Объём онлайн-заказов в ресторанах вырос вчетверо на фоне введения QR-кодов для их посещения
В первый день посещения ресторанов и кафе по QR-кодам объём онлайн-заказов из заведений общепита столицы вырос в четыре с лишним раза - на 340%. Об этом свидетельствует информация оператора фискальных данных "Платформа ОФД", с которой ознакомились "Известия". Объём заказов в самих заведениях ожидаемо снизился: в натуральном выражении 28 июня он был на 30% меньше, чем неделю назад. Работа в условиях ограничений позволяет рестораторам сохранить значительную часть выручки в отличие от полного локдауна, подчёркивают эксперты. Власти Москвы анонсировали распространение практики QR-кодов на новые сферы. В ближайшее время их могут ввести при посещении театров, рассказал "Известиям" источник в столичном правительстве.
С 28 июня в рестораны столицы и Подмосковья могут попасть лишь вакцинированные, переболевшие (в последние полгода) или люди с отрицательным ПЦР-тестом (действует три дня), подтвердившие это специальным QR-кодом. Исключения сделали для летних веранд - без дополнительных условий их можно посещать до 12 июля.
28 июня оборот общепита в натуральном выражении (количество позиций в чеке) в Москве упал на 30% по сравнению с 21 июня. Об этом свидетельствует информация оператора фискальных данных "Платформа ОФД", с которой ознакомились "Известия". Средний чек сократился на 5%, до 1,4 тыс. рублей. При этом объём онлайн-покупок из заведений общепита подскочил более чем в четыре раза -на 340%. В Подмосковье продажи в натуральном выражении сократились на 18%, средний чек уменьшился также на 5%, до 1,6 тыс. рублей. Сегмент онлайн-покупок в общепите вырос в 2,5 раза - на 150%.
В целом по стране реализация в натуральном выражении сократилась на 11%, средняя сумма покупки уменьшилась на 6%, до 993 рублей, зафиксировали специалисты компании. Онлайн-заказы из заведений общепита увеличились на 19%.
В обычные дни объём онлайн-заказов в кафе и ресторанах небольшой, менее 5% от общего, отметили "Известиям" эксперты "ЧекИндекса" (аналитический ресурс "Платформы ОФД").
- Граждане легче возвращаются к таким формам коммуникаций с заведениями общепита после введения дополнительных мер безопасности, - сказал представитель компании. - Поскольку у них уже есть позитивный пользовательский опыт, приобретённый в периоды прежних волн ковидных ограничений.
В "ЧекИндексе" спрогнозировали, что в нынешних условиях в крупнейших городах доля интернет-заказов в общепите будет возрастать. Например, в прошлом году в периоды жёстких ограничений она доходила до 30-40%, рассказали аналитики компании.
Сами рестораторы оценили, что выручка у них упала на 50-95% за первый день действия ограничений, писали СМИ. Бизнес рассчитывал, что негативный эффект можно будет сгладить за счёт помощи от столичного правительства. Рестораторы просили налоговых послаблений и беспроцентных кредитов. Столичная мэрия предложила им другие варианты поддержки. Речь о двух мерах: отсрочка до конца года по уплате арендных платежей за третий квартал, если заведение снимает помещение у города. Плюс к этому рестораторов включили в программу предоставления субсидий малому и среднему бизнесу. Максимальный размер выплаты - 1 млн рублей. Такую сумму можно потратить на оплату ЖКУ, покупку масок и перчаток и компенсацию затрат на мероприятия по профилактике COVID-19.
Гендиректор консалтинговой компании в ресторанной отрасли Restcon Елена Перепелица сказала "Известиям", что предложенные меры поддержки недостаточны для заведений, которые потеряли большую часть своих гостей. Причём в ближайший месяц ситуация вряд ли изменится, добавила она. По оценке эксперта, лишь через полтора-два месяца половина посетителей вернутся в рестораны. Елена Перепелица уверена, что ограничения для отрасли не снимут до конца года: эпидемиологическая ситуация в столице вряд ли изменится.
- Судя по всему, столичные власти разворачивают в городе меры, уже опробованные в Европе. Там тоже были QR-коды и ограничения, в том числе для ресторанов, - сказала эксперт.
Она напомнила, что власти европейских стран двигались от жёсткого длительного локдауна к постепенным послаблениям только для вакцинированных граждан. Поэтому люди охотнее прививались, считает специалист.
Работа в условиях таких ограничений позволит предпринимателям частично отбить свои капитальные вложения в бизнес, то есть учреждения смогут сократить свои убытки, подчеркнула Елена Перепелица. С этой точки зрения работа в условиях ограничений гораздо лучше, чем полный локдаун, заключила эксперт.
QR-коды могут стать актуальными и для театров, рассказал "Известиям" высокопоставленный чиновник в столичном правительстве. Он отметил, что мэрия допускает такой сценарий развития событий. Собеседник издания подчеркнул: кино, фитнес и торговля пока не войдут в этот список. Ранее глава департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк допустил введение новых ограничений в столице, хотя конкретных отраслей он не назвал. Чиновник сказал "Известиям", что в ближайшее время QR-коды в торговле и на транспорте внедрять не будут.
На прошлой неделе Минкультуры обнародовало распоряжение, согласно которому 11 подведомственных театров обязано использовать QR-коды с 28 июня. Это Большой театр, МХТ имени Чехова, МХАТ имени Горького, Малый театр, Театр имени Вахтангова, Театр Наций, "Сатирикон", Театр кукол имени Образцова, Театр Наталии Сац, РАМТ и Театр классического балета Н. Касаткиной и В. Василева.
Худрук Школы современной пьесы Иосиф Райхельгауз сказал "Известиям", что новые ограничения резко сократят приток зрителей в театры. Посещаемость в них уже ограничена 50%, хотя "зрители рвутся на спектакли", добавил он. Сокращение доходов приведёт к тому, что заведения будут вынуждены сокращать зарплаты сотрудникам, количество спектаклей и гастролей.
- Мы понимаем, что предлагаемая обстановка, в которой московские власти принимают решения, сложная и трудная, и все это понимают, - сказал он.