Полпред президента, вице-премьер Юрий Трутнев проинспектировал программу «Дальневосточный гектар» и сделал заявление, которого давно заждались ее участники: «Мы договорились, что там, где места компактного проживания, надо дороги людям построить, линии электропередачи, помочь им обустроиться. Мы будем выделять средства из федеральной программы, ну и субъект попросим тоже в этом поучаствовать». Как говорится, давно пора!
Ведь даже столетие назад, в век сохи и лошади, при столыпинской реформе крестьянам предоставлялась не только бесплатная земля, но и субсидии с подъемными, а местной власти государство выделяло при этом целевые средства на прокладку дорог, благоустройство на новом месте, медицинское обслуживание и общественные нужды. Хотя в те времена народ был более самостоятелен и менее прихотлив. Но даже при таких условиях из уехавших на новые земли 2,5 млн человек каждый пятый вернулся.
Ныне правительство почему-то решило, что «бесплатный гектар» сам по себе достаточный пряник для того, чтобы если не привлечь в регион миллионы новых колонистов, то хотя бы остановить стремление активной части населения переселиться с востока на запад.
Увы, пока не получилось. По данным информационного агентства EastRussia, население ДФО на 1 января 2015 года составляло 6 211 021 человек, на 1 января 2016-го — 6 194 969 человек. Итого: минус 16 052. Это до начала раздачи бесплатных гектаров. В 2016 году, когда местное население уже получило право выбирать себе лакомые участки бескрайней территории, миграционная убыль из Якутии составила 4153, Амурской области — 3253, Приморского края — 3209, Камчатского края — 1805, Хабаровского края — 1586 человек. Общий отток: 17 130 человек. Правда, по данным Росстата, насовсем из региона уехали все-таки меньше — 12 290. Остальные переместились внутри ДФО.
За январь — май 2017 года картина не изменилась: по предварительным данным, отток из девяти субъектов Федерации ДФО составил около 7 тысяч человек. Хотя на дальневосточные гектары уже могли претендовать все россияне без исключения.
Конечно, времени еще прошло немного, и министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка оптимистично ссылается на ВЦИОМ, по опросам которого 6,5% россиян выразили намерение принять участие в программе.
«Это более 10 млн человек, что по отношению к 6,2 млн на Дальнем Востоке, очевидно, весьма и весьма немало. Так же как и очевидно, что постепенно этот потенциал будет реализовываться, постепенно этот интерес будет конвертироваться в непосредственное получение дальневосточного гектара», — почему-то уверен министр.
Но это же протокол о намерениях. Пока заявок на получение участков поступило около 200 тысяч, каждая седьмая удовлетворена. «Мы предполагаем, что до конца года будет оформлено как минимум 50 тысяч земельных участков», — надеется Александр Галушка.
То есть обещать еще не значит жениться. На практике с этими гектарами получается очень пестрая картина. В Приморье, например, как выяснил Фонд борьбы с коррупцией, в самый первый день регистрации, когда еще и регистрационный сайт не работал, нашлись счастливчики, которые вдруг сумели заполучить свои бесплатные гектары в самом «золотом» месте — на берегу озера Ханка. «Вся береговая линия оказалась на второй день уже занята», — рассказали в фонде. Самое интересное, что зарегистрировали даже земельный надел, образованный несколькими лицами, — так называемая коллективная заявка (из «мертвых душ»).
В Хабаровском крае, если верить сайту free-rupor.ru, в погоне за победным рапортом «наверх» губернатор Вячеслав Шпорт «собирает своих замов и министров и выдает распоряжение (устное, разумеется): обязать всех работников краевого правительства подать заявки на предоставление им дальневосточного гектара. А дальше уже руководители краевых министерств и ведомств выдают распоряжения своим подчиненным...».
Естественно, краевая администрация это опровергает. А губернатор на этой неделе сообщил в местной прессе: «Сегодня наш край — один из лидеров по числу поданных заявок и выданных участков. Зарегистрировано почти 7 тысяч договоров пользования. К освоению земель мы подходим комплексно: разработана система мер поддержки для получателей земель. Для предоставления людям земли в крае дополнительно «открыты» еще более 7 млн гектаров...»
Между тем специалисты говорят, что, согласно методологии ООН, только 25% территории ДФО пригодны непосредственно для жизни человека, не говоря уже о ведении сельского хозяйства. Большая часть этой территории располагается в довольно узкой области юга Дальнего Востока — в зоне Транссибирской магистрали.
Так что миллионные цифры якобы готовых под раздачу земель — это явно для красного словца. К тому же до заветных гектаров нужно еще добраться. «У меня внедорожник, но зимой не смог добраться до участка, — жалуется один из «колонистов», попавших на встречу с региональным начальством. — Вчера специально туда поехал, проехал 42 км. Все включил, что можно было. Там лужа метров 30 на 30, бревна торчат. Я кое-как развернулся, оттуда уехал. Когда я попаду на этот участок? Да никогда!..» На вопрос о том, чем люди руководствовались, выбирая участок, ответы у всех простые: мы по карте посмотрели, там дорога вроде бы рядом была. «Где-то рядом» — это, может, и 100, и 200 км. Вот и отправляйтесь туда в экспедицию.
К властям обращаться с претензиями бесполезно. Во-первых, они могут рассмотреть вопрос строительства дороги и прокладки энергетики лишь при коллективной заявке от 20 человек. Во-вторых, 1 км дороги пятой категории в здешних местах стоит 14,6 млн рублей. В-третьих, хабаровский губернатор Вячеслав Шпорт рассказал, что в 2017 году на весь край запланировано отремонтировать 58 км автотрасс на сумму 1,4 млрд рублей. Вот и весь сказ.
Впрочем, есть счастливые исключения. Неожиданно много оказалось пасечников-бортников, особенно в Амурской и Еврейской автономной областях. Получившие участки летом даже успели собрать продукцию и сбыть ее в Китай. А в Амурскую область начали заселяться староверы: община из 27 человек, переехавшая из Уругвая, получила гектары в Свободенском районе. «Подарили им пять дойных коров, — рассказывает губернатор Александр Козлов, — помогли с техникой. Ведем речь о создании нового поселения, куда готовы переехать еще несколько десятков староверов из других стран...»
В общем, освоение понемногу продвигается, принимая порой причудливые формы. Например, появилось Агентство по развитию человеческого капитала (АРЧК) с идеей «инвестиционного гектара» и развития «дистанционного бизнеса», в котором одни будут работать, а другие — зарабатывать. В местной печати это назвали возрождением класса помещиков, когда «владеть землей будет кто угодно, а работать на ней будут местные жители. К примеру, за еду».
А на самом деле речь идет о способе превращения одного дальневосточного гектара в несколько — с помощью подставных лиц, которым даже никуда ехать не нужно. «Оформив землю себе в пользование, вы отвечаете за ее освоение и надлежащее использование перед государством, выбираете вид деятельности и заполняете декларацию, — объясняет идею «инвестиционного гектара» заместитель гендиректора АРЧК Денис Кузин. — Но технически сможете, заключив договор, пригласить сторонних людей, фермеров или организации для обработки участка. Например, исполнитель будет заниматься сельским хозяйством, собирать и реализовывать урожай в интересах получателя гектара, оставляя часть урожая себе за работу...»
На самом деле все наоборот: желающий завладеть 5-10 гектарами будет оформлять их на посторонних лиц — за деньги или малую долю будущего урожая. Как относятся к этой дебютной идее местные власти, пока неизвестно. Ясно одно: «дистанционный бизнес» — лишь один из вариантов расширения проекта «Дальневосточный гектар» до экономически оправданных, рентабельных размеров.
Этот вопрос уже обсуждается и в Госдуме. Группа депутатов комитета по региональной политике во главе с Иваном Абрамовым подготовили законопроект, расширяющий площадь предлагаемой россиянам земли на Дальнем Востоке с 1 до 10 га — в случае если целью получения земли провозглашены агропроекты. По мнению Ивана Абрамова, превратив «дальневосточный гектар» в 10, можно решить и проблему заселения Дальнего Востока, и укрепить продовольственную безопасность.
А в Республике Саха (Якутия) не стали дожидаться решения Москвы. Еще полтора года назад глава республики Егор Борисов поручил правительству рассмотреть возможность выдачи местному населению дополнительных бесплатных земельных участков как приложение к «дальневосточному гектару». Прошлой осенью такой закон был принят. В основу положили методические рекомендации Якутского научно-исследовательского института сельского хозяйства: для растениеводства необходимо иметь не менее 1 га, для пчеловодства — не более 0,2 га, для коневодства — на одну голову не менее 8 га пастбищ и 1 га сенокоса, для крупного рогатого скота — на одну голову не менее 0,32 га пашни, по 2 га сенокоса и пастбищ...
Теперь к «дальневосточному гектару» любому жителю Якутии может быть выделено дополнительно 2,5 га для сельскохозяйственных нужд, а для желающих развивать табунное коневодство — 50 га земли. Граждане, развивающие производство на отдаленных территориях, могут получить бесплатно еще по 20 га.
Спрашивается: а почему в других местах не так? Чего-чего, а земли на Дальнем Востоке на всех желающих хватит — и еще останется.