С 1 июня в России постепенно начнут открываться санатории, а ещё через месяц, прогнозируют в Госдуме, принимать туристов могут начать и все российские курорты. Возможные даты начала туристического сезона также уже озвучили в Греции, Черногории, Турции и даже Италии, больше других европейских стран пострадавшей от эпидемии коронавирусной инфекции. Но вот вопрос: можно ли уже сегодня начинать планировать летний отпуск? Судя по всему, лучше пока это делать только в мечтах. А вот авансом платить деньги перевозчикам, турагентствам или отельерам – с большой опаской.
На прошлой неделе стало известно, что российские туроператоры аннулируют все проданные туры на июнь. «Это те продажи, которые прошли ещё в декабре прошлого года в рамках акций по раннему бронированию, – пояснила «Нашей Версии» исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. – Всем туристам предлагается перенос даты тура, но опять же с возможностью корректировки даты. В дате переноса стоит прочерк. Ведь у нас формально ограничения начинают сниматься, но лететь-то всё равно пока ещё никуда нельзя».
Ещё сложнее и неопределённее ситуация с переносами поездок для индивидуальных туристов. Ещё в марте подавляющее большинство авиакомпаний перестали возвращать деньги за билеты, неиспользованные, отметим, из-за введённого государством запрета на полёты. Теперь при отмене рейса предлагается либо совершить перебронирование, либо получить ваучер на сумму купленного билета. Что до перебронирования жилья в частном секторе, то здесь и вовсе успех переноса дат зачастую зависит исключительно от ваших личных договорённостей с хозяевами.
Осенний вал банкротств
Пока что не очень понятно, смогут ли участники турбизнеса вообще пережить ковид-кризис. Хотя о возможных банкротствах никто не заявлял, ясно, что и авиакомпании и туроператоры сегодня терпят огромные убытки, восполнить которые они скорее всего не смогут. А значит, вала банкротств не избежать.
«Вывода из эксплуатации самолётов мы на рынке пока особо не наблюдаем, –
констатирует авиаэксперт Олег Пантелеев. – Это значит, что с открытием туристического сезона предложение у авиакомпаний будет явно избыточным, а следовательно, особой возможности повысить тарифы не будет из-за высокой конкуренции. Они бы и рады возить дорого, но когда соседи будут возить дёшево, особо не разгуляешься». В результате авиаторы окажутся заложниками ситуации: взвинтить цены – значит лишиться пассажиров, летать по прежним тарифам – значит не отбить убытки.
Между тем кризис по авиационной отрасли ударил очень и очень серьёзно. Например, крупнейший отечественный перевозчик – группа компаний «Аэрофлот» – отчитался об убытке в 16 млрд долларов! И это только за первый квартал. Для сравнения: 14 мая правительство выделило авиаперевозчикам деньги для компенсации убытков. Сумма составила 23,4 млрд рублей. Таким образом, денег может едва хватить на помощь одному лишь «Аэрофлоту». А ведь в Росавиацию за субсидиями обратились ещё «Уральские авиалинии», S7, Azur Air, Red Wings, Smartavia и «Азимут».
Но если крупным авиакомпания, возможно, ещё не дадут пропасть, то с туроператорами церемониться точно не будут. По подсчётам Российского союза туриндустрии, только операторы выездного туризма за время простоя не оказали услуг на сумму 80–90 млрд рублей. В парламенте сейчас лежит законопроект, который в случае его принятия обяжет туркомпании вернуть туристам «живые деньги». А у них их просто нет. И что останется делать? Единственный выход – заявлять о банкротстве и выходе из бизнеса.
В итоге граждане оказываются в сложном положении. Из-за действующих ограничений поездку и так-то спланировать не просто, а тут ещё возникает вопрос, можно ли будет доверить своё путешествие операторам рынка. В итоге самым безопасным, похоже, является давно проверенный способ путешествия дикарём на собственном автомобиле по России. Другой вопрос – насколько такой отдых может быть массовым? Получается, что отели окажутся недозагруженными, недополучат денег и теперь проблема банкротств встанет уже перед гостиничным бизнесом.
Путешествия в дефиците
Пока точно известно одно – россиянам в ближайшее время будут доступны лишь путешествия в отечественные санатории. Причём важно отметить, что речь идёт только о курортных учреждениях, имеющих медицинскую лицензию. Более того, на момент подписания номера правила работы таких санаториев по-прежнему находились на утверждении у Роспотребнадзора.
«Ещё в апреле появилась первая редакция требований Роспотребнадзора, которые были просто невыполнимы. В частности, санаториям предлагалось убрать все ковровые покрытия, заменив их моющимися, все должны были ходить в масках, персонал надо было постоянно тестировать на коронавирус. Фактически речь шла о проведении какой-то странной реконструкции объектов, что в условиях кризиса, когда все и так терпят убытки, просто невозможно», – рассказал гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин.
Сейчас, по словам операторов рынка, Роспотребнадзор и Минздрав работают над новым, «улучшенным» вариантом требований. Однако насколько этот вариант будет более выполним с экономической точки зрения, чем предыдущий, большой вопрос.
Также, по слухам, регуляторы обсуждают возможность соблюдения социальной дистанции в самолётах – для этого загрузка кресел в них должна быть не выше 50%. «Сейчас как раз обсуждается тема, как рассаживаться в самолёте. Решения пока нет, – говорит Сергей Ромашкин. – Те меры, которые предлагает Роспотребнадзор, с 50-процентной загрузкой, – это убыточные полёты». Естественно, что свои убытки перевозчики переложат на плечи пассажиров. Соответственно стоимость билетов вырастет.
Кстати, в своё время возможность неполной загрузки самолётов обсуждали, например, греческие туристические власти. Однако в результате от этого было решено отказаться именно по экономическим соображениям.
«Мы смотрим на летний сезон с большим оптимизмом. С 1 июня в большинстве регионов начнётся первый этап выхода из карантинных мер. Мы сейчас в плотном взаимодействии с губернаторами, с Роспотребнадзором, докручиваем мелочи, нюансы», – заявила на прошлой неделе руководитель Ростуризма Зарина Догузова. На самом же деле поводов для оптимизма пока, к сожалению, немного. Несмотря на громкие заявления властей о начале туристического сезона и открытии санаториев, речь по факту идёт об открытии ничтожно малого количества объектов. «Например, Краснодарский край, который в прошлом сезоне принял 15–16 млн отдыхающих, в июне готов открыть всего 150 санаториев – именно столько имеют медицинскую лицензию. О других объектах пока речь не идёт, – поясняет Сергей Ромашкин. – Это примерно 50 тыс. мест на весь регион. При таком раскладе потенциальный спрос теоретически раз в 10 будет превышать предложение».
По прогнозам экспертов, эти 150 санаториев заполнятся отдыхающими буквально в течение одной недели. Какими бы странными и невыполнимыми при этом ни были санитарные нормы и требования.
«Думаю, что санатории проработают недели две, а если серьёзных вспышек заболевания не произойдёт, то будет сделан следующий шаг – открыться разрешат большим, хорошо организованным отелям 4–5 звёзд, – прогнозирует Сергей Ромашкин. – Они, по всей видимости, откроются на неких похожих условиях, что и санатории, когда необходимо будет всё протирать и дезинфицировать, не подпускать туристов друг к другу, везде носить маски и тому подобное». На последнем этапе, прогнозирует эксперт, возможно будет открытие уже обычных гостиниц среднего класса, частных гестхаусов, хостелов и т.п. Однако произойдёт это уже не раньше середины июля.
Отпуск – для богатых
Главной интригой этого турсезона в России, если он всё-таки состоится, станет то, смогут ли российские отельеры, воспользовавшись случаем, привлечь к себе максимальное количество туристов. К сожалению, практика показывает, что единственным результатом фактической монополии российских здравниц и отелей оказывается то, что они лишь взвинчивают цены.
Судя по всему, так случится и на этот раз. «По мере того, как объекты будут наполняться и будет понятно, что спрос хороший, цена будет расти. Здравницы уже потеряли апрель и май, и они хотят если не вернуть, то хотя бы снизить свои колоссальные убытки. А ещё лучше – начать зарабатывать, – рассуждает Сергей Ромашкин. – Поэтому скорее всего, учитывая, что пока что рынку предлагается мало мест, цена вырастет на 20–25%».
Так, может быть, дешевле снова окажется отдохнуть за границей? Возможно, что так и случится. Вот только за рубеж ещё надо как-то попасть. И проблема здесь кроется вовсе не в открытии границ и возобновлении авиаперевозок.
Вопрос в том, что в преддверии открытия туристического сезона разные страны спешно рассматривают введение различных ограничений для недопущения повторной вспышки коронавируса. Так, власти Турции уже заявили о том, что туристам необходимо будет проходить тест на коронавирус. Более того, справку об отсутствии болезни придётся предоставить ещё до посадки в самолёт, а получить её не ранее чем за 72 часа до вылета! Впрочем, будет и альтернатива: платное тестирование можно будет пройти по прибытии в страну. О подобном тестировании поначалу заявили и греческие власти, однако в итоге всё же решили справки у туристов не требовать. Вместе с тем, по сообщениям некоторых СМИ, греческие власти оставят за собой право выборочного тестирования приезжающих туристов для проведения «эпидемиологического мониторинга».
Хотя понятно, что подобные тестирования – это скорее всё-таки этакий маркетинговый ход, своего рода психологическая уловка. Ведь очевидно, что в случае получения отрицательного результата теста на COVID-19 за три дня до вылета нет никаких гарантий, что до прибытия на место назначения человек не заболеет. Не говоря о том, что подобные тесты частенько дают ложноположительные или ложноотрицательные результаты.
Некоторые российские санатории также стоят за тестирование гостей. Правда, там предлагают проводить тесты непосредственно по прибытии. Хотя в этом случае опять же возникают вопросы: за чей счёт будет организовано тестирование и что делать, если тест окажется положительным, ехать домой? Или же будет предоставлен обсерватор на месте? Но за чей счёт? И возвратят ли деньги за купленную путёвку? Ещё непонятнее ситуация будет в том случае, если подобное тестирование на месте решат проводить на зарубежных курортах или в аэропортах. «Само по себе требование предоставить справку до отлёта никого не отпугнёт и вообще никак не повлияет на спрос. Это будет аналогично тому, как когда-то в аэропортах вводили дополнительные требования безопасности, – рассуждает исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. – Но вот если проверять будут уже непосредственно по прибытии, а потом при обнаружении вируса ещё надо будет, например, две недели сидеть на карантине – вот такое требование действительно может существенно повлиять на турпоток».
Личный опыт
Ни хорошая репутация авиакомпании, ни дружеские отношения с владельцем отеля не гарантируют, что вы сможете вернуть деньги за сорвавшуюся поездку, выяснил корреспондент «Нашей Версии».
Пару дней назад мне на почту пришло сообщение от греческой авиакомпании: мой рейс Москва – Салоники на 22 июня отменён. Надо признать, что начиная с конца апреля авиакомпания регулярно забрасывала меня SMS-сообщениями, предлагая без штрафов и доплат обменять билет на любой удобный для меня рейс вплоть до марта 2021 года.
Ради интереса я тогда даже заглянула в систему бронирования. Действительно, вылет на большую часть дат можно было оформить без доплаты. Однако за некоторые дни предлагалось внести дополнительно 26 евро. По утверждению перевозчика, эта разница объяснялась суммой налога. Впрочем, почему налог в понедельник был не такой, как, скажем, в среду, выяснить не удалось.
Менять билет тоже не хотелось, ведь, несмотря на настойчивые SMS-предложения, мой рейс на 22 июня не отменили! Более того, на него даже как ни в чём не бывало продолжали продавать билеты! Хотя после официальной отмены рейса щедрости у авиаторов заметно поубавилось. Исчезла опция онлайн-перебронирования – отныне требовалось звонить в головной офис компании в Афины. Но телефон в лучшем случае оказывался занят, либо происходило соединение с автоматической системой ожидания. Учитывая, что звонок международный, прослушивание музыки и роботизированных сообщений достаточно скоро могло бы стоить мне покупки нового билета.
Как выяснилось, в аналогичной ситуации оказались многие россияне. «В апреле я узнал, что наш рейс в Италию отменён. Мне потребовалась неделя, чтобы дозвониться до головного офиса итальянского авиаперевозчика», – поделился Дмитрий Назаров, недавно собиравшийся провести летний отпуск на Средиземном море.
Ещё меньше повезло тем, кто успел оформить возврат билетов за отменённые рейсы «живыми» деньгами. «Я должна была улетать в марте из Афин в Москву, но рейс отменили. Тогда ещё авиакомпания предлагала вернуть деньги за билеты, – рассказала москвичка Алла Остафьева. – Обещание есть, но денег я пока что так и не получила».
Надо сказать, что мне в итоге хватило терпения дозвониться до офиса авиакомпании. Ваучер прислали уже на следующий день, но получится ли найти новый билет по той же цене? Скажем сразу: в выигрыше оказываются те, кто решил перенести свою поездку на июль-август. Многие авиакомпании сейчас уже открыли продажи на июль и объявили весьма щедрые распродажи.
Впрочем, щедрость эта весьма условна: ведь никаких гарантий возобновления международных авиаперевозок в июле сегодня ни у кого нет. Так что, возможно, и этим билетам в итоге суждено будет превратиться в ваучеры.
В куда более сложном положении оказались те, кто бронировал курортное жильё на лето. «Обычно мы с детьми арендуем небольшой домик близ Юрмалы, – рассказывает мама 6-летних близнецов Наталья. – Хозяйка нас уже давно знает, так что предоплату в 500 евро за август я ей отправила ещё в декабре прошлого года». Но теперь, когда отпуск оказался под вопросом, выясняется, что вернуть задаток не получится. «Хозяйка честно призналась, что полученные от будущих клиентов деньги она уже потратила на подготовку жилья к наступающему сезону, – досадует Наталья. – Так что если в этом году мы не приедем, то в лучшем случае деньги пойдут нам в зачёт поездки в 2021 году».
Впрочем, на поверку оказывается, что Наталье ещё повезло. Есть случаи, когда владельцы объектов размещения, пользуясь доверием своих клиентов и отсутствием оформленных юридических формальностей, вообще не заморачиваются по поводу возврата денег. «Мы арендовали домик на два месяца на греческом острове. Заплатили, мягко говоря, немало – 4 тыс. евро, – рассказывает Мария Клименко. – Но теперь из-за коронавируса хотим поездку отменить. Возвращать деньги хозяин отказывается. Говорит, что может оставить задаток на следующий год, но только 50% от уплаченной нами суммы. Поскольку никакого договора об аренде заключено не было, а из доказательств оплаты только банковский перевод без указания назначения платежа, договориться со строптивым хозяином виллы на острове, очевидно, будет непросто».
Сейчас популярный сервис бронирования жилья airbnb готов предложить льготные условия отмены/переноса бронирования, но только для поездок, которые должны были состояться до 30 июня. Среди вероятных возмещений – возможность переноса бронирования без штрафов или же ваучер на будущие путешествия, подобный тому, что предлагают авиакомпании.
Во всех остальных случаях придётся договариваться с хозяевами жилья. А тут уж как повезёт.
Когда откроются зарубежные курорты
Черногория – 1 июля
Страна уже открыла границы для морского туризма и принимает яхтсменов.
Турция – середина июня
С 20 мая в Турции будет доступен медицинский туризм для граждан 31 страны, в том числе и для россиян. Впрочем, учитывая, что границы РФ пока на замке, воспользоваться этим предложением россияне точно не смогут.
Греция – 1 июля
На прошлой неделе премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис заявил, что турсезон в стране начнётся с 15 июня. Однако речь идёт в первую очередь о внутреннем туризме. Затем, возможно, Греция откроет границы для туристов из Шенгенской зоны и Израиля. А с начала июля посетить Элладу смогут все желающие.
Кипр – 15 июня
Окончательное решение о начале туристического сезона пока не принято. По словам председателя комитета по энергетике, торговле, промышленности и турзиму палаты представителей Кипра Андреаса Киприану, дату ещё предстоит утвердить кабинету министров на основе рекомендаций экспертов и национального минздрава.
Хорватия – 15 июня
При этом въезд иностранцам из стран ЕС Хорватия разрешила ещё 9 мая.
Италия – 3 июня
Правда, с этой даты правительство страны готово разрешить въезд только гражданам из Шенгенской зоны. Открытие границ для жителей других стран будет обсуждаться дополнительно.
Испания – конец июня
На прошлой неделе власти заявили, что надеются на восстановление туристического сезона с конца июня. Одновременно с этим в стране предполагается отменить обязательный ныне 14-дневный карантин для всех въезжающих.
Болгария – 1 июля
Помимо обязательной социальной дистанции и ежечасной санобработки на пляжах Болгария также пока предполагает сохранить обязательный масочно-перчаточный режим для работников туриндустрии.