Июнь — для Натальи Чистяковой-Ионовой месяц счастливый. День рождения, свадьба и с недавних пор время, открывшее их с мужем союзу второе дыхание. Год назад семья Чистяковых оказалась под угрозой распада.
— Ну, например, «они с мужем ждут пополнения»...
— Вот вам и Интернет. А я знаю, почему так. Видимо, отсутствие в моих постах наших с Сашей совместных фотографий привело к таким домыслам. Поделюсь наблюдениями. Когда кто-то пишет в соцсетях о том, как все классно, и заваливает ленту фотографиями, значит... есть проблемы. Если у человека на самом деле все хорошо, ему не хочется делиться счастьем.
— А фраза «пора развестись» в вашей семье звучала хотя бы раз за 11 лет совместной жизни?
— Страшные слова... Признаюсь, дважды я их произнесла. Последний раз — год назад, перед нашим десятилетним юбилеем. Рубеж оказался непростым, накопилось недовольство, мы перестали слышать друг друга.
Саше надоело, что я много работаю, поздно возвращаюсь домой. Он не публичный человек, ему все эти селфи, позирование перед фотокамерами неинтересны. А я злилась: как так, меня не понимают! В итоге однажды вечером в пылу сказала: «Тогда мы разводимся!» Что на меня нашло? Вообще-то я очень осторожно отношусь к словам, потому что знаю, что некоторые фразы невозможно простить, даже если захочешь. Саша спокойно ответил: «Ну, знаешь, это легче всего сделать. Но разводиться мы не станем». Точка.
К счастью, мой мужчина старше, опытнее меня, он уже переживал расставание (от прошлой любви у него есть сын), поэтому воспринял мои слова правильно: как эмоциональную защиту, а не реальное предложение. Да, я брякнула сгоряча, а он без лишних слов подтвердил, что я ему дорога и отпускать меня никуда не собирается. Это придало энергии обоим.
В общем, решили собрать друзей — всех, кто был на нашей свадьбе, — и отпраздновать юбилей, а заодно и мое 30-летие. Начали готовиться, вытащили альбомы с фотографиями, пересмотрели видео и, пережив эмоции заново, взглянули друг на друга свежим, заинтересованным взглядом.
В результате произошла полная перезагрузка, мы охотнее стали идти на уступки, активнее участвовать в жизни друг друга. Теперь, если чувствую, что муж недоволен, лимит его терпения исчерпан, срочно становлюсь классной женой. (Смеется.) И этот, уже одиннадцатый год совместной жизни прошел легко, мы его пролетели, будто на крыльях. Нас спасло то, что мы начали откровенно проговаривать проблемы, в глаза высказывать то, что не нравится.
С недавних пор Саша рассказывает мне о своей работе, проблемах. Раньше избегал таких тем: мой мужчина не из тех, кто жалуется и хочет, чтобы его пожалели. Наверное, опасается оказаться в моих глазах слабым. А я считаю, что доверительные беседы необходимы, чтобы лучше понимать близкого человека, причину его плохого настроения. Если я знаю, из-за чего Саша грустит, не ошибусь, не приглашу гостей не вовремя, а устрою дома тихий ужин, обниму: «Малыш, мы справимся, все будет хорошо».
Признаюсь, именно теперь ко мне пришло четкое понимание, что Саша — мой мужчина раз и навсегда, что я точно никуда не денусь. Зарекаться, конечно, страшно, но хотелось бы, чтобы он остался единственным любимым до конца жизни. Мы с Чистяковым, помимо того что супруги, любовники, родители, еще и лучшие друзья. Я осознала это совсем недавно — как раз благодаря трудностям, нашим временным проблемам. Выходит, кризисы семейной жизни полезны.
— Вы все еще признаетесь друг другу в любви?
— Я болтливая и каждый день говорю мужу комплименты: как он классно оделся, как хорошо выглядит, какая красивая стрижка. А Саша — нет. Он человек закрытый, не словоохотливый. Согласитесь, с каждым годом женщине все больше хочется слышать от любимого комплименты, ласковые слова, хочется, чтобы его просто разрывало от чувств! А если нет, начинаются сомнения: осталась ли любовь? И требуешь ее подтверждения. Саша же, когда я уже чрезмерно упорствую и настаиваю на признаниях, меня отфутболивает. (Смеется.) И присылает на телефон свою любимую картинку: сидит бабуля в бигудях, рядом дедуля — смотрят телевизор. Она жалуется: «Что-то давно ты не говорил, что любишь меня». Он в ответ: «Однажды сказал. Если что-то изменится, сообщу». Для Саши до сих пор слово «люблю» многое значит. Пусть он его произносит редко, но я точно знаю, что он меня обожает. Раз в год он даже пишет любовное послание.
— Как пишет? СМС присылает?
— Представьте, в письмах! Я получаю их на каждый свой день рождения. В итоге, как нетрудно догадаться, их уже десять. Скоро будет одиннадцать. Читаю, реву, и сердце разрывается от любви. Эти письма — очень разные — я бережно храню в шкатулочке. По ним можно наблюдать эволюцию наших с Сашей отношений, видеть, что нас волновало когда-то и теперь, о чем мечтаем.
— И о чем мечты 2017 года?
— Чтобы наша семья пополнилась. Мысли об этом все четче и осознаннее. Я — главный инициатор рождения малыша и готова в третий раз стать мамой. До этого казалось, еще не время, так много творческих планов, да и дочери маленькие. Теперь Вера и Лида подросли, в плане карьеры появилось наконец удовлетворение. Хочется, конечно, всегда большего: выше, быстрее, сильнее! Везде успеть, все награды получить, но в принципе я готова взять паузу. Не то чтобы дома сидеть — это в моем случае невозможно, — но немного притормозить.
— Наташа, а почему бы не «поработать» мамой — на радость детям и мужу?
— С моим-то переизбытком энергии? Вторая беременность стала адом: за месяц до родов врачи запретили двигаться, только лежать. А меня колбасило, я рвалась в бой. Так что запереть себя в четырех стенах, заниматься с утра до ночи детьми — не моя тема. Близким будет только хуже от цунами по имени Наташа. Мы сейчас с вами разговариваем, а у меня ощущение, что разорву планету от переизбытка сил. Хорошо, что вечером выходить на сцену. (Смеется.) Да и, честно говоря, 24 часа в сутки я мужу не нужна. И от любимого человека можно устать.
— Если я попрошу рассказать о самых ярких эпизодах вашей с Александром истории любви, о чем вспомните в первую очередь?
— Например, как я сама сделала ему предложение. Сказала: «Женись на мне. Лучшей жены не найдешь». Он изумился и промолчал. А через неделю вручил коробочку с кольцом и сказал: «Я согласен». Выходит, что своего мужчину я, сама того не ведая, завоевала. Саша производил впечатление неприступного человека.
— Через полтора месяца после знакомства вы переехали в его загородный дом. О чем думала тогда 19-летняя Наташа Ионова?
— «Вау, какой огромный дом! А какой большой бассейн! Был бы у меня такой, плавала бы каждый день». (Смеется.) Никаких планов на будущее не строила точно. Саша жил вдвоем с сыном. И Саня, которому тогда было всего шесть лет, сразу со мной подружился. Мы играли, я его купала, лечила. Помню, началась ветрянка, и я каждое пятнышко мазала зеленкой. Про то, что у нас выйдет с его отцом, вообще не думала. Я, как стрекоза, живу одним днем, одним вздохом.
— Зачем вам, такой юной, нужно было замужество?
— Мне просто очень захотелось, чтобы этот мужчина стал моим окончательно. Я не боялась, что у нас не сложится, не опасалась семейной жизни, как это случается с людьми постарше, теми, кто пережил негативный опыт. И это большой плюс раннего замужества.
Саша официально не был женат. Позже он сказал, что его поразила моя наглость. Не заяви я самонадеянно о том, что ему следует жениться, может, он до сих пор этого не сделал бы.
Семья — это здорово. Кто кому делает предложение, неважно, уж как получится. Я — за традиции, свободные отношения расхолаживают. Никто не говорит, что официальный брак — это пожизненная страховка и гарантия для супругов. Можешь влюбиться, разлюбить — все мы живые люди. И все же штамп в паспорте заставляет серьезнее подходить к отношениям, сто раз подумать, прежде чем совершить глупость или затеять дурацкие споры про то, кто что должен в семье.
— Романтика в ваших отношениях еще присутствует?
— Мы до сих пор целуемся, обнимаемся. Считаю, что в паре есть живой огонек до тех пор, пока супруги целуются в губы. Причем не как брат и сестра. А страсть... Ну не могут бабочки в животе порхать без остановки.
— Александр никогда не говорит: «Наташа, только скажи честно, если кем-то увлечешься»?
— Даже подумать об этом страшно! Поделюсь с читательницами «ТН» «хитрым» рецептом. Если вдруг вы кем-то увлеклись и задумались о разводе, представьте, как чужая женщина заходит в ваш дом, ложится на вашу супружескую кровать, готовит завтрак вашему мужу. Как только я это представляю, у меня волосы на голове встают дыбом. Что?! Это же мое! И сразу ощущаешь: муж — самое дорогое существо в мире.
Приедается все — деньги, внимание, даже любовь. Но нельзя поддаваться соблазну и ради свежих ощущений ставить на кон семью. Разрушить все можно в один миг. Но страшно, что никто больше не полюбит так же сильно, как муж.
— Сами дошли до таких мудрых выводов? Или есть люди, советы которых вам важны?
— Я редко впускаю кого-то в свою личную жизнь, не люблю советов. Каждый смотрит на мир со своей колокольни. Конечно, у меня есть подруги, с которыми могу поделиться переживаниями. И мне нравится, что они несут заряд бодрости, говорят: «Все хорошо, не распускай сопли, у тебя классный мужик!» Если бы действительно муж меня обижал, они точно не промолчали бы.
— Вы часто публикуете довольно откровенные фотографии. Мужу это нравится? Недавно в «Инстаграме» появился снимок с печеньицем во рту, на котором было написано нецензурное слово.
— Это фотография с дня рождения Шнура. Комментарии, помню, были следующие: «Ты же мать! Что скажут дети?!» А я думаю, что лучше они в моем «Инстаграме» это увидят, придут и спросят: а что это значит? И я объясню.
Что касается Саши и моих фотосессий... Тяжело было, когда год назад я решила сняться для мужского издания. Показала ему для примера съемку. Заверила — тебе понравится. Он категорично сказал: «Нет!»
— И как удалось уговорить?
— Сейчас раскрою карты, муж прочтет и не будет больше на мои хитрости вестись. (Смеется.) В общем, я пошла ва-банк. Ну не разведется же он со мной из-за съемки в журнале. Мне нравятся запреты. Как только говорят «нет», я уже это делаю. Помню, если мама что-то запрещала, я все равно поступала по-своему.
Что лучше: гулять до ночи, а потом один раз за это получить по попе или просидеть дома? Лучше первое. С Сашей, конечно, иначе вышло. Фотосессия ему понравилась, ни слова упрека не услышала.
— Неужели муж не раскусил вас за десять лет? Сказал бы: «Да Боже мой, иди снимайся». И Наташа ответила бы: «Да ну, что-то неохота».
— Мы сошлись как противоположности: я нарушаю правила, он меня контролирует. Иногда смотрю на какую-нибудь пару и думаю: ну зачем они друг друга мучают? А они кайфуют. Наверное, Саше в какой-то степени моя непокорность нравится.
— А что говорит свекровь?
— У нас как-то состоялся с Тамарой Балабековной откровенный разговор как раз по поводу той фотосессии. Она говорит: «Наташ, ты же видишь, Саша переживает». Я ответила, что помимо того, что я жена, еще и артистка. А в этой профессии важна сексуальность, темперамент, провокационность — это сегодняшний тренд во всем мире. В общем, я объяснила ей свою позицию, которую она приняла.
Наверное, она меня поняла, потому что сама реализовалась, пусть в другой сфере. Тамара Балабековна — профессор, доктор наук, преподает в университете. Вообще у нас потрясающая семья: когда один за всех, все за одного. Недавно у старшей дочери был день рождения. Саша улетел в командировку, у меня концерт в Сочи, у нее пятнадцать человек гостей дома и трое из них с ночевкой. Попросили свекровь помочь. Она сразу же перенесла все свои дела и прилетела к нам из Санкт-Петербурга.
— Кстати, вам пришлось соответствовать уровню такой высокообразованной семьи? Не было комплексов?
— Интеллигентный человек никогда не даст почувствовать другому, что тот «не на уровне» и совершает оплошности. Мы со свекровью подружки. Когда встречаемся, ходим по магазинам, обедаем в ресторанчиках, болтаем о разном. Она рассказывает о путешествиях, о том, как съездила на конференцию, — в общем, какие-то человеческие истории. Она мой уровень знает и никогда не заводит разговоров на темы, в которых я ничего не понимаю. Я ее очень уважаю. Мне нравится, что за сына она горло перегрызет, но при этом всегда подчеркивает, что я — любимая невестка.
— Одним словом, все у вас прекрасно и вам не приходилось чем-то жертвовать ради семьи...
— На заре наших с Сашей отношений меня пригласили сниматься в фильме «Любовь в большом городе». Но муж был против. Мы с ним находились в Юрмале, и туда прилетел режиссер Марюс Вайсберг специально ради того, чтобы предложить мне главную роль. Но когда выяснилось, что по сценарию у моей героини (ее в итоге сыграла Вера Брежнева) любовь с героем Алексея Чадова, много откровенных сцен с поцелуями, Саша чуть в обморок не упал, сказал, что такого просто не переживет. При всей своей непокорности я все же чувствую, где тонок лед, и напролом не иду. Я поняла: либо кино, либо отношения с любимым человеком. Хотя, конечно, осознавала, какую рыбку упустила. Когда фильм вышел на экраны, Саша переживал — я это видела. В общем, жертвы с моей стороны были.
Но вот теперь я торжествую, пришел мой час! Спустя десять лет я все же сыграла у Марюса. В сентябре на экраны выходит комедия «Бабушка легкого поведения». Картину показали на «Кинотавре». Саша нашел время и летал туда со мной. Конечно, такая поддержка ценна для меня.
— Но ведь ваша героиня снова крутит любовь, теперь уже с героем Александра Реввы.
— Да, и есть сцена с поцелуями. (Смеется.) Мы с Сашей Реввой играем влюбленных. С его семьей мы дружим, этой зимой вместе отдыхали во Вьетнаме. Сидим с Анжеликой на балконе, она мне говорит: «Ну что? Целовала моего?» Я говорю: «Да, кстати, понравилось!» Посмеялись. Все это шутки, понятно. Работа есть работа, мой муж это теперь понимает.
— Давайте поговорим о ваших подросших дочерях. Что самое главное в материнстве?
— Быть другом своим детям. Девочки повзрослели, младшая в этом году идет в школу, а я все такая же дурында. (Смеется.) Будто время повернулось вспять. Хочу с ними вместе переживать все подростковые чувства. Наверное, поэтому нотаций никогда не читаю, просто объясняю, почему я говорю «нет». Но слов «Нет, потому что я сказала» у нас в доме не звучит.
Про старшую дочь знаю все: в кого Лида влюбилась, кого уже разлюбила, какие эмоции испытывает. Я должна быть первой, кому она позвонит, если что-то ее огорчит. Для меня это безумно важно. Если я потеряю ее доверие, она наделает глупостей, потому что не с кем будет посоветоваться. Сама я, когда что-то случалось, бежала к маме и бабушке. Но с бабулей было сложнее, она так сильно волновалась, что гуманнее было ничего ей не сообщать, чтобы не расстроить. А маме скажешь: «Все, полный аут!» — а она спокойно в ответ: «Ну, ты даешь, ладно, давай решать, как быть».
То, какая у меня чудесная мама, осознала в полной мере лишь теперь, когда сама стала матерью. И сказала ей: «Мам, прости за мою несдержанность и грубые слова». Дети же жестоки. И когда слышу от своей старшей: «Мам, ты в этом вообще ничего не понимаешь!» — поражаюсь и думаю про себя: «Как же так? Я ведь в тренде и знаю все!» (Смеется.) Но Лида права. Я не в курсе, кто такой Ивангай и остальные видеоблогеры, которые ей так интересны. Время идет, и я радуюсь, что у меня уже такие большие дети и хорошая семья. С каждым годом мы все крепче сжимаем друг друга в объятиях.