«Для меня стало шоком и болью, когда Венсан Кассель и Моника Беллуччи расстались. Я расстроилась больше даже за Монику, потому что понимала: она любит сильнее. Просто безгранично! А несколько лет назад он приезжал уже со своей нынешней женой Тиной Кунаки. И было очевидно — она позволяет себя любить», — рассказывает телеведущая, актриса и певица Елена Север.
— Елена, у вас было много прекрасных интервью с мировыми звездами. А какое вы считаете самым удачным, важным?
— Возможно, это прозвучит вызывающе, но самым запоминающимся считаю интервью с Фрэнсисом Фордом Копполой, потому что я с детства люблю кино и для меня этот разговор в каком-то смысле — воплощение мечты... Нет, понятно, и Род Стюарт, с которым я беседовала, и Энди Макдауэлл, и Эрос Рамазотти, и Софи Лорен также мировые величины, и это даже не обсуждается. Но почему-то Фрэнсис Форд Коппола особенно запомнился. Он мне казался таким закрытым. Но разговор получился очень живым и откровенным. После интервью его агент подошел и сказал: «Удивительно! Ты так его расшевелила!»
— Малахов в интервью здорово сказал: «Благодаря дружбе с Север я знаком со всем миром не через шесть, а через одно рукопожатие». У вас со многими теплые отношения…
— с Каррерасом и Доминго, с Орнеллой Мути, с Анастэйшей… Действительно, у меня много с кем теплые отношения. Вот только недавно я выставила фото в «Инстаграме», которое мне прислала фотограф, работавшая с нами еще в «Октябрьском». Мои сыновья были маленькие — одному два, другому четыре. И Вовка почему-то испугался Хулио Иглесиаса. Спрятался от него за меня… (Улыбается.) Если перечислить всех звезд, с которыми у нас прекрасные отношения, получится очень большой список — так выходит, что с теми, кого мы приглашаем впервые, расстаемся уже друзьями и всегда на связи. После первого визита Джона Траволты на церемонию вручения премии BraVo мы подружились. Актер тогда прилетел в Москву на собственном самолете, он ведь пилот. С ним были его дочь и две сестры. Траволта очень семейный человек, проводит с близкими все свое свободное время. И он сразу к моим мальчишкам проникся, они нашли общий язык.
— Вы звезд в дом приглашаете или встречаетесь в ресторанах?
— В последнее время в ресторанах. Сейчас мы живем за городом, и легче встретиться где-то на нейтральной территории — у звезд, как правило, свой плотный график. Помню, у нас дома была Наоми Кэмпбелл. Она очень любит детей, но у нее самой, к сожалению, не случилось… Наоми приехала и говорит: «Я просто поболтать». Познакомилась с моими мальчиками и стала с ними играть, целый час они вместе ползали на коленках. Я смеялась: «Наоми, ты к кому приехала?» Хорошо, что удалось это все заснять. Кстати, с Софи Лорен мы тоже дружим. Она уникальная. Это нельзя выработать, это дается природой, Господом Богом… Таких людей очень немного, особенно тех, кто проносит свой статус великой звезды через всю жизнь. Многие вспыхивают, а потом подключается алкоголь, еще что-то, и все теряется… Я никак не хочу обидеть Орнеллу Мути, она очень красивая, как все итальянки эмоциональная, но вот этот феномен я увидела своими собственными глазами, когда в одном зале были Софи Лорен и Орнелла Мути… Кажется, две красивейшие женщины, но феномен Лорен в том, что она входит — и не важно, с кем ты… Просто все поворачивают голову. Непонятно почему. Такое ощущение, что это аура какая-то, мощная энергия. Я помню, мы с ней всю ночь гуляли на Красной площади, а до этого был безумный, длинный-длинный день. Потом мы вместе ужинали, она меня позвала на какое-то мероприятие, куда ее пригласили. И вот мы сидим, а я ловлю себя на мысли, что день был тяжелый, у меня уже плечи стали опускаться вниз, а она — с прямой спиной. Я спросила: «Софи, ваша прямая спина — это благодаря каким-то специальным упражнениям?» Она отвечает: «Нет, я просто так себя ощущаю». Софи за 80, ей уже тяжело ходить, она на меня опирается… И при этом сидит с прямой спиной! Фантастика! Мы с ней много разговаривали на разные темы. Я поделилась с ней, что меня приглашают сниматься в «Распутине», но я переживаю, что у меня нет актерского образования и мне кажется, это наглость — вторгаться на чужую территорию. Она сказала: «У меня тоже нет актерского образования. И вообще, самое главное — это твоя роль и то, как тебя видит режиссер. А органика или есть, или ее нет». И, можно сказать, она меня благословила — после того разговора я реально «нырнула» в кино уже по полной программе. Еще мы с ней говорили о том, что у нас с супругом почти такая же разница в возрасте, как и у них с Карло Понти, — 21 год, и тоже двое сыновей… Ее муж был знаменитым итальянским кинопродюсером и очень непростым человеком. Безусловно, жить с гением — всегда непросто. Понти фактически слепил Софи Лорен, что тут говорить. Он создавал ей возможности, а дальше она могла реализовать себя или нет. Как и у нас с мужем (Владимир Киселев, музыкант, продюсер и бизнесмен. — Прим. ред.), который создал меня, хотя сам он так не считает. Владимир говорит: «Я же не выхожу за тебя на сцену, не играю за тебя в кино. Я мог тебе в чем-то помочь, но дальше ты уже сама справляешься или не справляешься».
— С Траволтой ваши сыновья подружились. А с Софи Лорен?
— С ней они тоже нашли общий язык. У них создались теплые и трогательные отношения. При встрече она все время говорила про них «белло, белло» и трепала их за щечки…
— Кто у нее любимчик?
— Мне кажется, старший, Юрий. Она считает, что он на папу похож. А с моим мужем Владимиром у нее особые отношения... (Смеется.) И при этом я не могу сказать, что она со всеми «душка». Я видела несколько ситуаций, когда она жестко говорила «нет». До сих пор мне неудобно, когда вспоминаю, как на «Белых ночах...» ее вызвали за кулисы слишком рано… Мне не удалось подойти к ней, потому что пора было идти объявлять очередной номер. Лишь краем глаза я видела Софи, волновалась, зачем ее так рано вызвали, ведь впереди еще три номера. И тут она развернулась и ушла. Я безумно переживала, но возвращать Софи не стала. Знаю, если бы я подошла, конечно, она бы не отказала. Но я, уважая ее и жалея, понимала, что у нас тут не смертельная ситуация, и не стала этого делать. Я не люблю ломать людей, я за то, чтобы все было по любви. Есть вещи более ценные. Поэтому вечером, когда мы поехали вместе на общее мероприятие, и она, и Ален Делон, все мы сидели за одним столом. Всегда важнее отношения. К счастью, подобные накладки случаются не часто. Как-то, тоже на «Белых ночах...», нам с соведущим Лешей Воробьевым 40 минут нужно было тянуть время на сцене — опаздывала звезда. И вот прошли первые 20 минут, а мы уже и станцевали, и спели все, что возможно, и были в панике. Ведь прямой эфир! И тут я вдруг, на свое счастье, вижу в зале Андрея Малахова. С ним мы еще 20 минут продержались… Когда ты выходишь на сцену вести концерт, нужно понимать, что в любой момент может что-то произойти.
— А вы могли бы рассказать о ваших впечатлениях о Венсане Касселе? Он же тоже был на одной из премий и вручал приз балерине Светлане Захаровой.
— Одиннадцать лет назад он приезжал вместе с Моникой Беллуччи. Они были такие красивые, на них постоянно хотелось смотреть. Моника тогда еще кормила грудью, и поэтому они привезли с собой свою маленькую дочь Леони. Я наблюдала за этой семьей, у них были такие теплые отношения, мне казалось, что это просто непоколебимо, такое разрушить невозможно, они как одно целое. Невероятная любовь и нежность. И конечно, для меня стало шоком и болью, когда эта казавшаяся идеальной пара распалась. Я очень расстроилась. И наверное, больше даже за Монику, потому что понимала: она любит сильнее. Просто безгранично! А несколько лет назад Кассель приезжал уже со своей нынешней женой Тиной Кунаки. И было видно — она позволяет себя любить.
— Тина такой ценный трофей для немолодого мужчины...
— Да. Но он от этого не выигрывает почему-то. Не знаю, может быть, мне просто обидно за Монику и я субъективно отношусь к ситуации… Понятно, что прошло время, понятно, что он повзрослел, это, кстати, видно. Мне казалось, все было совсем недавно, вчера. И вдруг наше же мероприятие, а он совсем другой — и рядом новая женщина. Совершенно иная получилась картинка, с другой энергетикой.
— Как обычно ведут себя мегазвезды?
— Я вас удивлю, но все западные артисты ведут себя очень просто. И никаких безумных райдеров у них нет. Но бывают и странности, артист может «по личным причинам» вдруг сказать: я не буду выходить. К сожалению, трудно сохранить себя в этой профессии, как Софи Лорен... Даже простая известность — испытание. Многие звезды очень не любят общаться с поклонниками, давать автографы. Я по себе поняла: нравится процесс, нравится заниматься любимым делом, но это совершенно не имеет отношения к публичной стороне вопроса. Вот, допустим, я провела несколько интервью со звездами, одета для эфира, накрашена. Но потом я переоденусь в спортивный костюм. И уже не буду готова к тому, чтобы меня фотографировали. Или, к примеру, ты зашел в свободный свой день в кафе выпить кофе, а к тебе сразу бегут люди. Конечно, многие артисты этого не хотят.
— Есть что-то, что объединяет звезд?
— Я обратила внимание на то, что отдыхать знаменитости предпочитают там, где как можно меньше посторонних глаз. Но, опять-таки, это не обязательное правило. Многие артисты едут на отдых и параллельно могут, допустим, снять клип. Вот у меня муж такой. Я каждый раз боюсь с ним ехать отдыхать, потому что знаю, что вечера будут расписаны, будет много друзей, знакомых, будем ходить на какие-то мероприятия, ужины, и он может в любой момент сказать: «А давай что-нибудь снимем здесь…» Конечно, я люблю семью и пытаюсь общаться с родными в любой свободный момент, потому что общения не хватает, но все-таки побыть с самой собой мне очень важно. И должна быть природа, причем не обязательно море и не обязательно какие-то суперусловия. Мы недавно были на Байкале. Ездили узким семейным кругом. У меня программа-минимум — объехать все живописные уголки нашей страны. Очень хочу на Камчатку, это моя мечта, я уже сказала ребятам: «Как хотите, но этим летом, пожалуйста, поедем туда». А сейчас мы на мой день рождения едем на Валдай. Я обычно каждую Страстную неделю езжу туда, для меня это место силы. Вот и сейчас собираемся с сыновьями.
— А муж?
— Владимир не поедет. Это не его место силы. Он урбанист и подпитывается в общении. О чем бы он ни говорил с друзьями и знакомыми, у него тут же рождаются идеи. И все они воплощаются, вот что удивительно.
— Это же он в 2017 году придумал международную профессиональную премию BraVo, которую совсем недавно в Москве вручали звездам музыки и балета уже в третий раз?
— Да, идея BraVo принадлежит Владимиру. Он вообще новатор и во многом был первым в нашей стране, возможно, не все об этом знают. Недавно был концерт на Байконуре в честь 60-летия полета в космос Гагарина. Это была идея моего мужа, которая родилась при мне восемь месяцев назад. И я все время ему говорю: «Володя, ну почему никто об этом не знает? И о многом другом тоже».
— Но вы могли бы об этом рассказать…
— В молодости, еще во времена СССР, он первым занялся продвижением рок-музыки. Создал легендарную группу «Земляне». Позднее Владимир вывел на большую сцену и другие свои музыкальные коллективы: «Русские», «Санкт-Петербург», «Бойкот». Он создал и организовал первый в России международный музыкальный фестиваль «Белые ночи Санкт-Петербурга». Туда в разные годы приезжали мировые звезды: Джо Кокер, Scorpions, Deep Purple, Guns N' Roses и многие другие. Больше того, некоторые звезды родились именно на нашем фестивале. Мы открыли Рики Мартина, он приехал на «Белые ночи...» как простой конкурсант почти тридцать лет назад. Я помню его еще с длинными волнистыми волосами. Рики потрясающе спел под гитару испанскую песню. Но я подумать не могла, что он станет мировой звездой. Это, кстати, был тот фестиваль, на котором я познакомилась с мужем… Владимир привозил в Санкт-Петербург Клаудиу Шиффер, Еву Герцигову, Синди Кроуфорд и Линду Евангелисту. Наша страна увидела культовых рокеров The Doors и Рода Стюарта и таких знаковых фигур из мира кино, как Вуди Аллен, Кевин Костнер, Джон Траволта. Владимир организовал концерт Пласидо Доминго на Красной площади. В России благодаря Володе с концертами побывали Хулио Иглесиас, Хосе Каррерас, Ринго Старр. Устроить во время празднования миллениума на Красной площади каток — тоже идея Владимира. Так же как и провести одновременно на Дворцовой площади Санкт-Петербурга и на Васильевском спуске в Москве грандиозный концерт в рамках саммита «Большой восьмерки».
— Вы — хозяйка и бессменная ведущая премии BraVo. Расскажите, как определяются лауреаты.
— По итогам экспертного голосования: крупнейшие рекорд-лейблы, директора радиостанций, музыкальные журналисты и критики, культурные центры при зарубежных посольствах выдвигают в номинации своих самых популярных артистов, а затем голосуют за лучших из них. Таким образом, мы ретранслируем оценку наших музыкальных партнеров со всего мира и награждаем самых заслуженных победителей.
— Как в такое сложное время вам удалось все организовать?
— Все сильно соскучились и были рады приехать, хотя некоторым не удалось. Пласидо Доминго очень хотел, но не смог состыковать графики. Но 19 апреля он был здесь в Большом театре, и я ему лично вручила награду — золотой скрипичный ключ.
— BraVo интересно задумано: в один день проходит награждение классических исполнителей, в другой — популярных музыкантов. То есть тут и уровень, и в то же время интересно широким массам. Такие сообщающиеся сосуды.
— Совершенно согласна. Даже удивительно: почему раньше никто не додумался? Все западные артисты, кто приезжал, оценили это. Многие, кто был у нас в первый день, специально оставались на второй для того, чтобы посетить награждение популярных исполнителей. Так, к примеру, Энди Гарсия, Алессандро Сафина, Дэвид Дикью Ли, Эрвин Шротт откладывали свои вылеты и оставались на второй день. Меня это поразило. А Род Стюарт, который был в программе премии в области популярной музыки, на второй день пришел смотреть классику. Большой поклонник классической музыки Ричард Гир, приезжавший просто как гость, пробыл два дня. Кроме того, что он выходил и вручал премию, Ричард с удовольствием слушал выступления звезд. Наша гостья Хелен Миррен высказывала восторг по поводу премии. И я ощущала гордость за то, что мы делаем.
— Сейчас у вашей премии серьезная репутация, а как удалось заманить звезд в первый раз? Видимо, помогали личные знакомства?
— Конечно, личные знакомства всегда помогают. Что касается западных звезд, с Каррерасом и Доминго мы были знакомы, потому что муж организовывал их концерты. У меня состоялось шикарное интервью параллельно с ними обоими.
— Итак, 3 апреля лучшие артисты российской эстрады в очередной раз были награждены золотыми скрипичными ключами. Среди победителей поп-дня на этот раз оказался Даня Милохин, который вместе с Николаем Басковым получил премию за лучший дуэт.
— На премии главное — объективность. На кого больший спрос — тот и победитель. Мы просто ретранслируем, что сейчас в приоритете, что люди хотят слушать, на кого они идут, на кого покупают билеты. Именно это показатель. И в частности, коллаборация Баскова и Милохина оказалась очень удачной.
— Как вы думаете, почему сейчас такой интерес к Милохину и подобным мальчикам и девочкам из мира интернет-блогов? Хотя судьба Дани чем-то напоминает судьбу Юры Шатунова из «Ласкового мая»: оба из детдома...
— Однозначно. Я уверена, что людей не столько творчество привлекает, сколько история, судьба. У многих возникает ассоциация, особенно у молодых людей: если он так смог, может быть, и я смогу… С другой стороны, обесценивается труд тех музыкантов, которые обучались мастерству много лет, посвятили музыке всю жизнь и прошли свой длинный тернистый путь. Сегодня такое время, очень странное и интересное. И благодаря интернету мы узнаем новых героев, за победами которых тоже стоит большой труд.
— Странное, переходное абсолютно во всем.
— Да, да. Потому что, если взять кино, с ним тоже происходит много метаморфоз. У меня ощущение, что никому сейчас не нужны какие-то серьезные, сложные фильмы, с паузами, размышлениями, философией. Зритель, особенно молодой, не усидит. У него клиповое мышление.
— Но, с другой стороны, люди стали любить сериалы, и это, наоборот, игра вдолгую.?
— Я вот сейчас снялась в сериале, в первый раз в главной роли, и понимаю, что это вообще другая история с художественной точки зрения. Я осознала, какой это адский труд. За день снимается десять сцен, ты приходишь после съемок и падаешь, вообще не понимаешь, как день прошел. И нет времени разобрать роль, порепетировать. Мы снимаем сцену одну из первой серии, потом из четвертой, потом опять из первой… Я снималась до этого только в полном метре и привыкла к размеренности. А тут просто была в таком шоке, что вообще не понимала, что происходит, — мы работали практически без пауз между сценами. Спрашивала: «У нас сейчас есть время на перегрим?» — а мне отвечали: «Нет, только меняем одежду и пошли дальше». Даже возможности сделать паузу и переключиться нет. И это реально очень сложно. Мне муж сказал: «Месяц я потерплю твой адский график». А потом стал удивляться: «Лена, я не понял, почему ты в пять утра встаешь?» — «Ну, ты же сам меня просил за один месяц сняться, вот потому приходится в пять утра вставать, чтобы успеть». — «Я не это имел в виду, давай не будем так». — «Уже поздно», — отвечаю. В результате, спала по три-четыре часа в сутки весь месяц. Это был марафон на выживание.
— Все хорошо, что хорошо кончается. Не скучаете по вагончику своему?
— Скучаю. Я так и знала, что буду скучать, но у нас сейчас новая картина, сирийская история. Она будет сниматься в Дербенте и в Крыму. У меня еще все впереди. Я там инструктор по рукопашному бою и стрельбе из пистолета. Сейчас занимаюсь каждый день с тренером.
— Мне кажется, вы меткая.
— Ну, в принципе да. Рука не дрогнет. Но знаете, я вообще не понимаю, как так произошло: я всю жизнь мечтала об исторических ролях и костюмных съемках в красивых платьях. А теперь постоянно с кем-то сражаюсь, дерусь, гоняю на машинах, стреляю. То, чем я занимаюсь, — вызов себе.
— У больших западных артистов есть личные консультанты, коучи. У нас это не популярно, хотя кто-то практикует.
— У меня самой коуч есть. Когда я начинала сниматься, привлекала Светлану Ефремову, которая преподает в Калифорнийском университете, ведет мастер-классы. У нее очень успешная актерская карьера: знаковые роли в таких популярных во всем мире сериалах, как «Карточный домик», «Американцы». В ее фильмографии больше 150 проектов. Она абсолютно состоялась в профессии и гениальный педагог. Мне очень повезло ее встретить. Люди в мою жизнь приходят в нужный момент, и со Светланой было именно так.
— Она на каждой картине вас консультирует?
— На проектах «Не лечи меня» и «БУМЕРанг» она мне не помогала. Роли у меня там не очень большие. А все другие мои картины — «Пилигрим», «Сирийская соната», сериалы — да, без серьезной работы со Светланой мне было бы трудно справиться. Например, когда в одной из картин снимали эпизод с захватом заложников, у моей героини были панические атаки. И Светлана показывала всевозможные актерские техники, как это играть, как задерживать дыхание и тому подобное.
— Я хотела бы вас спросить как человека, реализующегося в самых разных творческих областях: пандемия на них повлияла? Я заметила, что многие отказываются от походов в кино. Но в театр люди ходят с большим интересом, на концерты тоже.
— Конечно, слава богу, мы уже все перестали паниковать. Был какой-то период, когда просто реально была паника. Но нельзя трястись от страха всю жизнь, это невозможно. И как-то все немножко выдохнули. Я так горжусь, что живу в нашей стране! Сейчас мои друзья из Америки и Европы видят, как мы выходим из этой ситуации, как справляемся, и говорят: такое ощущение, что мы на другую планету попали. Тут жизнь, рестораны открыты, кино… Вот мультик «Душа» прошел просто с прекрасными сборами, как и очень многие другие фильмы. Ни в одной стране мира таких цифр сейчас по кино нет, как у нас, с нашей 50-процентной рассадкой. Мне кажется, хорошо пройдет «Чернобыль», очень сильная работа… Просто русского человека невозможно закрыть дома. Думаю, все будет только улучшаться. Потому что есть вакцины. У меня многие друзья привились, и муж тоже. Я с детьми нет — но у нас есть антитела. Можно сказать, что наша страна вернулась к нормальной жизни. Гости премии BraVo очень сильно удивились. Они все боялись ехать.
— Пандемия вас как-то изменила внутренне?
— Да, у меня была возможность побыть больше с детьми, с мужем — это такое счастье! Особенно я радовалась за мужа, потому что у него более чем сложный график, и с детьми, тоже постоянно занятыми учебой, он почти не виделся. Зато за эти месяцы он столько им дал… Конечно, мы это время провели с пользой. Занимались с сыновьями каждый день и вокалом, и танцами. Усовершенствовали себя по полной программе, все, что можно было получить дома, мы получили. И вышли из карантина в хорошей форме.
— Это все, конечно, прекрасно, но я помню, что картина «БУМЕРанг» вашей кинокомпании «Русский Север» и компании Actober Films должна была выйти в апреле 2020 года — помешала пандемия. Прошел год, но про фильм я не слышу. А многие его ждали, снимал-то его Петр Буслов, и кастинг там великолепный.
— С датой выхода мы определились — 23 сентября. Нас взяла компания «ВОЛЬГА», которая, например, в прошлом году выпускала в прокат фильм Гая Ричи «Джентльмены». Мы, конечно, делаем большую ставку на «БУМЕРанг». Действительно, актерский состав там «бомбический»: Нагиев, Трибунцев, Сычев, Мадянов, Анна Уколова, Галина Польских, Слепаков. Думаю, зрители удивятся, насколько другой здесь Дмитрий Нагиев. Петя смог открыть совсем другие грани его актерского мастерства. У меня была небольшая роль жены главного героя, но я получила огромное удовольствие и как актриса, и как продюсер от работы с таким талантливым режиссером. Он уникальный. Это было очень круто. Мы надеемся, что зрители по достоинству оценят эту нашу совместную работу. А сейчас мы с Петром Бусловым готовимся к съемкам фильма «Северный полюс-8», об освоении Арктики. Очень жду начала этой новой работы.