«Ко всем моим кризисам, когда мне нужно побыть одной, когда я говорю, Вань, сейчас меня не трогай, сын с пониманием относится. Не каждый взрослый человек так сможет: кто-то обидится, примет на свой счет... А он все понимает. Наверное, это и есть настоящая любовь», — говорит актриса Анна Старшенбаум.
— Нет, эти три картины — «Волшебник», «Дипломат» и «Психологини 2» — снимались в разное время на протяжении трех последних лет. Но по разным причинам долго не выходили на экраны. В кино такое бывает часто. В этот раз так совпало, что как только мои внутренние узлы были развязаны, проекты стали выходить один за другим как по мановению волшебной палочки. Последние несколько лет я переживала очень непростой период своей жизни — попала в сложные отношения, которые перетянули на себя все мое внимание. Жизнь будто поставили на паузу, давая мне время разобраться в себе… Что примечательно, две из трех премьер состоялись в один и тот же день, до этого пролежав на полке долгих три года. А именно, 26-го числа. Я родилась 26 апреля, и недаром много лет назад набила эту цифру на своей правой руке.
— Ну как не верить в это, если мой сын родился 11.11.11.
— Верю. Мне кажется, что если артист не будет верить в то, что он делает, то и зритель не поверит. Вообще, я за то, чтобы доставать в кадре свое нутро, чтобы все было по-настоящему. В пределах допустимого, конечно. Не люблю техничную расчетливую игру и всегда сразу ее чувствую. Вот в «Волшебнике» Юрия Чурсина, который сыграл экстрасенса, никак в этом не упрекнешь. Я уверена, что ему самому не чужды определенного рода сверхспособности. Хотя он и без них справился бы на отлично. Так как Юра относится к тому редкому типу артистов, которые объединяют в себе не только глубокое нутро и разностороннюю личность, но и прекрасно владеют актерской техникой.
— А самой бы вам не хотелось сыграть волшебницу?
— Интересно, что вы спросили. Я как раз недавно проходила пробы на несвойственную для меня роль злой ведьмы. Это был потрясающий опыт. Мне даже в какой-то момент показалось, что я и правда владею какой-то магической силой. А вообще, думаю, что в каждом из нас скрыты какие-то магические ресурсы. Просто мы пока не научились их раскрывать.
— Да, многие великие актеры признавались, что любят свою профессию за возможность прожить несколько жизней.
— Конечно, здорово, когда ты можешь проявить в кино свои скрытые потенциалы. У многих людей по разным причинам эти таланты остаются нереализованными из-за нехватки времени, возможностей или непринятия их обществом.
— А как вы выбираете роли? Наверняка у вас как у актрисы есть четкие критерии, на что соглашаться, а на что — нет?
— Тут все просто: я соглашаюсь на то, что мне действительно интересно, что хотелось бы попробовать испытать на себе. Хотя так было не всегда. Ведь работа — это не только способ творческой реализации, но средство заработка. Так что, к сожалению, иногда приходится играть не самые интересные роли. Но я стараюсь свести их процент к минимуму, чтобы радовать зрителей и радоваться самой. Может быть, поэтому многие отмечают, что мои героини получаются живыми и реалистичными. Я черпаю вдохновение в себе, в настоящем моменте, в своем жизненном опыте, ищу параллели между собой и моим персонажем. Именно поэтому я не раз была вынуждена отказываться от участия в продолжении того или иного сериала — слишком много времени проходит, и я не могу снова вдохнуть жизнь в ту героиню, которую играла в первом сезоне.
Во мне ее больше нет. Думаю, западным артистам в этом смысле повезло больше, чем нашим. Они чаще прибегают к своим внутренним ресурсам, нежели к актерским техникам, потому что их менталитет дает большую эмоционально-психологическую свободу. Европейским и американским артистам проще проявлять живые, неподдельные, искренние эмоции — потому что они привыкли к этому с детства, им как бы дали на это разрешение. У нас детям с рождения говорят: «Тише, не кричи, над тобой будут смеяться, подумают, что ты дурачок». Правда, сейчас такого уже меньше, и я очень этому рада. Замечаю, что теперь молодые мамы, наоборот, стараются не ограничивать свободу детей, не подавляют в них какие-то искренние эмоции.
— А у вас есть любимые западные артисты?
— Когда я была маленькая, своей игрой меня покорил Джим Кэрри. То, что он делает, — это не какая-то супертехника. Он просто живет в кадре, и не знаешь, что он выдаст через секунду. Умение удивлять — одно из самых главных в нашей профессии. Для жанра комедии это особенно важно.
— Хотели бы в Америке поработать?
— Конечно. Сейчас учу язык, очень активно этим занимаюсь. Недавно я была на пробах двух международных проектов. В последнее время в отечественном кино я немного разочаровалась. Читаю сценарии, которые мне присылают, и с первых строчек понимаю — все это уже было, скучно, надоело. А недавно у меня появился новый агент, у которого основное направление — международное. И она начала мне предлагать иностранные проекты. Я так сейчас кайфую!
— А скованности в языке нет?
— Я хорошо все воспринимаю на слух. Сейчас слушаю английские песни, смотрю фильмы и сериалы. Стараюсь погрузиться в эту среду и замечаю, что начинаю бегло говорить. Я с детства хорошо чувствую структуру английской речи. Моя мама ведь окончила факультет иностранных языков. Она лингвист, переводчик, знает французский и итальянский. Папа, помимо основной своей профессии (он доктор психологических наук), еще много лет играл на скрипке, у него идеальный слух. И во мне все смешалось: мама и папа дали мне все те качества, которые помогают легко учить язык. Я никогда этим специально не занималась, и не потому что ленива. У меня жизнь непросто складывалась, мне надо было выживать, тут уж было не до языков. А сейчас появилась возможность заниматься образованием. В этом плане мне очень повезло!
— Аня, это уже не первое наше интервью. Складывается ощущение, что в нашу прошлую встречу вы были более позитивно настроены и открыты для новых отношений, может быть, и для создания семьи. Как вы относитесь к этому сейчас?
— Я действительно сильно изменилась. И сейчас у меня более сдержанное, что ли, отношение к созданию семьи и вообще к союзу с мужчиной. Я стала осторожнее. Это не значит, что я больше не верю в любовь, хотя сложный опыт последних двух лет мог бы меня к этому подтолкнуть. Сейчас я стала гораздо аккуратнее, понимаю, что нельзя открываться человеку, в котором до конца не уверена. Это было моей основной ошибкой, и я постараюсь больше ее не совершать. Надеюсь, что еще встречу мужчину, с которым мы окажемся созвучны в основополагающих вопросах. Если раньше для меня центром моего личного счастья была любовь, то сейчас я делаю ставку на самореализацию. К тридцати годам я поняла, что все проблемы от безделья и лени. То есть когда ты занят делом, то времени на ерунду не остается.
— Но про вас нельзя сказать, что вы ленивая и любите бездельничать…
— Ну, эти два года все свое внимание я отдавала другому человеку и не сильно занималась собой. Это глобальная ошибка: нельзя делать основой своей жизни другого человека, каким бы прекрасным он ни был. На первом месте должна быть самореализация, тогда все остальное сложится как надо. Так что теперь в моем списке слагаемых успеха на первых местах я, мой сын и моя реализация, а потом уже все остальное. (Улыбается.)
— В отличие от многих актеров, у вас почти нет театральных ролей. С чем это связано?
— Я очень избирательно отношусь к выбору материала. Я люблю театр, но 90 процентов ролей, которые предлагают, мне не интересны. Хотя буквально пару дней назад мне наконец-то поступило интересное театральное предложение поработать в антрепризе. Надеюсь, что все сложится.
— А репертуарный театр почему не привлекает? Это все-таки стабильность, школа…
— Я знаю, что из пятидесяти ролей, которые мне там предложат, дай бог одну я действительно захочу, а остальные буду играть, потому что должна. И ради чего? Ради денег? Да я лучше на гречке посижу. (Улыбается.)
— Аня, у вас были два сложных года. Это как-то сказалось на отношениях с сыном?
— У нас прекрасно складываются отношения, нам вместе хорошо и комфортно. Ко всем моим кризисам, когда мне нужно побыть одной, когда я говорю, Вань, сейчас меня не трогай, он с пониманием относится. Не каждый взрослый человек так сможет: кто-то обидится, примет на свой счет... А он все понимает. Наверное, это и есть настоящая любовь, когда тебя принимают абсолютно во всех твоих проявлениях. Для меня Ваня самый важный человек. Я больше всего на свете благодарна за то, что он есть у меня. За то, что принимает и любит меня такой, какая я есть. Это классно.
— Ваня в этом году пошел во второй класс. Уже взрослый парень…
— Да, мы поменяли школу, теперь сын учится в государственной. Просто стало понятно, что частная школа не стоит тех денег, которые мы платили. Платное образование было хорошо на первых порах, когда Ване нужно было социализироваться. А сейчас он готов, окреп, осмелел, и его можно отправлять в большое плавание. В классе 31 человек, Ваня сразу нашел себе друзей. Школа находится рядом, во дворе нашего дома. Сын сам бегает туда и обратно. Он очень самостоятельный. И у меня спокойно на душе.
— С отцом Ваня часто видится?
— Когда Леша (актер Алексей Бардуков. — Прим. ред.) в Москве, все свободное время он проводит с Ваней. Таких отцов еще надо поискать! Их общение после нашего развода никак не изменилось, сын проводит с папой столько же времени, сколько и раньше.
— И разногласий по вопросам воспитания у вас с Алексеем нет?
— Все эти вопросы мы решаем вместе, без всяких споров. В этом смысле мы с Лешей на одной волне.
— Ваши фильмы Ваня уже смотрит?
— Он с удовольствием пересмотрел весь сериал «Психологини». Ему очень понравилось, для меня это удивительно, ведь ему даже восьми лет еще нет. Ваня всегда говорит, что я особенная, не такая, как все.
— Гордится вами?
— Сын всегда был больше ориентирован на личные отношения, нежели на оценку общества. Поэтому вопрос о гордости за маму-актрису, это, наверное, не к нему. Сейчас в школьной среде больше актуальна проблема гордости финансовыми достижениями своих родителей. Я стараюсь всячески искоренять эту заразу. Объясняю сыну, что гордиться нужно собственными достижениями, пусть и небольшими — хорошими оценками или спортивными успехами. А не новым мобильным телефоном, который подарили родители, — ведь это не твоя заслуга. Эту позицию я стараюсь подкреплять действиями. Не баловать Ваню, учить его радоваться простым вещам, таким как прогулка в солнечную погоду или общение с друзьями. Я хочу, чтобы сын понимал, что материальное — всегда второстепенно, а главное в жизни — другое: здоровье, общение, положительные эмоции.
— Вы помните себя в детстве, какие у вас были мечты?
— Когда я была совсем маленькой, мечтала жить в Канаде. В большом доме, с мужем, детьми, чтобы у нас был белый пикап и добрый лабрадор.
— Как в голливудской мелодраме…
— Ну да, чтобы было по-семейному тепло и уютно. Именно в Канаде, хотя я там до сих пор не была. Сейчас не думаю, что для счастья нужно менять страну, достигать определенных материальных или социальных вершин. Главное, чтобы человек достиг гармонии с самим собой. Где ты и с кем, в общем, не так важно.
— Аня, вам нравится быть знаменитой: когда вас узнают на улице, подходят за автографом?
— Я интроверт, и мне не очень комфортно повышенное внимание со стороны публики, зрителей. То есть когда я не нахожусь на сцене или на какой-то премьере, мне неприятно ощущать повышенное внимание к себе. Мне кажется, это не очень деликатно, что ли, когда люди вторгаются в твое личное пространство. Думаю, не так важно признание, как чувство, что ты полезна людям. Мне приятно, что мое творчество приносит людям радость. Хотя, когда узнают, иногда тоже радует. Было забавно, когда я пришла за кофе, и меня ни о чем не спросили, просто подписали стаканчик «Анна». Вот это прикольно! Но люди часто не отличают меня настоящую от моих героинь… Например, даже называют именем Алина.
— А какой вы человек в реальной жизни?
— Я кардинально отличаюсь от своих персонажей. Предпочитаю аскетичный образ жизни, натуральные цвета в одежде. И мне больше удовольствия доставит прогулка в тишине на природе, нежели какие-то шумные тусовки или шопинг. Я вообще веду достаточно скромный образ жизни. У меня дома мало посуды, мало одежды. Я как-то подсознательно пришла к тому, что надо отказаться от всего, что может принести удовольствие.
— Ну, это почти монашество. Как вы к этому пришли?
— Я постоянно к этому стремилась, но мне не всегда удавалось правильно услышать себя. Иногда я выбирала не те пути для достижения гармонии. Сейчас понимаю, что главное в моей жизни — развитие духовного начала. Нельзя и нашим, и вашим, так не бывает. Я решила, что надо сконцентрироваться на чем-то одном и развивать свой духовный и интеллектуальный уровень.
— А что вам в этом помогает?
— Для меня это книги, природа, медитация, общение с близкими по духу людьми. А еще поддержание необходимого уровня внутренней тишины. Для этого я постаралась минимизировать контакты, избирательнее подхожу к выбору работы. Сейчас мне важно не быть в постоянной гонке, заниматься самообразованием и постараться больше времени выделять для себя — для того, чтобы лучше слышать свой внутренний голос.