Морские порты – ключевое звено транспортной инфраструктуры нашей страны, от которой зависят внешняя торговля и доходы бюджета. На долю морского транспорта сегодня приходится около 60% товаров, экспортируемых и импортируемых Россией. Какие грузы, в каких объемах, откуда и куда отправляют отечественные компании?
Россия располагает 67 морскими портами, расположенными в Балтийском, Арктическом, Дальневосточном, Каспийском и Азово-Черноморском бассейнах. Перечень включает шесть портов на Балтике, 12 – в Арктике, 21 – на Дальнем Востоке, три – на Каспии, 12 – на Азовском и Черном морях. Общая протяженность причального фронта составляет около 150 тыс. погонных метров.
В настоящее время основные потоки экспорта идут через Приморск и Усть-Лугу (расположены в Ленинградской области), Мурманск, Новороссийск, Тамань, Туапсе, Восточный и Находку (Приморский край), Ванино (Хабаровский край). У каждого из этих портов своя специализация. Например, из Восточного порта отправляют за рубеж уголь, из Находки – нефть и уголь, из Приморска – нефть и нефтепродукты, из Мурманска – уголь, марганец, камень, из Туапсе – металлы, руды, зерно.
Поскольку все морские порты относятся к объектам естественной монополии, государство контролирует их работу и во взаимодействии с бизнесом на условиях частно-государственного партнерства строит новую и модернизирует существующую транспортную и логистическую инфраструктуру. Для системного решения этих задач правительство в 2019 году утвердило федеральный проект «Морские порты России».
Проект является составной частью пятилетнего Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ). В числе исполнителей – Министерство транспорта РФ и Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот). Объем финансирования – 817,4 млрд руб., из которых 125 млрд – средства федерального бюджета и 692,4 млрд – частные инвестиции.
Планы развития морских портов включают почти полсотни мероприятий. Прирост мощностей портов должен составить 330 млн т (с 1061,3 млн т по итогам 2018 года до более чем 1390 млн т к концу 2024-го). Цель представляется достижимой: в 2023-м реализация проекта позволила нарастить показатель сразу на 68,2 млн т – примерно до 1300 млн т.
Откуда профицит
Впрочем, значение имеет не только способность портовой инфраструктуры справляться с грузопотоком, но и фактическая загрузка мощностей. Сегодня предложение портовых услуг на 50–60% (в зависимости от бассейна) превышает спрос со стороны экспортеров. Профицит мощностей морских портов во многом определяет ограниченная провозная способность железных дорог.
Если в европейской части страны в качестве альтернативы можно рассчитывать на автомобильный транспорт, то для дальневосточного региона, где дорожная сеть полноценно не развита, вариантов нет. Вот почему столько надежд связано с активным развитием БАМа, Транссиба и ряда тихоокеанских портов – созданием так называемого Восточного полигона.
Пока же статистика перевалки грузов достаточно противоречивая. С одной стороны, за прошлый год объемы увеличились до рекордных 884,7 млн т – рост более чем на 5% к 2022-му. С другой – в четвертом квартале показатель в годовом выражении сократился на 6,3%, в первой половине 2024-го негативная тенденция сохранилась: грузооборот российских портов снизился на 3,1%.
Несмотря на это, результаты этого года, скорее всего, будут не хуже результатов 2023-го. Ликвидировать отставание поможет увеличение объемов экспорта отдельных видов товаров. В частности, перевалка в морских портах минеральных удобрений в январе–июне достигла 21,3 млн т. Это почти на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего, согласно прогнозам, российские компании в 2024 году могут отправить иностранным партнерам порядка 44 млн т удобрений. Значительные объемы (до 12 млн т в год) проходят через морские порты Северо-Запада – многофункциональные терминалы есть в Санкт-Петербурге и Усть-Луге.
Еще одна палочка-выручалочка отрасли – нефть и нефтепродукты, которые занимают до половины объемов грузов, обрабатываемых морскими портами РФ. Экспорт углеводородного сырья, по оценке Минэкономразвития, может сохраниться практически на прошлогоднем уровне, рост если и будет, то небольшой. Сырой нефти в 2023-м было вывезено морем 238 млн т, в этом году, как ожидает ведомство, будет отправлено 240 млн т; нефтепродуктов – 131,2 млн т и 131,3 млн т соответственно.
По законам военного времени
На объемы и географию экспорта углеводородов так или иначе влияет вооруженный конфликт с Украиной. В марте 2024 года, после серии ударов ВСУ по нефтеперерабатывающим заводам юга России, на Черном море на несколько недель сократился экспорт нефтепродуктов. В конце июля стало известно о прекращении накопления горюче-смазочных материалов и химических продуктов в порту Кавказ (расположен в Керченском проливе на оконечности Таманского полуострова). Решение принято «в целях минимизации рисков масштабных разрушений», объяснили в региональном УФСБ.
Санкции Запада, введенные против морской транспортировки российской нефти, безусловно, серьезно усложнили логистику, но не оказали критического влияния на экспорт. До 80% объемов черного золота в этом году у РФ закупают Китай и Индия, около 10% – доля Турции. Более того, ситуация ставит российских экспортеров перед необходимостью искать и находить новые решения.
После отказа стран Евросоюза от закупок «морской» нефти в РФ (временное исключение сделано для трубопроводной нефти, поставляемой в Венгрию и Словакию) часть танкеров из балтийских портов Усть-Луга и Приморск отправляется по Северному морскому пути (СМП) в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В итоге нефтегазовые доходы федерального бюджета за первое полугодие (в годовом выражении) увеличились почти в 1,7 раза: с 3,38 трлн до 5,69 трлн руб.
Всего за первое полугодие 2024-го объемы перевалки сухих экспортных грузов в российских портах достигли почти 220 млн т (43% – уголь, 16,8% – зерно, 12,5% – контейнерные грузы, 9,6 % – минеральные удобрения, 4,4% – черные металлы). В то же время перевалка наливных грузов составила 228,7 млн т (60,4% – сырая нефть, 29,2% – нефтепродукты, 8,1% – сжиженный газ, 1,4% – растительное масло).
Не нефтью единой
В портах Арктического бассейна в первом полугодии из 47 млн т грузооборота перевалка наливных грузов, к которым относятся не только нефть и продукты ее переработки, но и сжиженные газы (СПГ и СУГ), жидкие химические и пищевые продукты (растительное масло), составила 34,4 млн т, сухих грузов – 12,7 млн т. При этом четверть объемов наливных грузов – сжиженный газ.
Порты Балтийского бассейна с начала года обработали до 77 млн т наливных грузов и 63,3 млн т сухих, порты Азово-Черноморского бассейна – 75,1 млн т и 64,8 млн т соответственно. В портах Дальневосточного бассейна картина зеркальная: здесь из 116,9 млн т обработанных грузов на сухие пришлось 76 млн т, а на наливные – 40,8 млн т.
Растительное масло (подсолнечное, рапсовое и соевое) иногда называют второй нефтью. Порты Кубани и порт Калининград занимают первые две позиции по экспорту этого пищевого продукта. В январе–июне текущего года из России на внешний рынок было поставлено 3,2 млн т масла. Из этого количества в порту Тамань было отгружено на суда почти 800 тыс. т подсолнечного масла, в порту Калининград – 100 тыс. т рапсового и 313 тыс. т соевого масла. Главные импортеры растительного масла из РФ – Китай, Индия, Турция, Иордания, Египет и Саудовская Аравия.
Развитие Международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг» оказало значительное влияние на порты Астрахань, Махачкала, Оля. Грузооборот в прошлом году составил около 4,4 млн т, из которых 3,1 млн т – сухие грузы и 1,3 млн т – наливные. Примерно 90% российских товаров, следующих сегодня этим маршрутом, направляются в Иран. Многофункциональный порт Оля (мощность – 4,5 млн т грузов в год) существенно улучшил показатели за счет перевалки зерна и продуктов его переработки. За первые шесть месяцев 2024-го по иранским контрактам в порту отгружено 600 тыс. т пшеницы, кукурузы и ячменя.
В Санкт-Петербурге отгружено 669 тыс. т зерна для Турции, Индии, Бразилии, Кубы и стран Африки. Но основной экспорт зерна идет через черноморские порты. С начала 2024-го в них было перевалено почти 30 млн т зерновых (прирост к прошлому году составил 9%), из этого количества 78% пришлось на пшеницу, которую импортируют в первую очередь Египет, Саудовская Аравия и Турция.
На морские порты приходится около 90% внешнеторговых поставок угля. В 2023-м было экспортировано более 212 млн т, из которых 175 млн т – в страны АТР. За первую половину 2024-го перевалка угля составила менее 80 млн т. Примерно 70% российского угля было отгружено в пяти портах – Восточный, Усть-Луга, Тамань, Ванино, Находка. Через порты Балтийского бассейна в первом полугодии отправлено на экспорт 24 млн т угля. Основной оборот идет через порт Усть-Луга. Вклад Выборга, Высоцка и Санкт-Петербурга скромнее: в этих портах отгружено в общей сложности чуть более 1 млн т угля.
По данным аналитиков транспортной группы FESCO, рынок контейнерных перевозок в первом полугодии демонстрирует противоречивую динамику. Экспортные перевозки в январе–июне увеличились на 10%, до 907 тыс. TEU (TEU – единица измерения, соответствующая объему стандартного контейнера). Рост обеспечила главным образом стабильная работа порта Санкт-Петербурга, тогда как порты Дальнего Востока сократили перевалку контейнеров на 27%, до 199 тыс. TEU. Столь резкое падение стало следствием ограничений, введенных на отправку контейнерных поездов в направлении Восточного полигона. Этими грузоперевозками РЖД вынужденно пожертвовали, чтобы увеличить экспорт в Азию нефти и нефтепродуктов.
Важным портом Дальневосточного бассейна является Владивостокский морской рыбный порт, откуда начинаются многие логистические маршруты отечественной рыбной отрасли. Направления экспорта морепродуктов – Южная Корея, Япония, Китай и страны Юго-Восточной Азии. Владморрыбпорт с начала 2024 года нарастил перевалку контейнеров на 10%, до 198 тыс. TEU. Однако общий для портов региона показатель из отрицательной зоны вывести, к сожалению, не получилось.