В прошедшее воскресенье в мире отмечали Международный олимпийский день — 130 лет назад был создан Международный олимпийский комитет (МОК), который возглавил барон Пьер де Кубертен. И уже через два года Афины принимали I летние Игры.
XXXIII Игры примет меньше чем через месяц Париж. Олимпийская сборная России от них отстранена — к соревнованиям допустят лишь считаное число наших спортсменов, прошедших через сито странных условий. Впрочем, двукратный олимпийский чемпион, легендарный хоккеист Вячеслав Фетисов уверен: однажды МОК сам попросит Россию вернуться.
Очень правильные и здравые принципы, которые заложил Пьер де Кубертен (равноправие, солидарность, политический нейтралитет и др.), начали попирать ещё в 1936 году.
Алексей Дуэль, aif.ru: Вячеслав Александрович, Олимпийская хартия, как известно, предусматривает отсутствие какой-либо формы дискриминации. Но ведь именно это и происходит в отношении России и Белоруссии?
Вячеслав Фетисов: Те очень правильные и здравые принципы, которые заложил Пьер де Кубертен (равноправие, солидарность, политический нейтралитет и др.), начали попирать ещё в 1936 году, когда провели соревнования в Берлине, столице на тот момент нацистского государства. Потом, после Второй мировой войны, удалось вернуться к истокам. Олимпийская идеология тогда заключалась в том, чтобы развивать спорт в каждой стране, чтобы каждый достойный мог попасть в национальную сборную, пройти отбор, добыть путёвку и отправиться на Игры. Для меня, который был пацаном в 1960–1970-х годах, Олимпиада — очень важное явление. Там рождались герои, побеждали сильнейшие, никому не известный прежде спортсмен мог стать чемпионом.
— Наши спортсмены, которые поедут на Олимпиаду в нейтральном статусе, кто они — герои или предатели?
— Не надо ярлыков. На предыдущих Играх, когда наши тоже принимали участие в нейтральном статусе, я поддерживал атлетов: спортивный век очень короткий — если человек хочет и может принять участие в этих великих соревнованиях, это его право. Сейчас ситуация изменилась. Идут боевые действия, люди погибают за те же флаг и гимн. И это надо принимать во внимание. Тут только каждый сам для себя делает выбор и потом будет жить с этим решением до самого конца. Никто другой ни судить о верности поступка, ни оценивать его не может.
Олимпийская деревня — лучшая модель устройства мира. Когда даже самые принципиальные — за пределами арены — соперники становятся добрыми соседями.
— Олимпиады, в которых участвуют не все страны, уже были. В 1980 и 1984 годах СССР и США обменялись бойкотом. Сейчас происходит что-то похожее?
— Это совершенно разные истории. Тогда политические элиты капиталистических государств, прежде всего англоговорящих, решили, что их страны не могут отправлять свои команды на Игры в Москву. И через 4 года Советский Союз ответил тем же. У МОК тогда не хватило сил, чтобы убедить политиков не мешать спорту. Но сам Олимпийский комитет никого не исключал и не ограничивал. В этом принципиальная разница. Например, британский легкоатлет Себастьян Коу в 1980 году решил, что он Игры пропускать не хочет. Безо всякой команды приехал в Москву, выиграл золото. Это не помешало ему позже заниматься политикой, стать пожизненным пэром... и теперь быть одним из активных наших гонителей — такие метаморфозы.
Модель мироустройства
— Возможно, эпоха Олимпийских игр просто осталась в прошлом? И такие соревнования уже не нужны?
— Конечно, спорт стал более коммерческим, многое меняется. Но и сами олимпийские идеи, и Игры очень нужны. В Олимпийской деревне ведь все живут вместе, едят в одних и тех же столовых. Это равенство, это общность. Это было заложено ещё в Античности и возрождено в современности. В мире ведь всё время идут вооружённые конфликты между странами. В одной только Африке сейчас пара десятков таких. Но почему-то никто не лишает эти воюющие страны права на участие в Олимпиаде. Их атлеты тоже будут жить вместе, мирно и дружно. Вообще, Олимпийская деревня — лучшая модель устройства мира. Когда даже самые принципиальные — за пределами арены — соперники становятся добрыми соседями.
Однажды МОК сам попросит Россию и Белоруссию вернуться в олимпийскую семью. И тут надо, чтобы мы для себя приняли чёткое решение, что возвращаться мы будем только с флагом, гимном, формой и всеми остальными атрибутами полноценного участника этого движения.
— Кроме Олимпиады есть и другие международные соревнования. В футболе, например, олимпийский турнир лишён такого же особого статуса, как в других видах спорта. Да и в вашем родном хоккее тоже...
— В хоккее все бодания между Национальной хоккейной лигой (НХЛ) и МОК состоят только в одном: клубы готовы отпускать своих звёзд выступать за сборные, но хотят, чтобы МОК компенсировал им хотя бы часть связанных с этим расходов.
— Какие расходы у клубов НХЛ из-за Олимпиады?
— Как минимум оплатить страховку своим игрокам. Представляете, сколько стоит здоровье каждого из них? МОК хорошо зарабатывает при проведении Игр, но делиться этими деньгами очень не любит. А тут клубы и Лига выставили свои требования... Я, когда ещё был игроком, сам в таких переговорах участвовал. Сказал, что надо дать ребятам выступить за свои страны, сыграть за сборные. В итоге все договорились между собой, и мы уехали на Олимпиаду.
— Победили патриотизмом коммерческие интересы?
— Зря смеёшься. Они там знаешь какие патриоты? Они все за свою страну, за то, что они самые лучше. Это нам когда-то в 1990-е годы навязали такое мнение, что патриотизм — моветон, что-то из каменного века. А в НХЛ все были только рады усилить своими игроками сборные США и Канады. Ну и за счёт интереса к турниру ещё больше поднять популярность игры у зрителей. А в футболе на Олимпиаду отправляют команды с серьёзными ограничениями по составу. Чтобы с чемпионатом мира не было конкуренции. Но это исключение.
Я вообще сторонник традиций. Сейчас, например, пытаются признать спортом компьютерные игры. Считаю, что этого быть не должно.
— Олимпийские принципы теперь навсегда утрачены? Получится ли их реанимировать?
— Сейчас самое главное — сохранить дух этих соревнований. Однажды МОК сам попросит Россию и Белоруссию вернуться в олимпийскую семью. И тут надо, чтобы мы для себя приняли чёткое решение, что возвращаться мы будем только с флагом, гимном, формой и всеми остальными атрибутами полноценного участника этого движения.
— Как скоро это случится?
— Я не прорицатель, поэтому отвечать на этот вопрос не буду. Думаю, всё зависит от политических событий и процессов. Возможно, это произойдёт уже на ближайшей зимней Олимпиаде.
Главный вопрос
— СССР принимал участие в олимпиадах с 1952 года, с Игр в Хельсинки. За это время сами соревнования сильно изменились?
— Задача МОК — делать Олимпиаду всё более популярным зрелищем. Из-за этого добавляют новые виды спорта, что-то меняют или даже исключают. Из пятиборья убрали конный этап, это очень серьёзная потеря. Я вообще сторонник традиций. Сейчас, например, пытаются признать спортом компьютерные игры. Считаю, что этого быть не должно. Есть попытки за счёт вопросов гендера сблизить Олимпийские и Паралимпийские игры. Я опять же не понимаю, зачем это делать. Есть одни соревнования, есть другие. Да, в единоборствах и тяжёлой атлетике для того, чтобы у каждого участника был равный шанс на победу, уже очень давно ввели весовые категории. Есть мужской зачёт и есть женский. Всё, больше никаких градаций не надо! Для атлетов с ограниченными возможностями проводятся свои Игры. Если человек не может вписаться в один из двух полов, то ему, наверное, надо выступать там. Олимпийские игры должны хранить традиции, и первая среди них — равенство всех участников вне зависимости от национальности, расы, цвета кожи и т. д. Сейчас от них отступают. Думаю, это временно. МОК обязательно одумается и вернётся к истокам, заложенным древними греками и Пьером де Кубертеном.