В интервью журналу GQ 10 лет назад Ральф Лорен сказал, что начал заниматься одеждой, чтобы создавать вещи, которые он не мог найти в магазинах или не мог себе позволить. Накануне 50-летия Ralph Lauren, мы решили спросить дизайнера, осталось ли в мире еще что-нибудь, чего он не может найти в магазинах. «Тогда речь шла о синих замшевых ботинках, которые я, подросток из Бронкса, не мог себе позволить, а родители не сочли их предметом первой необходимости, так что я их так никогда и не получил. Потом я сделал много прекрасных ботинок, но та мечта так и осталась мечтой. И сегодня, когда я, в принципе, могу позволить себе все, что захочу, в мире есть еще много прекрасного, уникального, сделанного человеческими руками — и значит, мне есть о чем мечтать».
За эти 50 лет Ральф Лорен сумел стать воплощением американской мечты. Ни дня не обучавшийся дизайну, сын еврейского эмигранта из Пинска начал с коллекции галстуков, а продолжил ее коллекцией мужской одежды, которую с удовольствием носила его жена, так что уже через три года, в 1971-м, он запустил и женскую линию. В 1974-м он прославился костюмами для экранизации «Великого Гэтсби». А дальше просто построил империю Ralph Lauren, в которой кроме одежды еще, разумеется, парфюмерия, всеми любимая линия товаров для дома и ресторан. И тем не менее, отвечая на вопрос о судьбоносных моментах в его полувековой карьере, он возвращается к истокам. «Самое главное произошло тогда, в самом начале, когда я создал коллекцию галстуков, которые были намного шире тех, что продавались в то время. Меня пригласили с ними в Bloomingdale’s, на тот момент самый модный универмаг Нью-Йорка. Байерам понравились мои галстуки, но они все-таки попросили сделать их поуже.
Я поблагодарил их, но отказался и ушел с тяжелым сердцем. Это было безумие — отказать такому закупщику в самом начале карьеры... но я чувствовал, что не в силах пойти на компромисс. И оказался прав! Через месяц они позвонили мне сами и взяли всю коллекцию в ее первозданном виде. Мало того, они выделили специальное место для моих галстуков, и, несмотря на то что стоили они вдвое больше остальных, я едва успевал пополнять коллекцию. Это было самое важное решение и самый важный урок в моей карьере. Всегда делай то, во что веришь сам!»
Это звучит слишком романтично для человека прагматичной эпохи. Но Ральф Лорен — очевидный романтик, и в том, что он создает, всегда чувствуется ностальгическая кинематографичность. Он сам объясняет это просто: «Во времена моего детства единственным доступным развлечением кроме занятий спортом было кино. По утрам в субботу мы ходили смотреть вестерны с Гари Купером. Потом я представлял себя ковбоем, который скачет по бескрайним равнинам, преследуя злодеев». Позже эти мечты превратились в его знаменитые клетчатые сорочки и замшевые куртки с бахромой, джинсы и ковбойские сапоги — они вошли и в юбилейную капсульную коллекцию. «Потом я больше стал любить голливудский гламур 1930-х годов. Фред Астер и Кэри Грант, Кэтрин Хепберн и позже Грейс Келли. Мне так нравились их одежда, их дома, их машины, их мечты. И до сих пор, когда я задумываю очередную коллекцию, всегда сначала выбираю героиню или героя, а потом сочиняю их историю, какие вещи они могли бы носить, в каких домах жить. Можно сказать, одежда — это мой язык, с помощью которого я пишу их истории».
А осознает ли он, как повлиял на историю моды, когда в 1974 году сделал костюмы для «Великого Гэтсби», фильма, который запустил маховик ретро в моде? «Я понимал, конечно, как это круто — одеть Роберта Редфорда для такого фильма. Но специально я сделал только один розовый костюм для него, все остальное было взято из моих текущих коллекций. Тогда Теони Олдридж, художник по костюмам, получила «Оскара» за этот фильм, но и мне славы досталось немало. Потом Вуди Аллен и Дайан Китон носили мою одежду в фильме «Энни Холл», но это уже было не так «костюмно», скорее это был их собственный стиль. Но вообще мне не очень интересно делать костюмы для кино. Я люблю делать одежду для реальной жизни, но каждая моя коллекция — это как фильм, создание которого завершается съемкой рекламной кампании».
На старте карьеры Ральфа кино было могущественным, едва ли не всесильным проводником модных идей. Сегодня миром правит интернет. Не испытывает ли Лорен ностальгии по временам, когда мода была менее доступна, а оттого более желанна? «Роскошь для меня — это всегда что-то уникальное, но не обязательно материальное. Это может быть вечернее платье с ручной вышивкой или винтажная машина, высшее наслаждение для меня — сесть за руль одного из моих старых пикапов, отправиться в самый дальний уголок нашего ранчо в Колорадо и долго смотреть на горы и каньон подо мной. Это никакой интернет не отнимет. И тем не менее мы были одним из первых брендов, открывших онлайн-торговлю, и я прекрасно понимаю, что интернет — это наше будущее. А я никогда не смотрю в прошлое: не важно, что было вчера, — то, что будет завтра, намного интереснее!»