В «Росатоме» “Ъ” прокомментировали принятие Конгрессом США законопроекта о введении запрета на импорт обогащенного урана из России. В госкорпорации предупредили, что подобные инициативы, имеющие «явно выраженный политический подтекст», носят «деструктивный характер для устойчивого функционирования глобального рынка товаров и услуг ядерного топливного цикла» и в конечном итоге негативно скажутся на ситуации в атомной энергетике в странах, принимающих подобные «нерыночные решения». Как ожидается, в ближайшие время одобренный обеими палатами Конгресса законопроект о запрете на импорт обогащенного урана из России будет представлен на подпись президенту США. В Белом доме уже дали понять, что Джо Байден подпишет этот документ.
«Росатом» по просьбе “Ъ” прокомментировал принятие Конгрессом США законопроекта о введении запрета на импорт обогащенного урана из России. «Очевидно, что подобные инициативы, имеющие явно выраженный политический подтекст, носят деструктивный характер для устойчивого функционирования глобального рынка товаров и услуг ядерного топливного цикла и в конечном итоге негативно скажутся на ситуации в атомной энергетике в странах, принимающих подобные нерыночные решения»,— предупредили в госкорпорации.
Базовый принцип, которым, как отметили в компании, руководствуется «Росатом» на протяжении десятилетий, поставляя операторам зарубежных АЭС обогащенный уран,— «политическая конъюнктура не должна дестабилизировать работу рынка». «Поэтому нашими приоритетами в международной деятельности остаются соблюдение и исполнение принятых контрактных обязательств, а также сохранение партнерских отношений с нашими заказчиками,— заявили “Ъ” в госкорпорации.— Наша стратегия также предусматривает максимально широкую географическую диверсификацию поставок урановой продукции зарубежным заказчикам, заинтересованным в кооперации с нами. Считаем, что в сложившихся условиях глобального энергетического перехода, динамичного роста потребностей в товарах и услугах ядерного топливного цикла для реализации амбициозных программ развития атомной генерации решающее значение играют международное сотрудничество на взаимовыгодных и прозрачных рыночных условиях, прагматичный и взвешенный подход».
Законопроект о введении запрета на импорт обогащенного урана из России (Prohibiting Russian Uranium Imports Act) американский Сенат единогласно принял на минувшей неделе. В декабре 2023 года аналогичный документ был одобрен Палатой представителей. В ближайшее время он ляжет на подпись президенту Джо Байдену. И как следует из комментария Совета национальной безопасности (СНБ) США по следам голосования в Сенате, хозяин Белого дома этот законопроект подпишет. «Мы разделяем обеспокоенность Конгресса тем, что зависимость Соединенных Штатов от России в вопросах поставок низкообогащенного урана для поддержки отечественного парка ядерных реакторов не отвечает ни национальным, ни экономическим интересам США»,— заявили агентству Bloomberg в СНБ. При этом там также заявили о важности инвестирования в коммерческое обогащение урана в самих США. Это, как считают в администрации США, позволит уменьшить и в конечном итоге устранить нынешнюю зависимость гражданских ядерных энергетических реакторов от урана из РФ.
Одобренный Конгрессом законопроект запрещает импорт обогащенного урана из России через 90 дней после его вступления в силу. Действовать он будет до 2040 года. При этом Министерство энергетики США до января 2028 года имеет право (при консультациях с Госдепартаментом и Министерством торговли) смягчить или отменить запрет, если придет к выводу, что «нет альтернативного надежного источника низкообогащенного урана для поддержания непрерывной работы» какой-либо из американских АЭС или что импорт урана из России все еще отвечает «национальным интересам США».
Согласно последнему отчету американского Министерства энергетики, Россия является главным поставщиком обогащенного урана для 93 эксплуатируемых в США атомных энергоблоков. На ее долю приходится 24% импорта (далее со значительным отрывом следуют Германия, Великобритания и Нидерланды).
Сумма поставок обогащенного урана из России в 2023 году составила более $1,2 млрд (по данным Министерства торговли США). Доля атомной энергетики в США составляет 20%. При этом самостоятельно обеспечивают себя топливом США только на 27%.
Заменить поставки низкообогащенного урана из России будет сложно даже с учетом запланированных американскими властями дополнительных инвестиций (в размере $2,7 млрд) в развитие обогатительных мощностей в самих США. Акции американских уранодобывающих компаний выросли на 5–10% после одобрения законопроекта Сенатом, однако в целом эксперты не исключают роста цены на обогащенный уран до 20% после его вступления в силу (при отсутствии задействования исключений).
Как бы то ни было, в Сенате США назвали одобрение законопроекта «большой победой». Председатель комитета Сената по энергетике и природным ресурсам демократ Джо Манчин и его коллега по комитету республиканец Джон Баррассо, продвигавшие этот документ, выступили с заявлением, в котором приветствовали принятие законопроекта, который, по их словам, «укрепит энергетическую безопасность США», а также «будет способствовать развитию ядерного сектора страны».
«Наш двухпартийный закон поможет лишить доходов военную машину России, возродить американское производство урана и запустить инвестиции в американскую цепочку услуг ядерного топливного цикла»,— говорится в их заявлении.
Власти Украины уже поблагодарили американских законодателей за принятие «исторического решения».
Генеральный директор Российского совета по международным делам, эксперт по санкциям Иван Тимофеев в беседе с “Ъ” отметил, что этот законопроект можно считать продолжением тенденции на запрет импорта в США отдельных категорий товаров из России. Большинство ограничений было введено на фоне конфликта между РФ и США вокруг Украины. В то же время у инициативы по запрету на импорт урана есть, по его словам, особенность. «Большая часть санкций, введенных в США после начала специальной военной операции, не закреплена федеральными законами, а действует на основе указов президента. В виде федерального закона, инициированного Конгрессом, были ранее запрещены лишь поставки российских энергоносителей в страну. И вот новый элемент — запрет на импорт урана, который тоже будет закреплен в виде федерального закона. Отменить федеральный закон, в отличие от президентского указа, крайне сложно»,— пояснил Иван Тимофеев.
В то же время он назвал новый законопроект «достаточно гибким», поскольку он предоставляет исполнительной власти достаточно пространства для маневра. «Другой вопрос, как будет сама Россия вести себя далее: будет ли она готова продолжать осуществлять поставки, если у США возникнет в них потребность. Но это уже из области политики. В любом случае мы видим продолжение тенденции на ограничение импорта из России и расширение практики закрепления санкций в виде федеральных законов. Это можно считать продолжением санкционной эскалации в отношении России»,— резюмировал эксперт.