Начну с личного. В 80-е годы прошлого столетия я писал кандидатскую диссертацию. Пришлось основательно изучить мемуары политической и военной элиты ФРГ. Из таких публикаций вытекало, что именно Корейская война явилась мощнейшим аргументом официального Бонна для воссоздания армии ФРГ, вступления этой страны в НАТО.
Тогда такие мемуары можно было прочитать на языке оригинала только в спецхране. Мне помогло знание немецкого. Я перевёл наиболее значимые пассажи из мемуаров на русский язык и показал их своему руководителю, профессору БГУ Давиду Борисовичу Мельцеру. Ознакомившись с материалами, учитель сказал буквально следующее: «Миша, ты открыл мне правдивую историю Корейской войны».
Радиосвязь по-корейски. Как-то один российский журналист задал вопрос участнику Корейской войны Сергею Крамаренко: «Если СССР официально не вступил в войну, то как скрывалось участие наших лётчиков в боях в Корее?»
Крамаренко ответил: «На наши МиГ-15 были нанесены опознавательные знаки армий Китая и Северной Кореи. Каждому лётчику приказали вести радиосвязь по-корейски. Для этого нам раздали бумажки, на которых были записаны команды на корейском языке русскими буквами. Мы пытались их заучить наизусть, но уже в первых боях, в горячке воздушных схваток вся эта конспирация закончилась. Не до того было, чтобы вспоминать чужую речь. Да и разведка США знала, кто летает в корейском небе».
А вот советская историография до горбачёвской перестройки не признавала ряда узловых вещей: того, что Север напал на Юг, что советские военные лётчики участвовали в воздушных боях, что Корейская война очень противоречиво повлияла на формирование архитектуры международной безопасности. Приплюсуем сюда поражение в информационной войне, имиджевые потери.
Вместе с тем существовали и важные вещи другого порядка, неразрывно связанные с вписыванием советской военной авиации в глобальный технологический тренд.
Советская авиация участвовала в Корейской войне с 1 ноября 1950 года по 27 июля 1953 года.
Противостояние истребителей
Все три года войны в воздухе центральное место занимало противостояние пилотов ВВС СССР и США. Советские лётчики входили в состав 64-го особого авиационного истребительного корпуса. Они в основном летали на реактивных истребителях МиГ-15 и МиГ-15бис, которые выпускала военная промышленность СССР. Эти истребители были новейшими, очень современными.
Сначала корпусом командовал генерал-майор авиации Иван Белов, затем генерал-майор авиации Георгий Лобов и, наконец, генерал-лейтенант авиации Сидор Слюсарев. Штаб корпуса находился в китайских Мукдене (Шэньяне) и Аньдуне. География основных аэродромов была такова: Мукден, Аньшан, Аньдун. Весной 1951 года китайцы построили близ Аньдуна новый аэродром — Мяогоу.
Абсолютное большинство командиров частей и подразделений корпуса были участниками Великой Отечественной войны. Так, 324-й истребительной авиационной дивизией командовал трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб.
Американские лётчики представляли 5-й Воздушный флот США. Главные противники советских военных лётчиков имели на вооружении самолёты с очень разными тактико-техническими характеристиками (ТТХ) — по скорости, маневренности, скороподъёмности, огневой мощи.
Самые впечатляющие ТТХ были у F-86 Sabre. Слабее выглядел B-45 Tornado. Ещё хуже — Lockheed F-80 Shooting Star и Republic F-84 Thunderjet. Эксперты традиционно выявляли немало минусов, когда к ним обращались и с просьбой охарактеризовать реактивные истребители F9F Panther и McDonnell F2H Banshee.
Все перечисленные боевые машины американского производства. Было ещё без малого полсотни английских реактивных истребителей Gloster Meteor F Mk. 8. На них летала эскадрилья Королевских австралийских ВВС.
Чёрные дни американской авиации
До Корейской войны американцы были уверены, что у них в разы больше и атомных бомб, и средств доставки атомного вооружения, чему СССР.
Считалось, что при необходимости американцы легко установят господство в советском небе и путём точечных бомбардировок уничтожат все стратегически важные объекты СССР. Однако действия МиГ-15 в Корее показали, что здесь придётся решать уравнения со многими неизвестными.
Колоссальные удары по самолюбию янки были нанесены в «чёрный четверг» 12 апреля 1951 года и в «чёрный вторник» 30 октября 1951 года.
12 апреля произошёл воздушный бой у берегов реки Ялуцзян, где силы коалиции ООН хотели разбомбить мост, через который из Китая снабжалась армия КНДР. За девять минут (!) кожедубовцы уничтожили 12 бомбардировщиков и пять истребителей ВВС США.
30 октября американские пилоты собирались не оставить камня на камне от северокорейского аэродрома Намси. 21 минута понадобилась пилотам 303-й дивизии советского 64-го корпуса, чтобы сбить десять B-29, четыре истребителя и причинить основательный ущерб пятнадцати бомбардировщикам. 108 американских лётчиков пополнили ряды военнопленных. Потери 64-го корпуса равнялись нулю: сколько МиГов вылетели из базы, столько туда и вернулись.
«Аллея МиГов» — так американцы прозвали южный берег реки Ялуцзян, над которым были разгромлены их эскадрильи в 1951 году.
После «чёрного вторника» в Пентагоне спохватились и начали задумываться о принципиально новом планировании использования стратегической авиации.
Конечно, 64-й корпус тоже нёс серьёзные потери: за всё время войны было потеряно 110 пилотов и 319 боевых машин. Но противник не досчитался 1097 самолётов. Наиболее чувствительной для американцев была потеря 88 тяжёлых бомбардировщиков B-29 Superfortress, оказавшихся абсолютно беззащитными перед советскими реактивными МиГами.
Последствия
Советско-американские бои в корейском небе повлияли и на ход военно-технической революции. Ускорился процесс развития новых типов вооружения. Прежде всего авиационного и зенитного вооружения. Военно-промышленные комплексы СССР и США активно взялись за управляемые ракеты.
64 000 боевых вылетов совершили советские лётчики за время Корейской войны
Конечно, надо признать, что СССР господствовал в корейском небе только первый год, остальное время — американцы. Война предопределила ключевой скачок в массовом применении вертолётов. Во время Корейской войны СССР сильно отставал в этом от США, затем отставание было преодолено.
Профессионалы. О высоком профессионализме пилотов СССР свидетельствует сравнение списков асов-реактивщиков периода Корейской войны. Критерий для попадания в список — не менее пяти сбитых реактивных самолётов. В советском списке 57 асов, в американском — 40, в китайском — девять, в северокорейском — четыре.
В будущем ещё не раз американцы встретятся с советскими МиГами — например, с МиГ-21 во Вьетнамской войне.
Командиры 64-го истребительного авиационного корпуса
Иван Белов. Возглавлял корпус с ноября 1950 года по сентябрь 1951 года
Георгий Лобов. Возглавлял корпус с сентября 1951 года по апрель 1953 года
Сидор Слюсарев. Возглавлял корпус с апреля 1953 года по май 1955 года
Ас-рекордсмен
Самым результативным асом реактивной истребительной авиации в мире стал советский лётчик Николай Сутягин. Во время Корейской войны он провёл 66 воздушных боёв и лично сбил, по разным российским источникам, от 21 до 23 самолётов (американские источники подтверждают 14 сбитых и три повреждённых). Сам лётчик ни разу не был сбит или ранен. В октябре 1951 года Сутягину было присвоено звание Героя Советского Союза.