12 февраля одна из самых титулованных российских спортсменок Елена Исинбаева объявила о возобновлении карьеры и намерении выступить на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро 2016 года. Главный редактор «Большого спорта» Алексей Немов посчитал это отличным поводом для интервью с действующей рекордсменкой мира по прыжкам с шестом и во время визита легкоатлетки в Москву встретился с ней в одном из столичных отелей. Там Елена Исинбаева рассказала четырехкратному олимпийскому чемпиону и всем читателям нашего журнала о причинах своего возвращения, перспективах установления мировых рекордов в прыжках с шестом, своей благотворительной деятельности и поделилась некоторыми секретами личной жизни.
Вы объявили о возвращении в профессиональный спорт. Что повлияло на такое решение?
Совокупность многих факторов. После того как родила Еву, посыпались поздравления, а вслед за ними и вопросы: собираюсь ли выступать? Я допускала такой вариант, но не была в нем уверена. Скорее задумывалась о том, чтобы после восстановления завести второго ребенка. Однако болельщицкие вопросы о возвращении не прекращались. Я поговорила с мужем, семьей, тренером Евгением Трофимовым. Все они выразили готовность меня поддержать. И я решила попробовать. Если не получится, всегда смогу остановиться.
Не страшно? Ведь триумфальное возвращение не всем удается. А уходить на пике карьеры психологически приятнее.
Абсолютно не страшно. 2016 год совершенно точно станет последним в моей спортивной карьере. Рассматриваю его в качестве бонусного. Каждые соревнования, в которых приму участие, будут прощальными: с тем или иным турниром, городом, страной. Получится своеобразное мировое турне Елены Исинбаевой.
Не случится ли, как со многими артистами эстрады, которые каждый год прощаются…
И не уходят? Со мной подобного точно не произойдет. За меня болеют во всем мире, и хочется порадовать этих людей. Многим все равно, какой результат покажу, главное – насладиться моим прыжком, процессом подготовки. Я соскучилась по вниманию, аплодисментам, овациям. Психологического прессинга на меня нет, терять нечего – все рекорды, медали, награды никуда не денутся, могу их только
приумножить.
Мой коллега, шестикратный олимпийский чемпион Виталий Щербо, недавно сказал: «Гимнастика поднялась на такой уровень, что мама не горюй. Дети в школе выполняют такие комбинации, которые в 10 раз сложнее моих олимпийских». Уверен, прогресс касается и прыжков с шестом. За счет чего устанавливается мировой рекорд?
Возможно все. Рекорд мира – это то, к чему мы будем стремиться, если решим целенаправленно готовиться к Олимпийским играм в Рио-де-Жанейро. В моем активе уже есть прыжок на 5 метров и 10 сантиметров. В то же время считаю, что 5,15 – это потолок для женщин, примерно на этой высоте исчерпывается потенциал организма. Лично я буду стараться приблизиться к этой отметке, установить рекорд, который простоит лет сто. Хочется надолго оставить свое имя в истории легкой атлетики.
Недавно Рено Лавильени побил «вечный» рекорд Сергея Бубки в помещении, взяв высоту 6,16…
Француз – удивительный спортсмен. Невысокий (рост Лавильени 177 см. – Прим. БС) и миниатюрный, он перечеркнул стереотипы относительно того, каким должен быть прыгун с шестом. Раньше считалось, что это человек выше среднего роста с длинными руками, прыгучий, с хорошим отталкиванием, ловкий. Иногда смотрю на Рено и поражаюсь: кажется, что он меньше меня, за счет чего берет такие высоты?
Как Сергей Бубка отнесся к достижению француза?
Двояко. С одной стороны, он понимал, что рекорд не вечен и в перспективе его кто-то побьет. С другой, уверена, ему было несколько неприятно. Когда свыкаешься с мыслью, что ты непобедим, сложно поверить в обратное. Думаю, и сама буду чувствовать что-то подобное. Мы с Бубкой иногда общаемся. Когда я была молодой, мы с тренером изучали технику Сергея Назаровича, что-то перенимали. Сейчас подобного уже не требуется.
Вы занимались спортивной гимнастикой, стали мастером спорта. Почему ушли из моего вида?
Я тренировалась с пяти лет вместе с сестрой Инной, которая на год младше. Родители увидели в газете объявление о наборе девочек в секцию и записали нас. Меня сначала не хотели брать, поскольку уже тогда было видно, что буду высокой, а для гимнастики это не очень хорошо. Но мама уговорила тренера. Мы прозанимались 10 лет у Александра и Марины Лисовых. Мое тело не слишком приспособлено для гимнастики: высокий рост, длинные рычаги… Сложность упражнений не была максимальной, и я чувствовала, что в гимнастике достигла пика. Тогда тренер предложил попробовать себя в прыжках с шестом. Поначалу я отказалась, но Евгений Трофимов увлек рассказами о перспективе выступления на Олимпийских играх, медалях. Все реализовалось очень быстро: в ноябре 1997 года я занялась прыжками с шестом, а в июле 1998‑го выиграла юношеские Олимпийские игры. В 18‑летнем возрасте отправилась на Олимпиаду в Сиднее, где не прошла квалификацию.
Что-то мы там не увиделись…
Я была зашуганной девочкой, для которой Алексей Немов являлся едва ли не богом.
Значит, на вашем примере можно подтвердить тезис, что гимнастика – ключ ко всем видам спорта?
Так и есть. Я всем говорю: «Не знаете, в какую секцию записать ребенка, – отдавайте в спортивную гимнастику». Там можно заложить отличную базу: подкачка, растяжка… Мой старший племянник занимается спортивной гимнастикой, в семилетнем возрасте 20 раз отжимается от пола, садится на шпагат, делает мостик.
Как вы оцениваете ситуацию в российской легкой атлетике в целом?
У нас грядет смена поколений. Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро станут прощальными для спортсменов моего возраста. Возможно, после них наступит некий провал в результатах, поскольку молодые еще не будут соответствовать необходимым требованиям. Но через некоторое время все нормализуется: тренеры и специалисты в России хорошие.
В последнее время российскую легкую атлетику сотрясают допинговые скандалы…
Это рок современного спорта в целом. Хочется верить, что в ближайшем будущем допинг можно будет победить и все начнут соревноваться честно. Если обманываешь – будь готов быть пойманным и ответить за это. Пример американского велогонщика Лэнса Армстронга в этом плане очень показателен.
Виталий Мутко дал команду внедрять в тренерские штабы сборных команд вчерашних спортсменов‑чемпионов. В биатлоне – Ольга Зайцева, в легкой атлетике – Юрий Борзаковский. Можете представить себя в роли главного тренера сборной России?
У меня много предложений по поводу дальнейшей работы, все они связаны со спортом, олимпийским движением. Определюсь по окончании карьеры, но уже сейчас могу заявить: уезжать из России не собираюсь.
Мы оба представляем ЦСКА. Какова ваша история появления в этом клубе?
Я выступала за ЦСКА 10 лет назад, после чего ушла в Спортивный клуб железнодорожных войск. Впоследствии его расформировали. Сейчас мы стараемся возродить ЦСКА как элитный спортивный клуб армии, попасть в который захотят многие знаменитые спортсмены. Хочу пожелать руководству ЦСКА и лично начальнику клуба Михаилу Барышеву успехов в реализации задуманного.
Еще одна объединяющая нас тема – «Сочи‑2014». Я был вице-мэром горной Олимпийской деревни, вы – мэром прибрежной Олимпийской деревни. Поделитесь впечатлениями.
Все было организовано на высшем уровне, не возникло ни одной проблемы. До сих пор пересматриваю фотографии со многими именитыми людьми, с которыми довелось пообщаться: королями, принцами, премьер-министрами. Нашу деревню несколько раз посещал президент России Владимир Путин. Олимпиада – волшебные соревнования, во время которых объединяется весь мир и все мы становимся огромной семьей.
Во время Игр в Сочи вы были в положении. Не волновались?
Беременность протекала без осложнений, а поездка в Сочи оставила исключительно положительные воспоминания. Я даже не заметила, как вырос живот. Рожала в Монако, самостоятельно, так что прочувствовала все «прелести» процесса.
Муж находился рядом?
За дверью. Я перфекционистка и не хочу, чтобы меня видели не в оптимальном состоянии. Перед знакомством с дочерью помыла волосы, сделала укладку, надела новую красивую ночнушку. Когда мне положили девочку на грудь, начала рыдать, поражаясь: неужели она была во мне? До сих пор удивляюсь процессу рождения, тому, как из человека выходит другой человек. Но осознание того, что стала мамой, постепенно приходит.
Чем занимается ваш супруг?
Он легкоатлет, метатель копья. В роддоме мы жили в соседних номерах, он забирал себе на ночь дочь, давая мне возможность выспаться, приносил только, чтобы покормить ее. Первые три месяца после рождения дочери мы все время были вместе. Я очень благодарна мужу за поддержку.
Кто придумал имя ребенку?
Я хотела назвать ее сначала Олимпией, потом Дельфиной, потому что очень люблю дельфинов. Но Никита сказал: «Бедный ребенок – жить с таким именем!» – и решил, что у нас будет Ева.
Ваша дочь будет заниматься спортом?
Однозначно. Хочется, чтобы девочка росла грациозной, имела хорошую растяжку. Поэтому, возможно, запишем на художественную гимнастику или в балетную школу. Вариантов море, но главное, чтобы Ева сама захотела чем-то заниматься.
В рейтинге «Человек 2014 года в российском спорте» вы, не выступая на соревнованиях, набрали столько же голосов, сколько и Александр Овечкин. Вас не удивляют такие результаты?
Мне приятно. Видимо, россияне слышали не связанные со спортом новости обо мне, и у них даже не возникало мысли о том, что я могу не прыгать.
С кем дружите из спортсменов?
Хороших знакомых у меня много. В нынешнем году во время мероприятий, посвященных празднованию Дня защитника Отечества, познакомилась со многими зимниками: Александром Зубковым, Светланой Ишмуратовой… Всех перечислять не буду, чтобы никого не обидеть.
Насколько я знаю, вы занимаетесь благотворительностью…
В 2013 году учредила фонд своего имени для поддержки детского и массового спорта. В первую очередь мы помогаем детям-сиротам и детям из малообеспеченных семей. Большая часть фондов специализируется на помощи больным детям, я же хочу поддержать здоровых. Дать им надежду посредством спорта реализовать себя. Многие дети-сироты по-хорошему злые, целеустремленные. Они не будут щадить себя на пути к цели. Мы разработали несколько программ, одна из которых «Каждый ребенок достоин пьедестала». Под этим лозунгом проводим соревнования среди детских домов в Волгограде и области, строим площадки. Уже получили поддержку министра спорта России Виталия Мутко, нам будут выделяться деньги из федерального бюджета. Помогает нам и губернатор. В 2015 году должны построить семь открытых многофункциональных площадок, на которых можно будет заниматься легкой атлетикой и игровыми видами. Амбиции у нас большие. Параллельно поддерживаем уличный спорт, воркаут.
Как думаете, кем бы вы были, не стань спортсменкой?
Страшно представить. Даже не знаю, какая еще сфера жизни открывает перед человеком такие возможности. Завоевав в 22‑летнем возрасте золотую олимпийскую медаль, я обеспечила себя, сестру и родителей. Когда ездила на приобретенной на собственные средства машине, замечала, что на меня смотрят как на содержанку. Так что спорт для меня буквально все. Чувствую себя обязанной делиться своим опытом с детьми, давать ребятам осознание того, что все возможно. Хочешь жить хорошо – трудись честно. Если где-то недоработаешь – обманешь в первую очередь себя.