфраструктуру в Арктике и размещает там силы для прикрытия Севморпути. Было создано объединённое стратегическое командование "Северный флот", по статусу равное военному округу. Оно получило под своё управление территории и воинские части, выделенные из состава Западного военного округа. Затем арктическую группировку усилили войсками Центрального и Восточного военных округов, расположенными в Заполярье. В береговые части флота вошёл 14-й армейский корпус в составе 80-й и 200-й отдельных мотострелковых бригад. Бойцы соединений умеют воевать на лыжах, использовать оленьи и собачьи упряжки и даже строить иглу - жилища эскимосов из снега.
На арктических островах размещены береговые ракетные комплексы "Бал" и "Бастион", средства ПВО. Реконструированы полярные аэродромы, на них несут службу истребители. Кроме того, регулярно отрабатывается переброска сил в Арктику из других регионов, причём как сухопутных, так и морских. В 2021 году отряд кораблей Северного флота в ходе манёвров тренировал высадку морского десанта вдоль Северного морского пути. В разных районах полярные берега штурмовали подразделения морской пехоты и арктических мотострелков.
Вместе с появлением военных баз в регионе строится и транспортная инфраструктура, которая может использоваться для гражданских нужд.
Помимо военного присутствия Россия создаёт в Заполярье инфраструктуру, связанную с охраной природы. Кроме того, создаётся база для МЧС, которая может использоваться для спасения людей на водах и для защиты окружающей среды. Как ожидается, по мере изменения климата и с вводом в строй новейших ледоколов навигация по Северному морскому пути станет круглогодичной.