13 сентября на ВДНХ пройдет забег We Run Moscow. В нем примет участие удивительный человек — Андрей Чирков. Он полюбил бег только в 52 года, но с того дня спорт стал его страстью. «ВМ» провела тренировку с самым старым участником марафона на Северном полюсе.
Впервые с Андреем Чирковым, сухоньким подтянутым пожилым мужчиной, мы познакомились на забеге вверх по лестнице небоскреба. 76-летний Чирков стал самым возрастным его участником. Но самое удивительное, что пришел он туда не просто пробежаться, а опробовать протез колена.
— А зачем вам протез? — удивился я тогда.
— Да травма была десять месяцев назад, — машет рукой Чирков. — Пришлось поставить протез. Поэтому сейчас я бегаю полумарафоны, надеюсь, скоро смогу пробежать полноценный.
Вторая наша встреча состоялась на Воробьевых горах, где Андрей Львович периодически совершает пробежки. Здесь же рядом лужниковский бассейн, где Чирков плавает положенный час. В парке по-сентябрьски холодно, моросит дождь. На нашем корреспонденте — сто одежек, на Андрее Львовиче — только футболка, шорты и осенняя куртка.
МАРАФОН ПОСЛЕ СТАКАНА
Правда, бегать наш герой начал уже в весьма зрелом возрасте. Родился Андрей Львович в Ленинграде, но прожил там всего год, после чего очутился в Первопрестольной. Здесь прошли и школьное детство, и студенческая юность.
— Бегать никогда не любил: в школе и в институте надо было бегать стометровки, а это не по мне. Когда я уже начал «марафонить», узнал, что мышцы у меня приспособлены именно для длительных дистанций, — рассказывает Андрей Львович.
Бегать Чирков стал практически на спор, после застолья.
В 1991 году, тогда Чиркову было 52 года, он с коллегами-инженерами из Америки и Англии праздновал окончание успешной сделки. Один из гостей с Туманного Альбиона заявил, что побежит через сто дней марафон в экзотической для него Москве.
— Поскольку мы выпивали, а я еще и переводил, то закусывать не успевал. Захмелел и сказал, что тоже буду участвовать. Все засмеялись. Но за сто дней я действительно подготовился и пробежал марафон. Правда, на финише медикам пришлось меня откачивать. С тех пор не могу остановиться.
Кстати, англичанин так и не приехал.
Сегодня на счету Чиркова 178 таких марафонов. 178 маленьких жизней.
ВПЕРЕД, ВОКРУГ ПОЛЮСА
За 24 года активной спортивной жизни Чирков отметился на всех континентах мира, даже бегал на 1200 метров вверх по Килиманджаро, но самым памятным остается марафон на Северном полюсе. Попасть туда помог случай — в Петербурге умерла тетка, которая оставила Чиркову квартиру. На деньги от продажи наследства Андрей Львович записался на бег во льдах Арктики.
— Всего нас, смельчаков, набралось 11 человек. Среди них я был единственным русским, да еще и самым старым, — вспоминает Андрей Львович. — А поскольку на полюсе топливо на вес золота, трасса не была расчищена, бежали прямо по сугробам. Пять метров бежишь, потом снег проваливается, падаешь лицом вниз, встаешь и бежишь дальше. Я добежал до финиша за 7 часов 10 минут.
Из одиннадцати участников 63-летний Чирков пришел девятым, став самым старым жителем планеты, пробежавшим марафон на Северном полюсе. При –30°С и влажности 100 процентов.
— Мы сделали 43 круга вокруг полюса, пробегали все меридианы: то есть убегаешь в завтра и возвращаешься в сегодня. Как в песне, «есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь». Считайте, я 43 жизни пробежал.
ДРУГАЯ ЖИЗНЬ
— Кстати, знаете, был такой марафонец Эмиль Затопек, великий человек, он говорил: «Если хотите узнать, что такое бег, пробегите милю; а если хотите узнать, что такое другая жизнь — пробегите марафон». — рассказывает Чирков.
Жизнь новоявленного бегуна поменялась кардинально. В 50 с лишним лет Андрей Львович, кандидат технических наук, специалист по металлорежущим станкам, вдруг стал гуманитарием. Начал писать книги про бег, сборники сказок. При этом технарем быть не перестал: набравшись смелости, открыл свое дело и даже попал в книгу Who is Who в России как успешный предприниматель.
— Бег не только помогает укрепить физические кондиции, но и развивает интеллект. Я во время бега решал все свои самые сложные рабочие, бытовые проблемы. Потом стал записывать мысли, которые у меня возникали во время марафонов. Тогда я понял, что нашел свое призвание.
Еще Андрей Львович снимает фильмы о любимом виде спорта и организует забеги в Парке Горького.
— Когда я начинал, культура бега у нас была на спаде. Я еще застал тот московский марафон, на котором бежали рекордные 12 тысяч участников. Потом уже было максимум 800. Сейчас в беговой среде удивительный подъем, и я полон оптимизма.