Пожалуй, в прежние века сказали бы, что китайцы подменили Эмманюэля Макрона. Потому как из Пекина в Париж вернулся другой политик: заявляет, что Европа созрела для автономии от США и не должна втягиваться в конфликты, навязанные ей извне. За громкими заявлениями уже последовали действия – Франция заблокировала решение Евросоюза о поставках Украине боеприпасов.
Европа как «третий полюс»
Сегодня происходит передел центров силы в Европе. Германия больше не является таким центром, её место в новой конфигурации занимает проамериканская Польша. Американцы готовы прирезать к ней часть Украины, а быть может, и Литву в придачу. Будет огромная территория, куда там Германии. На севере Польши усилиями США создаётся панъевропейский газовый хаб – на смену немецкому, отрезанному от «Северных потоков». Германские промышленно-финансовые элиты недоглядели за Олафом Шольцем, сочтя того (и не без веских на то оснований) продолжателем дела Герхарда Шрёдера. А Шольца взяли в оборот атлантисты, и Германии это стоило её положения в Евросоюзе. Макрон понимает, что следующей под нож пустят Францию – недаром который год в ней, под чутким присмотром американцев, закипают протестные настроения. И единственный шанс удержать положение – заручиться поддержкой Пекина. Вот по этой причине Макрона отправили к товарищу Си – за поддержкой. И, как видно, он её получил.
Первое интервью французского президента по возвращении из Китая – о «стратегической автономии» от США, и не Франции – всей Европы! Следование в фарватере Вашингтона Макрон назвал «опасным», ведь, как он выразился, в случае конфликта США и КНР европейцам придётся стать заокеанскими «вассалами». Вместо этого Макрон предлагает Европе стать «третьим полюсом», отстроив его за «несколько лет». Лучше прочих Макрона расслышали в Варшаве – польский премьер Матеуш Моравецкий поспешил предостеречь европейских лидеров от «стратегической автономии». Но Макрон уже перешёл от слов к делу. Париж заблокировал мартовское решение ЕС о финансировании поставок Украине боеприпасов. На их покупку из Европейского фонда мира должны были выделить 2 млрд евро.
Интрига же в том, что слова и поступки Макрона вызвали резонанс в единой Европе. Глава Евросовета Шарль Мишель публично подтвердил: всё больше лидеров стран ЕС поддерживают инициативу Парижа выстроить «стратегическую автономию» от США, хотя при этом «не говорят так, как Макрон, но думают, как Макрон». А глава европейской дипломатии Жозеп Боррель засобирался в Пекин – вслед за испанским премьером.
Китайцы взяли Париж?
Важно понимать вот что. Для китайцев Запад – не единое целое. Есть США, и есть Европа. С каждым – свой разговор. Старый Свет для Поднебесной прежде всего рынок сбыта, конечная цель Великого шёлкового пути. Обратите внимание, сколь мягко китайская дипломатия апеллирует к ЕС и сколь жёстко – к Америке. Пекин старательно отлаживает свой европейский товарный транзит через Среднюю Азию и Россию. Не было лишь конечной точки в Европе (прежде в этом раскладе присутствовала Германия, выстроившая особые отношения с Россией). А Франция – вполне адекватная замена Германии. Даже более удобная Пекину, ибо не имеет особых отношений с Москвой.
И всё бы ничего, но Великому шёлковому пути (или, если угодно, оси Пекин – Москва – Париж) противостоят атлантисты. Времени у американцев, чтобы укротить пыл Макрона, примерно до конца года. Далее за океаном начнётся президентская гонка и будет не до Европы с Китаем. Схватка за власть в США будет серьёзнее некуда, демократы идут ва-банк, пытаясь засадить за решётку Дональда Трампа. А за Трампом – национальный капитал, противостоящий трансатлантическому. Несложно спрогнозировать, что в ближайшее время протесты во Франции выйдут на пик. К профсоюзам, левакам и студентам подключится по-настоящему могучая сила – международные правозащитные и общественные организации, подконтрольные Джорджу Соросу. И сложно сказать, чья возьмёт.
Не Макрон, а китайская копия!
По сути, Макрону придётся пройти дорогой генерала де Голля. К концу 50-х Западная Европа оказалась под полным контролем американцев. В Германии заправляли христианские демократы, целиком и полностью ориентированные на Вашингтон, и дело было за малым – подчинить своей воле Париж. Да не тут-то было. Сперва генерал де Голль заполучил своё собственное ядерное оружие и провёл успешное испытание в Сахаре. Затем объявил об отказе от доллара в международных расчётах и о переходе к золотому стандарту. Де Голль вернул американцам их бумажные доллары, а тем взамен пришлось возвращать французам золото. Наконец, де Голль объявил о выходе из НАТО. Последним «резким движением» стала поддержка Парижем «свободного Квебека» в Канаде. Весной 1968 года в Латинском квартале Парижа начались студенческие протестные выступления. За ними, как теперь известно, стояли международные общественные организации. Короче говоря, де Голля вынудили подать в отставку, а примерно через год он скончался. Кстати, второй раз жёсткая антиамериканская фронда стоила голистскому премьеру Жоржу Помпиду (ставшему к тому времени президентом) и поста и жизни. Официально Помпиду умер от гриппа, при этом страдая от неких кровотечений. Помогли умереть? Пожалуй. Американцы не желали сближения Франции и СССР, тем паче что к тому времени они уже потеряли Германию (где на смену ХДС пришли просоветские социал-демократы). Так что Макрону придётся непросто в эти полгода.
Кстати
Глава комитета бундестага по внешней политике Михаэль Рот в интервью изданию Der Tagesspiegel заявил, что Макрон «заплатит высокую цену» за попытку отделить Европу от США. По словам политика, своими заявлениями и действиями Макрон угрожает «разделить Европу», которой сегодня как никогда нужны сплочённость и командный дух. По мнению Рота, президент Франции «подрывает отношения не только с США, но и со всей Центральной и Восточной Европой».