— Анна, ваш развод с Иваном Дерябиным для многих оказался неожиданным. Вы были замужем десять лет и во всех интервью с большой любовью и уважением говорили о муже...
— У нас действительно было полное взаимопонимание. Иван меня во всем поддерживал. Он никогда не ставил мне палки в колеса, наоборот, всегда говорил: «Давай! Давай!» Его заслуга в моем становлении в профессии, безусловно, есть. Просто в какой-то момент мы пошли разными путями. Такое бывает. Мы взрослые люди, наши взгляды на мир поменялись, мы перестали смотреть в одном направлении.
Решение о разводе было обоюдным, но катализатором была я. Мы сели, поговорили и разошлись. Видимо, пришло время, потому что даже не было никаких попыток сойтись обратно. Последние несколько лет мы просто жили вместе, можно сказать, по инерции. А потом в какой-то момент я поняла, что жить так больше не хочу. Наше расставание, считаю, было правильным решением: не нужно сидеть там, где тебе нерадостно.
— И вы поменяли фамилию....
— Да, я вернула себе девичью фамилию Котова. Я рано потеряла отца: он погиб, когда мне был годик, — на стройке на него упала стена. И мне было важно сохранить его фамилию. Однако я не могла отказаться от фамилии мужа, поскольку придерживаюсь консервативных взглядов. Две мужские фигуры во мне пытались совместиться. Выйдя замуж, я была зарегистрирована как Дерябина, в творческой сфере использовала двойную фамилию Котова-Дерябина. А сейчас, после развода, я везде Анна Котова.
— Каким был этот год?
— Непростым. Я впервые оказалась одна, потому что сначала жила в родительском доме, потом — десять лет в браке. Мне потребовалось время, чтобы перестроить свою жизнь. Но вместе с трудностями пришло и новое понимание жизни. И это был удивительный опыт. Раньше отвлекали бытовые моменты, а теперь я по-новому посмотрела на многие вещи. У меня появилось время обратить внимание на себя, посмотреть, что мне интересно, чего мне хочется. Я полюбила себя еще больше.
Признаюсь, в самом начале был страх остаться одной. Но удивительно, что как только мы с Иваном развелись, я почувствовала облегчение и все страхи куда-то ушли. Для меня наше расставание стало своего рода глотком свежего воздуха. Я поняла, что именно этого мне не хватало в последние годы. Вокруг меня столько прекрасных и интересных вещей, так много замечательных людей, которых я раньше не замечала. У меня стали появляться новые идеи, которые я начала уже воплощать.
В этом году я впервые решила взять трехмесячный творческий отпуск, чтобы восстановиться после долгих съемок. Последние несколько лет я много работала. Здорово, когда тебя зовут в самые разные проекты. Но когда ты уже и двух слов от усталости связать не можешь и чувствуешь себя замотанной, нужно прекращать. В этом случае лучше подумать о своем здоровье — психологическом, моральном и физическом. Работать нужно столько, сколько ты можешь выдержать. Я сознательно отказывалась от проб. Это, конечно, было настоящим испытанием: только хочешь отдохнуть, тебе сразу же поступают интересные проекты. Но я это проходила много раз и знаю, что работа может засосать, и вынырнуть из съемок будет потом невозможно. Я ушла отдыхать в момент самых интересных предложений. Впереди правда, маячило два классных проекта, которых я ждала, но поняла, что у меня просто на них нет сил. И я ушла в творческий мини-отпуск и побыла наедине с собой, со своими мыслями. Впервые меня не отвлекали ни бытовые вопросы, ни работа. И стали всплывать интересные моменты.
Я стала замечать, что многие ситуации разрешаю быстрее, чем раньше, мне не требуется много времени, чтобы в чем-то разобраться, я быстро все анализирую и всегда нахожу правильный выход в любой ситуации. Ко мне стали обращаться друзья и знакомые за советами, которые впоследствии помогали. Я за этим наблюдала какое-то время и стала анализировать, почему так происходит. И поняла, что все эти годы мне помогают профессиональные актерские навыки и техники из психологии.
— А как психология появилась в вашей жизни?
— В свое время я обратилась к психологу, чтобы решить свои внутренние вопросы. У меня всегда было ощущение, что есть что-то масштабнее, чем то, как я живу. Я пыталась понять, что же меня не устраивает, и чувствовала, что внутри меня есть потенциал, который нужно раскрыть. И начала искать, разбираться в себе.
— Увидели изменения?
— Конечно. Мне стали предлагать интересные главные роли. Более того, я заметила, что мое настроение и душевное состояние влияют на предложения в кино. Был момент, когда у меня были сложности в жизни, я грустила, плакала. И в этот период меня утверждали исключительно на роли жертв, которых похищали и мучили в подвале. А когда у меня был душевный подъем, предлагали играть сильных и независимых женщин. Я свою жизнь могу проследить по своим героиням: вот тут я грустила, тут мне было хорошо. Это реально так работает. Я всегда говорю молодым, начинающим актерам: «Не нужно жаловаться на жизнь и сидеть грустить, нужно развиваться, расти, становиться героями своей жизни, чтобы в кино вас на этих героев утверждали». Актерская профессия абсолютно связана с личностным ростом.
— Судя по тому, что сериалы с вашим участием выходят друг за другом, вы все делаете правильно...
— Я действительно много снимаюсь, у меня нет дефицита работы. Был период, когда сериалы действительно выходили друг за другом, более того, шли одновременно на разных каналах. Но тут просто так совпало. В проектах я снимаюсь в разное время, а выйти они могут все разом. Например, сериалы «Учителя» и «Шторм» с моим участием вышли практически одновременно, а снимали их в разное время: один — пять лет назад, другой — четыре года.
— От многих проектов отказываетесь?
— Отказываюсь. Если мне не нравится сценарий, я даже на пробы не пойду: зачем тратить время людей и свое? А в начале карьеры соглашалась на все. Позвали — спасибо большое.
— Какую свою работу из всей вашей большой фильмографии вы можете выделить?
— Это сложно. Так много было хороших фильмов и ролей! Мне нравится моя драматическая роль в сериале «Учителя», где мы с Ирой Старшенбаум играем дочерей героя Владимира Вдовиченкова: он работает в министерстве образования, я преподаю в вузе, а сестра — в школе. Моя героиня переживает кризис тридцати лет, пытается разобраться со своими внутренними проблемами. Из последнего мой любимый сериал — «Сестры». Когда я прочитала сценарий, мне сразу понравилась моя героиня Маша, хотя она приземленная женщина, которая выживает любыми способами, без особого ума и талантов, но очень работоспособная. У нас образовалась потрясающая команда, мы друг друга поддерживали, потому что были действительно тяжелые многочасовые смены. А с Линой Миримской, которая играла мою сестру, мы встретились недавно на съемках сериала «Бэби-тур» для онлайн-кинотеатра KION. Это история о четырех женщинах, решивших забеременеть и родить детей в Америке, чтобы обеспечить им гражданство и лучшую жизнь. События происходят в 2009 году, тогда это был тренд — родить в США. Моя героиня, простая женщина, замужем, с тремя детьми, решает пойти на этот шаг лишь потому, что остальные ее подруги решили это сделать. Очень интересная история.
— Героиня в сериале «Фемида видит» была написана Ильей Куликовым специально под вас. Каково это — получать такую роль?
— Лестно и приятно. Когда пишется история под определенного актера, кино всегда выигрывает, потому что сценарист знает этого актера и понимает его органику. В результате это здорово всегда работает. Я люблю этот проект.
— Анна, а вам сложнее играть в комедии или в драме? Говорят, что заплакать может каждый, а вот рассмешить зрителя не всем по силам...
— Если честно, мне нравится играть в обоих жанрах. Комедия — далеко не самый простой в исполнении жанр. Ее сыграть сложнее, чем драму. Но мне комедия всегда давалась легко, потому что я очень веселый человек, у меня хорошее чувство юмора. А вот в драме, конечно, нужно поднапрячься. Тут надо полностью погрузиться в переживания персонажа, прожить его эмоции, поплакать. Везде разные подходы.
— Как вы обычно готовитесь к ролям?
— Изучаю своего персонажа: характер, профессию и круг общения. Например, когда играла женщину, которая вербует киллеров, размышляла, что подтолкнуло человека к такой жизни. Я даже с коучем готовила эту роль. Это необычная история. И мне нужно было максимально разобраться, чтобы получился живой человек, а не карикатура.
— Волнуетесь на пробах?
— По-разному. Если очень хочется попасть в проект, то сильно переживаю. Сейчас я уже не убиваюсь так, как было раньше. Научилась отпускать ситуацию: моя роль от меня не уйдет. А раньше ревела, страдала. Конечно, была уверена, что если не берут, то со мной что-то не так. (Улыбается.) А теперь я стараюсь понять, что в итоге со мной не так. Чего плакать-то? Надо поработать над собой, тогда и будут утверждать на желанные роли.
— С каким партнером за всю вашу кинокарьеру вам понравилось работать?
— Мне запомнились съемки с Андреем Смоляковым. Мы снимались в сериале «Мосгаз», была как раз та самая сцена, где мою героиню похищают и мучают в подвале. По сюжету мне нужно было заплакать, а у меня не получалось. Андрей подошел, подсказал, что надо сделать, и я заплакала. (Улыбается.) Мне это было так приятно. Я до сих пор помню его совет.
— Во многих проектах вы сталкивались с Александром Яценко...
— Да, в трех. Сашу я очень люблю. Он меня в шутку прозвал Памелой Андерсон и бухгалтершей в одном лице. Видимо, во мне уживаются черты обеих. В первый раз снимались с Сашей в сериале Бориса Хлебникова «Долгая счастливая жизнь». Мы играли любовь. (Улыбается.) Помню, в первый съемочный день была наша совместная сцена. Я привыкла, что режиссер все объясняет, ставит конкретные задачи, а Боря просто сказал: «Ну, давайте». Мне понравилось, что он всегда доверяет актерам. В «Аритмии» встречались с Сашей, правда любовь он играл с Ириной Горбачевой. В «Оттепели» у Валерия Тодоровского я играла гримершу Лидочку, которая решила соблазнить героя Яценко, молодого режиссера. По сюжету он расстроенный заходит в гримерную, я, улучив момент, начинаю его целовать... Кстати, мне очень понравилось работать с Валерием Тодоровским. Съемочная площадка «Оттепели» для меня стала примером, как должно быть все организовано, какие должны быть отношения в творческом коллективе. Мне был дан пример на всю жизнь, как это должно быть. И я под этим впечатлением потом попадаю на следующий проект, какую-то копеечную комедию. У меня был сломан шаблон. (Улыбается.)
— Помните момент, когда впервые увидели себя на экране?
— Впервые увидеть себя на экране — то еще удовольствие. (Смеется.) Это было 10 лет назад. У нас была премьера фильма «Долгая и счастливая жизнь» Бориса Хлебникова в кинотеатре «Художественный». Помню, села почему-то на первый ряд. От ужаса у меня холодели руки и ноги: я на большом экране и все на меня смотрят. Мне до сих пор волнующе видеть фильмы со своим участием, особенно когда рядом сидят люди. Когда ты дома смотришь один — это одна история, а вот со зрителями — другая. А Боря Хлебников, например, вообще не смотрит свои фильмы. Он всегда выходит из кинотеатра со словами «Не могу». Я вот думаю: «Ну если Боря выходит и не смотрит свои фильмы, хотя он же их монтировал и пересматривал по 25 раз, значит и я могу». Для меня это действительно очень волнительно.
— В вашей биографии есть очень интересная история про самую первую роль....
— В первый раз снялась в детективе для фото трупа. (Улыбается.) Это был сериал с Ириной Розановой. По сценарию за ней охотился какой-то маньяк и убивал девушек, похожих на нее. А я в 19 лет, по мнению режиссера, была похожа на Ирину Розанову. (Улыбается.) Меня позвали сфотографироваться для доски, где вешают снимки жертв. Я пришла на «Мосфильм», упала там в позе убиенной женщины, закатила глаза, и меня сфотографировали. Вот такая роль. (Смеется.) За работу мне заплатили 300 рублей, я купила торт к чаю и отпраздновала «дебют» с мамой. Это смешно, правда.
— После какого фильма вас стали узнавать на улице?
— На протяжении семи лет меня узнавали по сериалу «Любовь на районе». Следующие семь лет — по «Полицейскому с Рублевки». Моя героиня все время попадает в дурацкие ситуации, а персонаж Саши Петрова ее выручает. Многие стали узнавать меня по Ирке — подруге главной героини из сериала «Света с того света». Потом прошла «Мылодрама» — и по ней меня многие узнают. Мне было очень весело исполнять роль актрисы, которая переигрывает, как в старых бразильских сериалах. Мы так увлеклись, что режиссер Илья Куликов сказал: «Главное — не переборщить, вы по сценарию не совсем бездарны, в вас все-таки что-то есть». Сейчас узнают еще по сериалу «Сестры».
— Вас не сразу стали приглашать на главные роли, долгое время зритель знал вас по эпизодическим ролям, но очень ярким и запоминающимся. Не было страха, что вы так и останетесь «королевой эпизода»?
— Да, у меня есть такая особенность: несмотря на несколько минут на экране, меня запоминают. В один период мне стали часто говорить комплименты. Я даже удивлялась: да я же один раз появилась в кадре. (Улыбается.) Меня хорошо запомнили по роли странноватой жены героя Сергея Шнурова в фильме «Я худею». В кадре меня очень мало, но зритель запомнил. А потом меня начали терзать мысли: не хотелось быть той самой яркой «царицей эпизода», которую все будут знать. Конечно, приятно, что тебя запоминают, но надо идти дальше и играть большие роли.
— Кстати, каково было работать с Сергеем Шнуровым в кадре как с актером?
— Работать с ним замечательно. У нас был всего один съемочный день, тем не менее было смешно и весело. Сергей — приятный, интеллигентный мужчина.
— Случается, что актеры вынуждены на съемках чуть ли не осваивать новую профессию. Приходилось ли вам учиться чему-то новому ради роли?
— Пару лет назад я снималась в фильме Николая Хомерики «Белый снег». По сюжету мы играли лыжниц. Я была олимпийской чемпионкой Ларисой Лазутиной. Конечно, были дублеры — профессиональные лыжники, которые бегали за нас на общих планах. Тем не менее нужно было научиться кататься на лыжах. У нас был тренер, мы занимались на протяжении трех месяцев. За это время я научилась кататься на беговых лыжах. Вот так благодаря актерской профессии нарабатываются самые разные навыки.
— Стать актрисой было вашей детской мечтой?
— Нет, я никогда не мечтала стать актрисой. Но всегда была очень артистичной и активной девочкой. В школе отвечала за культмассовый сектор. Это вышло тоже случайно: я подняла руку, чтобы что-то спросить, а мне сказали: «О, Котова будет у нас в культмассовом секторе». Мы придумывали классные вечеринки, организовывали концерты, репетировали номера, устраивали капустники. А еще я пела в фольклорном ансамбле «Крупица». Мне нравилось выступать на сцене и гастролировать.
Помню, мы с мамой выбирали институт. Я была согласна на любой гуманитарный вуз, лишь бы в нем была команда КВН. Я хотела продолжать выступать на сцене, развлекать и веселить людей.
— А почему вы решили поступать в театральный?
— Все решила череда случайностей. В девятом классе я поехала с мамой в дом отдыха, познакомилась там с девушкой, которая училась на актрису в ГИТИСе. Вернувшись домой, стала изучать эту тему в интернете, узнала, что там есть подготовительные курсы. Решила попробовать. Я не скажу, что это было сильно осознанно. Мама сказала: «Даже если не получится — в жизни все равно пригодится». А когда вошла в институт, сразу прониклась творческой атмосферой. Я пробовала поступить в разные театральные вузы: в «Щепку», во ВГИК, ГИТИС. В итоге меня взяли сразу на второй курс в ГИТИС. С первого курса отчислили несколько человек, и им надо было добрать определенное количество людей. И нас поступило десять человек на второй курс, я три года всего училась. Со мной учились Ваня Николаев, Настя Задорожная, Настя Денисова. А после окончания института началась взрослая жизнь. Мастера нам честно говорили: «Никто вас нигде не ждет, пока вы сами не пробьете себе дорогу». И ты вроде слышишь, но надеешься, что у тебя-то все сразу получится.
— Но получилось не сразу, вы ведь даже хотели уйти из профессии....
— После института мы всем курсом ходили на просмотры в разные театры, но меня никуда не приглашали. Сейчас понимаю, что была тогда настолько незрелой, что ничего и не смогла бы дать академическому театру. Наверное, поэтому меня не брали. Я, конечно, расстраивалась. Но потом поняла, что все было к лучшему. Если бы я попала в репертуарный театр в 20 лет, неизвестно, где бы сейчас была. Возможно, играла бы в массовке. А так меня жизнь заставила крутиться, вертеться, искать. Но мне все равно всегда нравилось кино, я хотела сниматься. Да и рвения служить в театре у меня не было. Я просто ходила с сокурсниками по показам, потому что так было принято: окончил театральный вуз — иди работать в театр.
Я прошла пробы и снялась в сериале «Любовь на районе» в первом сезоне, а потом не было предложений, и я сидела дома. В какой-то момент подумала, что актерство — не мое. Пошла в Высшую национальную школу телевидения, прошла девятимесячный курс по специальности «телеведущая». Проходила практику на канале ТВЦ: ездила с корреспондентами на репортажи, а потом писала свою версию. Стало получаться, редакторы хвалили, но в какой-то момент я поняла: нет, хочу, чтобы интервью брала не я, а у меня. Актерские амбиции не оставляли. А потом меня позвали в Театр.doc, который основали Михаил Угаров и Елена Гремина. Много чудесных, талантливых драматургов и нынешних артистов вышли из Театра.doc. Одно время это было очень популярное место: современные драматурги писали пьесы на актуальные темы, ставили сами спектакли.
В театре я проработала восемь лет. Этот период мне многое дал, это был большой профессиональный тренинг. Золотое было время. (Улыбается.)
— У вас есть опыт и в озвучании зарубежных проектов...
— Дублировать зарубежные фильмы — хороший тренинг. Актер дубляжа — это другая профессия, в которой требуются особенные навыки. Нужно передать эмоцию персонажа, прожить вместе с ним ту или иную сцену, уложиться в скорость речи актера в кадре. Кстати, оказалось, что себя озвучивать сложнее, чем других. Их игру ты как бы дополняешь своим голосом, а свою приходится повторять или поправлять.
А еще мне нравится в дубляже, что ты причастен к известным и крутым фильмам. Несколько раз я озвучивала Аманду Сайфред, она мне очень нравится как актриса. Я уже ее понимаю и чувствую, поэтому если бы мне представился такой шанс, я вполне могла бы стать ее официальным голосом. (Улыбается.)
— Ни разу не пожалели о своем выборе — стать актрисой?
— Ни разу. Были периоды простоя в работе. Первые пять-шесть лет после института были вообще самыми тяжелыми. Но я не хотела работать не по профессии. Я все равно шла к своей цели: играла в эпизодах, ходила на пробы, звонила в агентства, приносила свои фотографии. «Вода камень точит» — вот эти слова про меня. Если твое, оно не пройдет стороной. Но, опять же, ты должен что-то делать для этого, ты не можешь сидеть и ждать. Делай то, что можешь делать, по чуть-чуть, по крупинке.