Как стало известно "Ъ", СКР признал законной проведенную весной этого года и спровоцировавшую политический скандал федерального значения спецоперацию в Грозном, во время которой приехавшие из Ставрополя полицейские застрелили находившегося в федеральном розыске местного жителя Джамбулата Дадаева. Глава Чечни Рамзан Кадыров, возмущенный происшедшим, приказал тогда своим правоохранителям стрелять во всех силовиков, которые не согласовывают с ними спецоперации в республике. Следствие же решило, что полицейские действовали обоснованно.
Как сообщил "Ъ" адвокат Заурбек Садаханов, представляющий интересы семьи Джамбулата Дадаева, 4-й отдел управления по расследованию особо важных дел ГУ СКР по Северо-Кавказскому федеральному округу завершил доследственную проверку обстоятельств инцидента в Грозном. По данным "Ъ", руководство отдела фактически признало действия ставропольских полицейских законными, отказавшись возбуждать против них уголовное дело о превышении должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). По мнению СКР, открытый стражами порядка по бизнесмену Дадаеву прицельный огонь был вынужденно необходимым, поскольку разыскиваемый сначала пытался скрыться, затем оказал активное сопротивление, протаранив своим Hyundai Sonata ВАЗ-2114 оперативников и, наконец, стал угрожать полицейским пистолетом.
30-страничное "отказное" постановление 4-го отдела было утверждено заместителем председателя СКР Борисом Карнауховым, который курирует в ведомстве Северо-Кавказский округ. Отметим, что он же по поручению председателя СКР Александра Бастрыкина в первые дни после инцидента своей властью прекратил возбужденное следственным управлением комитета по Чечне уголовное дело против ставропольских оперативников.
Господин Карнаухов тогда указал подчиненным из республики на преждевременность уголовного преследования оперативников, а разбираться в ситуации поручил федеральному подразделению СКР — ГУ по СКФО. Причем сначала в рамках доследственной проверки.
Спецоперация в Грозном, по которой проводилась проверка, напомним, вызвала не только общественный резонанс, но и спровоцировала политический скандал федерального значения. Глава Чечни Рамзан Кадыров отреагировал на инцидент крайне эмоционально, сообщив, что ставропольские оперативники, по его данным, приехали в республику по заказу "богатых людей", поручивших им не задержать, а именно физически устранить Джамбулата Дадаева.
Последний разыскивался за то, что, поссорившись в Ставрополе из-за строительного контракта со своим партнером и приятелем Магомедом Тазировым, дважды выстрелил в него из пистолета, нанеся оппоненту тяжелые ранения. Господин Тазиров, перенесший несколько операций, до сих пор лечится. Подозреваемый в умышленном нанесении тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ) Дадаев был объявлен в федеральный розыск, но скрылся в Чечне. 19 апреля этого года оперативники ставропольского угрозыска, установив его местонахождение, отправились на задержание, которое завершилось смертью подозреваемого.
Руководству силовых и правоохранительных органов республики Рамзаном Кадыровым в связи с происшедшим была поставлена задача "не церемониться" с силовиками, которые приезжают в республику без согласования с ними, а открывать по непрошенным гостям огонь на поражение.
МВД России опровергло предъявленные полицейским претензии. Как следовало из его официального сообщения, ставропольские полицейские проинформировали о планируемой ими операции коллег из чеченского угрозыска. Нейтрализация же "находящегося в розыске гражданина", по мнению ведомства, была необходима, поскольку жизнь самих стражей порядка во время спецоперации оказалась под угрозой: "Джамбулат Дадаев был вооружен и таранил их своим автомобилем". Заявления Рамзана Кадырова о стрельбе на поражение по приезжим в МВД назвали недопустимыми.
Набирающий обороты конфликт той же весной изрядно подогрели друзья и родственники убитого Дадаева, разгромившие офис общественной организации "Комитет против пыток" в Грозном. Чеченцев возмутила тогда "политика двойных стандартов", проводимая, как они полагают, правозащитниками. Вместо того чтобы "выискивать несуществующие нарушения прав человека в Чечне", комитет, по мнению погромщиков, должен был сконцентрировать свои силы на разбирательстве по поводу убийства и требовать сурового наказания для ставропольских полицейских.
В связи с вынесением СКР мотивированного решения об отказе в возбуждении уголовного дела, очевидно, следует ожидать определенной эскалации поутихшего к лету конфликта. Адвокат Заурбек Садаханов, во всяком случае, сообщил "Ъ", что считает решение СКР незаконным и необоснованным и что будет добиваться его отмены и полноценного расследования происшедшего в Грозном. Защитник, по его словам, сейчас изучает текст постановления и готовится обжаловать его в суде. Отметим, что суды различных уровней уже рассматривали несколько жалоб адвоката Садаханова, касающихся его взаимоотношений со следствием. Защитник оспаривал, например, отмену постановления чеченских следователей о возбуждении уголовного дела на полицейских и тот факт, что следствие не предоставило ему возможность своевременно ознакомиться с текстом этого документа. Однако суды Ставропольского края его жалобы отклонили.