С 1 августа в России будут пересчитаны пенсии работающим пенсионерам — таковых в стране 7,3 млн человек. В соответствии с пенсионным законом каждому за трудовой год прибавят по 3 коэффициентных балла, в деньгах это составит 314 рублей на каждого. Как говорится, берите и ни в чем себе не отказывайте.
Напомним, что неработающим пенсионерам 1 января добавили в среднем по 1,5 тысячи — ежегодную индексацию в 8,6% (чуть выше официальной инфляции), а военным пенсионерам по той же причине с 1 июня прибавили по 10% — в среднем вышло по 2,5 тысячи рублей. Тоже не бог весть какие деньги, но разница очевидна. Причина неравенства объясняется просто: работающим пенсионерам седьмой год не делают индексацию трудовых пенсий, хотя она предусмотрена тем же самым пенсионным законодательством. Но у министра финансов РФ Антона Силуанова, который распоряжается всеми государственными финансами, на сей счет свое мнение: «Пенсия — это компенсация утраченного заработка. Если человек работает, то заработок не утрачивается».
Силуанов не одинок. У главы финансового ведомства имеется мощный союзник — министр труда и социальной защиты Антон Котяков. Именно он, по информации нескольких СМИ, вызванный в начале года на ковер к президенту Владимиру Путину для отчета о причинах растущей бедности российских стариков, сумел убедить главу государства, что ситуация исправляется: после январской индексации на 8,6% страховая пенсия неработающих пенсионеров составляет почти 19 тысяч рублей.
Но главным козырем министра стали приведенные им данные по работающим пенсионерам. Ссылаясь на цифры Пенсионного фонда, Котяков сообщил, что в 2021 году ежемесячный доход работающих пенсионеров с учетом 14-16-тысячной пенсии в среднем составлял 66 тысяч рублей. А это вчетверо превышает официальный прожиточный минимум, установленный в стране.
В Минтруде и нынче утверждают, что российские пенсионеры, как правило, трудоустраиваются на рабочие места со средним окладом не менее 50 тысяч рублей в месяц, получая хорошую прибавку к социальному стариковскому пособию. Естественно, при таком положении вещей «ни о какой дополнительной индексации пенсий работающих пенсионеров речи быть не может», уверены чиновники.
К тому же немало пожилых россиян уже сумели приспособиться к новой пенсионной системе: проработав год до очередной пенсионной индексации в стране, увольняются — и со следующего месяца пенсию им начисляют с очередной надбавкой. После чего можно заново устраиваться на прежнее или другое место. Такая забава вроде игры в кошки-мышки. Правда это или министерские байки, неизвестно, данные никто не проверял. А напрасно.
Но есть и другие мнения. По расчетам депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой, сегодня каждому работающему пенсионеру ежемесячно недоплачивают 6189 рублей. «Все последние годы государство экономило на работающих пенсионерах, откладывало деньги в резервы, — напомнила парламентарий. — И что в итоге? Эти резервы у нас просто украли! Лучше бы отдали их своим гражданам».
Зато в Германии с нынешнего июля тоже повысили трудовые пенсии: в бывшей ФРГ — на 5,35%, а в бывшей ГДР — на 6,12% (таким образом страна продолжает выравнивать уровень жизни на западе и востоке). Но пенсии повышают одинаково и работающим, и неработающим пожилым гражданам. Ибо пенсии им не подарены государством, а заработаны. А если немецкий пенсионер может и хочет работать (таких в Германии чуть больше миллиона, и их число растет) — это его личное дело, лишь бы платил подоходный налог со своего заработка.
Кстати, с высоких пенсий в Германии тоже берут налоги — в том случае, если пенсионные доходы начинают превышать установленный в стране необлагаемый минимум доходов (9984 евро для одиночки и 19 968 для супругов). Но в нынешнем июле с увеличением размера пенсий немецкое государство повысило и размер минимума на 240 евро с человека. То есть все по справедливости, лишнего не возьмут.
В Чехии пенсия тоже облагается налогом, если ее размер превышает 36 минимальных размеров заработной платы — 547 200 чешских крон в год, что соответствует ежемесячной пенсии в 45 600 чешских крон (104 тысячи рублей). Зато государство абсолютно не интересует, работает чешский пенсионер или празднует. Хотя экономисты считают, что в стране с населением 10,5 млн человек работающих пенсионеров требуется больше, чем нынешних 150 тысяч (1,5% населения).
Зато в Литве 45% населения заявили при опросе по заказу Swedbank, что намерены продолжать работать и после выхода на пенсию. Хотя средняя пенсия у литовцев выше чешской — в пересчете 46 500 рублей против 33 000 рублей у чехов. Но, по данным опроса, 53% литовцев хотят работать не столько из-за денег, сколько чтобы разнообразить повседневность, сохранить умственные способности (52%), социальные связи и общение (47%).
А в России с момента начала реализации пенсионной реформы официальная численность работающих пенсионеров уменьшилась как минимум вдвое: если в 2015 году трудовую деятельность продолжали около 15 млн россиян пенсионного возраста, то сейчас их 7,3 млн. Большинство экспертов сходятся во мнении, что «пропавшие» работники перешли в серый сектор экономики из-за нежелания лишиться ежегодной индексации пенсии. Но не только это.
Между тем кадровые агентства сообщают об остром дефиците квалифицированных руководителей. «Управленцы на производство по-прежнему остаются самой востребованной категорией — это до 20-25% от всех вакансий в топ-менеджменте. По данным наших опросов, примерно в 40% производственных предприятий сегодня наблюдается дефицит управленческих кадров», — отмечает гендиректор UTEAM Анна Крылова.
Не хватает экономике и «синих воротничков» — специалистов рабочих специальностей. Растет спрос на работников производства, добывающей отрасли и сельского хозяйства. 56% опрошенных компаний Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) заявили, что остро нуждаются в профессиональных рабочих, независимо от ситуации на рынке — и в кризисы, и в периоды подъема экономики.
Работодатели сталкиваются не только с дефицитом кадров, но и со снижением качества их подготовки. Задача среднего профессионального образования — давать сильные практические навыки, но для этого нужны опытные наставники, а их становится все меньше.
Низкий уровень российских пенсий в стране, где из 146 млн жителей 44 млн человек — пенсионеры, рубит под корень покупательную способность населения. Известно, что по конвенции Международной организации труда (МОТ) коэффициент замещения зарплаты пенсией не может быть ниже 40%, а в России он составляет лишь 29,8%. При этом «личных денег» в стране предостаточно: в российских банках нынче хранится порядка 30 трлн рублей в рублях и еще 7 трлн валюты в пересчете на рубли. Но это деньги узкого слоя толстосумов, которые не работают в экономике и на экономику. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина недавно заявила, что для роста потребительской активности в стране необходимо увеличить количество программ по социальной поддержке различных слоев населения. Но одни лишь государственные пособия не решат проблему оживления внутреннего российского рынка — куда эффективнее работают деньги заработанные. А их в стране явно недостаточно. Почему?
Мало работаем? Или нам мало платят? Три четверти россиян (74%) считают, что их заработная плата ниже, чем у других специалистов того же уровня в стране, следует из опроса сервиса «Работа.ру». Полностью довольными своим заработком оказались лишь 3% опрошенных. Россияне получают лишь треть от того, что они произвели в денежном выражении, пишет «Независимая газета». Так, за час российский работник зарабатывает в среднем 3 доллара, а производит товаров и услуг на 9 долларов.
Каждый десятый россиянин в 2022 году рассчитывал, что работодатель повысит его зарплату в размере до 10 тысяч, 19% — до 20 тысяч, 17% — до 30 тысяч рублей. Почти треть респондентов заявили, что в новом году хотели бы зарабатывать на 50 тысяч больше, чем в прошлом. Практически все эти ожидания не оправдались: по уровню оплаты труда Россия занимает примерно 60-70-е место в мире.
P.S. Та же ситуация с пенсиями. Россия занимает в мире 6-7-е место по размеру ВВП. А по уровню пенсионного обеспечения? В пересчете на наши деньги пятерка стран с наибольшим размером пенсий выглядит следующим образом: Кувейт — 190 704 рубля, Объединенные Арабские Эмираты — 179 520, Норвегия — 134 993, Швейцария — 124 525, Финляндия — 107 376 рублей. А Россия с ее средней пенсией в 18,5 тысячи рублей еле-еле удерживается на 41-й строчке — между Болгарией и Бразилией.
Впрочем, если верить данным министра Антона Котякова с его миллионами престарелых богачей, то картина в корне меняется. Только кому от этого легче?