В России создадут первый завод по выпуску гражданских беспилотников разных типов. Он будет расположен на площадке в 40 тыс. кв. м на территории ОЭЗ в Тольятти. Строительством займётся компания "Транспорт будущего". К 2024 году планируется выйти на производительность более 3 тыс. дронов, инвестиции в проект составят более 6 млрд рублей. Пока в стране сертифицирована только одна модель беспилотников - тяжёлый БАС-200, но он не производится серийно. Обеспечить сертификацию как минимум десяти типов дронов в этом году поручал президент.
Компания "Транспорт будущего" (входит в группу "Эфко" - крупного производителя майонеза и масла) завершила сделку по приобретению площадки в особой экономической зоне "Тольятти" (Самарская область). Она приступает к строительству первого в России завода по серийному производству беспилотных авиационных систем (БАС). Об этом "Известиям" сообщил официальный представитель организации.
- Под реализацию проекта приобретена площадка площадью более 40 тыс. кв. м. На время строительства завода рабочие места офисных сотрудников и инженерно-технических работников "Транспорта будущего" в Самарской области организуют на базе технопарка "Жигулёвская долина", - сказали в компании.
В Тольятти планируется организовать производство семи модификаций БАС - как тяжёлых грузовых, так и массой менее 30 кг.
Речь идёт не только о сборке дронов, но и о производстве для них всех ключевых структурных элементов - винтов, двигателей, драйверов, деталей корпуса и даже авионике, уточнили в "Транспорте будущего".
Сейчас в модельном ряду "дочки" "Эфко" две модификации - аэротакси и большой грузовой дрон взлётной массой до 700 кг. Ежемесячно собирается от двух до пяти БАС каждого типа - в первую очередь для проведения испытаний, подтверждения ресурсности и отработки типовых моделей применения. Всего на текущий момент собрано около 50 БАС.
Приступить к работам на новой площадке в Тольятти планируется в апреле - начнутся базовые строительные процессы, подведение инженерных сетей. Запуск самого производства намечен на начало 2024-го, планируется выйти на производительность более 3 тыс. БАС, рассказали в компании.
В разработки текущих моделей "Транспорта будущего" и строительство инфраструктуры проекта уже вложили более 3 млрд рублей. Сумма инвестиций непосредственно в самарское производство в течение ближайших трёх лет, по предварительным оценкам организации, превысит 6 млрд, сообщил разработчик.
Как пояснил гендиректор "Транспорта будущего" Юрий Козаренко, Самара была выбрана из-за местности, которая располагает подходящим ландшафтом для лётных испытаний. Решающим же аргументом стали создание специализированного кластера по беспилотникам в регионе и личная заинтересованность первых лиц, включая губернатора, пояснил он.
"Известия" направили запрос в Минпромторг и Росавиацию.
В России разработкой гражданских беспилотников занимаются компании "Геоскан", "Аэромакс", "Финко", "Птеро", ЛМТ, "Миль и Камов", "Радар ммс", "ВР-Технологии", "Аэроглоуб" и другие, сообщали ранее "Известиям" в Минпромторге РФ. Как отмечают эксперты рынка, серийного производства из них ещё никто не наладил.
По заявлению компании, беспилотники "Транспорта будущего" предназначены для доставки пассажиров и грузов в труднодоступные места, помощи при ликвидации чрезвычайных ситуаций, мониторинга и обработки сельскохозяйственных полей и других целей. В организации не уточнили "Известиям", будет ли "Эфко" использовать свои дроны.
Помимо производства в Самаре планируется и проводить лётные испытания будущих моделей. Для этого 17 марта компания подала заявку в Минэкономразвития для утверждения экспериментального правового режима по аэродоставке грузов и проведению сельхозработ. Заявка была одобрена, ведомство уже разместило соответствующий проект постановления на regulation.gov.ru. Запустить полёты планируется до конца года, сообщали в конце марта в министерстве.
Эксперт НТИ "Аэронет", гендиректор компании "Флай дрон" (занимается разработкой системы единого окна цифровых сервисов жизненного цикла БВС) Никита Данилов полагает, что "Транспорт будущего" станет производить продукцию для всего рынка РФ.
- Разные модификации дронов очень нужны в различных отраслях экономики, а "Транспорт будущего", будучи бизнес-предприятием, а не клубом авиамоделистов, начнёт производить беспилотники не для себя, а для рынка, отвечая на его запросы, - считает эксперт. Запуск проекта Данилов оценил позитивно, потенциально он способен оказать заметное влияние на развитие индустрии беспилотных авиационных систем в РФ.
На начальном этапе 6 млрд рублей инвестиций представляются достаточными, считает он, однако в перспективе могут понадобиться дополнительные финансовые вливания.
Сейчас в России сертифицирована только одна модель беспилотника - это БАС вертолётного типа с максимальной взлётной массой 200 кг, разработанный национальным центром вертолётостроения "Миль и Камов" холдинга "Вертолёты России" (входит в ГК "Ростех"). В начале марта этого года в "Вертолётах России" "Известиям" сообщали, что только планируют запустить его серийный выпуск на базе Кумертауского авиационного производственного предприятия в Башкирии. Вместе с тем президент Владимир Путин поручил сертифицировать в 2023 году не менее десяти типов российских БАС, сообщали ранее в Росавиации.
"Транспорт будущего" - известный игрок на рынке, отметили в комментариях "Известиям" и другие участники отрасли. Первые анонсы проекта их аэротакси датируются декабрём 2021 года. Тогда испытания и сборка проходили на другой площадке "Эфко" - в инновационном центре "Бирюч" в Белгородской области. Присутствие нетипичных для пищевой компании проектов в портфеле источники "Известий" на рынке беспилотников объясняют просто: акционеры организации заранее задумались о технологиях, которые в будущем перевернут с ног на голову традиционные бизнес-модели в пищевой промышленности. Помимо разработки БАС "Эфко" интересуется биосинтезом масел и "зелёной" энергетикой, отметил один из собеседников.
Гендиректор "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров считает: в проекте по БАС не нужно искать синергии с действующими направлениями бизнеса холдинга - дроны будут востребованы и окупаемы сами по себе. В перспективе их можно будет использовать в сельском хозяйстве и в качестве аэротакси.
Справка "Известий"
Компания "Транспорт будущего" была создана осенью 2021 года. По данным базы СПАРК, 90% её акций принадлежит акционерному обществу "Эфко продукты питания" через ещё одну структуру. Проекты БПЛА разрабатывались под брендом Hi-Fly, тестовые полёты осуществлялись в инновационном центре "Бирюч" в Белгородской области.
"Эфко" - крупнейший масложировой холдинг на рынке ЕАЭС. В 2022 году выручка его компаний составила 277 млрд рублей. "Эфко" выпускает соусы, майонез, масла под брендами "Слобода" и Altero.
S700 Cargo может использоваться для самых разных задач: от доставки грузов в труднодоступные регионы до тушения пожаров