Госдума готовится рассмотреть законопроект, который серьезно повысит выплаты автовладельцам в два раза. Речь идет о выплатах по авариям, которые оформляются без участия сотрудников ГИБДД. Тут есть некоторые тонкости.
Верхнюю границу страхового возмещения по ОСАГО по европротоколу увеличат со 100 тысяч до 200 тысяч рублей. Такие средства будут причитаться потерпевшему при оформлении аварии без участия полицейских и при наличии разногласий между участниками.
Напомним, что размер компенсации зависит от наличия разногласий между участниками аварии и наличия фотографий повреждений. А если фото были сделаны, но участникам ДТП не удалось прийти к согласию, выплатят всего 100 тысяч рублей максимально. Такой же лимит установлен для случаев, когда фото сделаны не были, но и разногласий не возникло. Соавтор законопроекта, первый зампред Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Ткачев пояснил, что важно учитывать подорожание запчастей и ремонта автомобилей. Также надо взять во внимание популярность европротокола. Эта процедура экономит время всем - и участникам аварии, и сотрудникам ГИБДД. По статистике, которую привели "Новые люди", более 41 процента ДТП на российских дорогах в 2022 году были оформлены по европротоколу.
Лимит компенсаций надо поднимать и дальше - все равно его недостаточно. Нынешних денег от страховых компаний просто не хватает на ремонт машины
Стоит напомнить, что при оформлении ДТП с поощью видеофиксации, и при условии, что оба автовладельца согласны насчет обстоятельств аварии, а также повреждений, причиненых машинам, то можно получить возмещение в пределах максимального лимита - 400 тысяч рублей.
По данным Российского союза автостраховщиков, только за полгода средняя выплата (за январь - май) по заявлениям, оформленным с использованием европротокола, составляет 57 935 рублей. Без европротокола - 117 815 рублей.
Как видим из этих данных, средняя выплата по европротоколу сейчас даже ниже максимального лимита. Но это не отменяет того, что водитель наехал на дорогую машину. Такой возможности никто не отменяет.
Представитель ЛДПР Владимир Сипягин обратил внимание в комментарии "РГ", что зачастую автомобилисты в случае аварии все равно предпочитают дожидаться инспекторов ГИБДД, чтобы оформить документы, необходимые для страховой выплаты. "Тем самым на дороге создаются заторы, падает скорость движения транспортного потока, - отметил он. - Водителей понять тоже можно - такое поведение продиктовано в том числе сложностями с оформлением выплат страховых компаний в случае, если у автовладельцев есть разногласия по степени виновности в ДТП".
По его оценке, увеличение выплат до 200 тысяч может изменить ситуацию в тех случаях, когда полученные повреждения незначительные - краска, грунтовка без замены деталей. Сипягин считает, что лимит компенсаций надо поднимать и дальше - все равно его недостаточно.
Профильный Комитет Госдумы по финансовому рынку хотя и поддержал проект, но в своем официальном отзыве предупредил о риске: депутаты отметили, что оформление ДТП без полицейских повышает опасность совершения мошеннических действий в отношении страховщика.
Стоит напомнить, что буквально на днях были приняты поправки в закон о регистрации транспортных средств, которые отменяют проверку наличия полиса ОСАГО при постановке машины на учет. Увы, но это просто убирает еще один элемент контроля за застрахованными и незастрахованными водителями. Что, в свою очередь, повышает риск столкновения с теми, у кого нет полиса.
В общем, есть опасение, что при всех таких новациях, у нормальных и законопослушных автовладельцев вырастут шансы попасть в неприятную ситуацию. И решать вопрос о возмещении ущерба придется в суде.