Сначала Андрей Попов никаким богом не был. Уроженец подмосковногоДолгопрудного. С детства инвалид по зрению. Воспитывался мамой и бабушкой, отец ушел из семьи. Учился на историка в МГУ, но был отчислен за прогулы. А потом вдруг стал священником. В 2007 году стал служить в храме Вознесения Господня на Гороховом поле. Батюшка Роман (так он себя называл), слепой и смиренный, магически действовал на прихожанок. Богомольные пенсионерки качали головами: какой же он умница! А потом Попов из храма исчез. Это сейчас уже известно: настоятель выяснил, что представленные историком-недоучкой документы - фальшивые и нет у него сана.
Через несколько месяцев Андрей Попов объявился вновь. Давешним его прихожанам из храма начали приходить эсэмэски - приглашения на лекции в Институте почвоведения. Поначалу слушателей было немного. Но уже через пару месяцев превосходный оратор епископ Роман (да, он повысил себя до епископа) собирал в зале до сотни человек. Вещал не просто так, а за плату. Бывшие адепты секты рассказывают: они были уверены, что отец Роман - православный священник. Это уже потом он начал вводить в лекции пассажи про выход в астрал и прочую мистику. Но к тому времени вокруг него сформировался четкий костяк людей, которые безоговорочно верили Попову. Потом жизнь секты перетекла на квартиру одной из приближенных Андрея Попова, где он и объявил себя богом Кузей. Кузя - это был его любимый попугай, издохший от старости. Более, мягко говоря, странного имени придумать сложно. А люди верили...
За несколько лет ядро постоянных членов общины выросло до 300 человек. Пропорционально росли и заработки основателя секты. В 2014 году полицейские нашли в его квартире 219 млн. рублей и 150 тысяч долларов. Пришли за Поповым по заявлениям бывших адептов, которые называли его мошенником. Но доказать ничего не смогли. Повторно Кузю задержали в сентябре прошлого года (в квартире нашли 43 млн. рублей и 100 тыс. долларов). Ему предъявлены обвинения по статьям - «мошенничество» и «организация секты». Это тянет на срок до 10 лет.
Вместе с Кузей по делу проходят бухгалтер его секты Галина Маркевич и помощница Надежда Розанова.
ТРУД «ВО БЛАГО»
- У Попова дважды находили просто фантастические суммы. На чем зарабатывала организация?
- Все адепты бога Кузи должны были трудиться «на благо общины», - говорит источник в следствии. - Основные деньги организация, то есть Попов и его приближенные, зарабатывали на православных выставках. Причем от имени реальных храмов. Находили бедный приход в провинции, священнику предлагали, что соберут для его храма пожертвования вМоскве. Тот давал свое разрешение, с печатями. Это давало сектантам право размещать на выставках свои павильоны. За неделю адепты Попова могли заработать до полумиллиона рублей, а батюшке из провинции отправляли тысяч 10.
- Зарабатывали на пожертвованиях?
- Основные деньги собирались на церковные записки «во здравие», «за упокой» и так далее, которые якобы должен был читать некий «старец». Эти записки просто выбрасывались.
Сумевшая выйти из-под влияния бога Кузи москвичка Татьяна Полченская рассказывала, что работавшим на выставках женщинам глава секты внушал, что обманывать «демонов» (см. «Словарик») - не зазорно. А деньги они зарабатывают на строительство храма в Подмосковье...
- При этом надо понимать, что на одной выставке, где до двух сотен павильонов от разных монастырей и храмов, люди Андрея Попова могли занимать несколько точек, - продолжает источник. - Одна записка «святому старцу» стоила 1000 рублей.
ОРЕОЛ СВЕРХЧЕЛОВЕКА СОЗДАВАЛИ ПРИБЛИЖЕННЫЕ
- Первые члены секты - прихожане храма, где служил Кузя. Как вербовали других адептов?
- На тех же выставках. В различных группах в соцсетях публиковались объявления о работе в павильонах. Приходивших на собеседование оценивали - можно ли на них влиять. На самих выставках «сотрудникам» было приказано подмечать людей, которые находятся в крайне угнетенном состоянии. Например, женщина пришла, заказала панихиду по умершему мужу, видно, что сильно переживает. В таком состоянии сектанты ее и «подхватывали». Зазывали прийти на лекции к человеку, который творит чудеса... - к богу Кузе то есть...
Бывшая сектантка Татьяна Полченская рассказывает, что через других членов общины ей удалось добыть несколько документов из компьютера помощниц главы секты.
- На сегодня по документам на Попова записаны четыре квартиры в столице и дача в Лобне, - говорит москвичка. - Из тех же материалов мы узнали, что в последнее время «воскресники» (см. «Словарик») работают от 21 храма и 2 монастырей.
По словам женщины, только на выставках секта зарабатывала до 2 млн. в месяц.
- И, конечно, о строительстве храма речи уже не было, - продолжает Полченская. - Сам Попов заявил однажды, чтобы пресечь разговоры о больших деньгах: это он деньги зарабатывает.
В уголовном деле 70 томов. Попов и его адвокаты знакомятся с материалами. В ближайшее время дело перейдет в суд. Но арест на всякий случай продлили до 11 декабря.
СЛОВАРИК
Выдры и демоны
В своей организации Андрей Попов ввел специальную терминологию.
«Выдры». Так назывались встречи, когда после проповеди члены общины должны были жаловаться друг на друга. Бог Кузя хвалил тех, кто наиболее истово доносил на других сектантов: тот не то сказал, тот не так посмотрел. Обычно эти встречи проходили в конце тяжелого дня, когда члены секты возвращались с работы на выставках, голодные и уставшие. В таком состоянии и доходили до настоящего психоза. Провинившихся наказывали руками собратьев - их просто избивали.
«Кондраты» - члены общины. Название - от Большого Кондратьевского переулка, где находится основная квартира для встреч.
«Огурцы» - бывшие адепты, вышедшие из организации.
«Субботники» - обычные члены секты.
«Воскресники» - приближенные бога Кузи.
«Демоны» - все люди, не входящие в общину.
«Шарек» - кара, которой Попов грозил своим последователям. Означает некое невидимое воздействие. «Бросить шарек» - навести порчу.
«Щуки» - избиение членов секты за провинности.