В иных странах граждане встречают Новый год под поздравление государственного лидера, которое предшествует поднятию бокалов с шампанским. В США празднование нынешних рождественских и новогодних каникул идет под аккомпанемент твиттов, которые по несколько раз в день выдает президент Трамп. Из них нация должна узнать о его выдающихся достижениях, достигнутых в стране и за рубежом. А также, по словам самого хозяина Белого дома, о «лучшем эпизоде» (the best episode) и «грандиозном финале» (the grand finale) всего его первого президентского срока.
«Эпизод» и «финал» — термины, взятые из былого реалити-шоу «Стажер» самого Дональда Трампа. Но сейчас, считает президент, они означают лучшие эпизоды его президентской карьеры. Речь, как это ни парадоксально, идет об импичменте, который на нынешней неделе почти наверняка объявит президенту контролируемая демократами Палата представителей Конгресса. А сразу после Нового года «политический суд», как он называется в Америке, перейдет в руки Сената, но там он так же гарантируемо будет «убит». Так, по крайней мере, пообещал лидер республиканского большинства в верхней палате Митч Макконнелл.
Но для Трампа весь этот неприятный процесс (все-таки он становится лишь третьим в истории страны президентом, которому объявляют импичмент) — один больший праздник. Он объявил, что ничего лучше процесса импичмента не может быть для его переизбрания на второй срок. «Это очень грустная вещь для моей страны, — сказал Трамп. — Но для меня в политическом плане очень хорошая».
Мнения на этот счет среди яйцеголовых экспертов в Вашингтоне разделились. Одни, особенно в стане сторонников президента, говорят, что действительно процесс, устроенный демократами, лишь принесет Трампу дополнительно сотни тысяч голосов на выборах. Мол, всем станет ясно, что демократы развернули эту кампанию исключительно с целью привести своего человека в Белый дом. Другие убеждены, что никакого эффекта импичмент не даст — каждая из двух противоборствующих сил засела в своих редутах, консолидировалась и никакой передислокации не состоится.
Но при этом американцам очевидно, что Трамп все-таки сильно нервничает. В последние дни он развернул активную кампанию, чтобы вступить в новый год с новыми прорывами. «Президенту срочно нужны победы», — говорит Марк Шорт, глава администрации вице-президента Майка Пенса.
В сфере внешней политики одним из главных достижений в канун праздников Трамп счел презентацию новой торговой сделки между США, Канадой и Мексикой, которая пришла на смену устаревшему договору NAFTA (Соглашению о североамериканской зоне свободной торговли). Однако об этой сделке три страны договорились еще в сентябре 2018 года, и ничего нового в этой «победе» Трампа нет.
А во всем остальном — сплошные неудачи и провалы. Как пишет газета Thе Washington Post, «в то время, как Трамп вступает в последний год своего президентства, его давно обещанные соглашения становятся настоящим миражом».
В первую очередь речь идет о попытке умиротворения молодого северокорейского лидера Ким Чен Ына. Трамп в своей излюбленной высокопарной манере назвал подписанное двумя странами в Сингапуре в 2018 году соглашение о денуклеризации КНДР «сильным документом». На самом деле лишенный всякого конкретного содержания документ ни к чему не обязывал Ына, а был лишь некоей декларацией о намерениях.
Северная Корея и не собиралась выполнять принятые на себя обязательства. 8 декабря этого года, сообщил Пхеньян, в стране был проведен «очень успешный ракетный пуск». Предполагается, что он будет предшествовать другому еще более крупному запуску межконтинентальной баллистической ракеты, который один из видных функционеров КНДР уже назвал «рождественским подарком Трампу».
Не лучше обстоят дела и с другими широко анонсированными планами. «Сделка века», которая предполагала установление прочного мира между Израилем и Палестиной, осталась только на бумаге, никто в Вашингтоне этим всерьез и не собирался заниматься. Выход из ядерной сделки с Ираном лишь сделал Тегеран менее уступчивым и более агрессивным на Ближнем Востоке. Решение Трампа о выводе американских войск из Сирии привело в ступор генералов из Пентагона. Сообщение главы Белого дома о достижении перемирия между США и афганскими талибами заставило вождей самих талибов удивленно поднять брови — ни о чем подобном они не слышали.
Перемирие в торговой войне с Китаем столь же призрачно. В Америке так и не поняли, является ли это победой или поражением Трампа. Частичное снижении пошлин на китайские товары с середины декабря и обязательства Пекина увеличить закупки американских товаров и услуг, казалось, снизили накал в этом противостоянии. Но одновременно об этих уступках Трампа пока известно лишь со слов американской стороны, Пекин их не подтвердил. Кроме того, они полностью противоречат былому громогласному утверждению президента США, что «торговые войны — это хорошая вещь, ведь их так легко выиграть».
Считается, что стабильное состояние американской экономики, низкая безработица, рост биржевых индексов помогут Трампу в переизбрании на второй срок. Однако его провалы во внешней политике — даже при том, что она всегда у американцев была на втором плане — могут стоить ему голосов в ключевых штатах и в конечном итоге привести к поражению. Американо-китайская торговая война нанесла ущерб обеим странам и не дала обещанного выигрыша населению так называемого ржавого пояса США — штатов Пенсильвания, Мичиган, Огайо, которые в 80-х годах прошлого века испытали значительный промышленный спад и жители которых радостно приветствовали лозунги Трампа, проголосовав за него на выборах 2016 года. Но за минувшие три года их экономическое положение не изменилось к лучшему — рабочих мест не стало больше, зарплаты не выросли. И Трамп перестал быть там популярен. Например, в Мичигане, по данным социологического центра Glegariff Group, менее 36 процентов населения готово поддержать его переизбрание на второй срок.
Еще более острая ситуация складывается для действующего президента во Флориде. Тамошняя сильная кубино-венесуэльская диаспора с энтузиазмом поддержала воинственную риторику Трампа в начале этого года, пообещавшего быстро покончить с Николасом Мадуро. Но, как обычно, это были лишь пустые слова. Трамп понадеялся на быструю победу в Венесуэле оппозиционного лидера Хуана Гуайдо. Но кто дал американскому президенту гарантии того, что разрозненная оппозиция справится с режимом, на стороне которого коррумпированная армейская верхушка? Мадуро не просто уцелел, но и укрепил свою власть, оппозиция отступила, и Вашингтон, кажется, решил радикально изменить сценарий. Как иначе можно расценить визит в Каракас видного спонсора Трампа Эрика Принса, главы крупнейшей в мире ЧВК (Частной военной компании), в прошлом имевшей название Blackwater? Как сообщает агентство Bloomberg, Принс провел переговоры с вице-президентом Венесуэлы Делси Родригес о помощи в организации... свободных выборов в этой стране.
Подобного рода сообщения не вселяют энтузиазма в кубинских и венесуэльских эмигрантов. По опросам ведущих социологических центров штата, менее 41 процента жителей Флориды считают, что Трампа нужно переизбирать, а большинство убеждено, что кандидат от демократов Джо Байден победит Трампа в этом штате приблизительно с девятипроцентным преимуществом.
Абсолютно все эксперты убеждены, что без победы во Флориде Трамп не сможет добиться переизбрания в 2020 году — ни один из американских президентов до этого не проигрывал во Флориде. Такая вот не слишком радостная картина складывается для Трампа в конце этого года. И обещанный им «гранд-финал» может оказаться не пиком его президентской карьеры, а решением нации, которое формулируется, как и в его реалити-шоу «Стажер», в двух словах: «Вы уволены!»