Киев встречал новый год тревожно. И хотя устроенный Саакашвили «Михомайдан» под занавес 2017-го так и не привёл к свержению Петра Порошенко, страсти в столице Украины окончательно не улеглись.
Ехать боялась. После майдана город сильно изменился. Цветовая гамма, настроение, запахи - всё стало другим. Раньше ты вольготно гулял по Крещатику или Андреевскому спуску, открыто общался с людьми. Теперь напряжённость - даже в воздухе. Каждое слово приходится взвешивать, оценивать ситуацию: можно ли подойти к этому человеку, уместна ли в разговоре с ним ирония.
Коллеги советовали: «Ни в коем случае не говори, что ты журналист». Пришлось «забыть» дома и удостоверение, и профессиональную фотокамеру. Однако пограничники в аэропорту не удосужились спросить даже формальное: «Цель поездки?» Говорят, некоторых тормозят, допрашивают «боеспособных» мужчин. Но я такого пристрастия не заметила.
В очередь за «Лексусом»
«Машины взрывают, людей в ресторанах расстреливают, в общем, неспокойно», - выдохнул на вопрос «Как жизнь?» с виду совсем не мрачный таксист Сергей. Времени на разговоры было вдоволь, даром что после таких слов хотелось развернуть машину обратно в сторону аэропорта. 10 км от «Жулян» мы преодолевали с черепашьей скоростью, большую часть пути продираясь по городским пробкам. А сорокакилометровый путь от «Борисполя», говорят, автомобили просто пролетают. Имейте это в виду при покупке билета в «самостийную»!
К слову, перелёт Москва - Минск - Киев и обратно порой дешевле поезда. И при этом - огромное количество рейсов.
Добраться до украинской столицы не фокус. Проблема - перемещаться по ней. Метро забито практически всегда. Поездка - 5 гривен (меньше 11 руб.). В каждой кассе объявление: «Один жетон в руки». К счастью, дело не в дефиците - просто жетоны уступают место картам.
Очень много рекламы. Видеоролики можно смотреть даже на стене во время ожидания поезда. На каждом эскалаторе - плакат с призывом верой и правдой послужить Родине. Тут же - афиша концерта Бориса Гребенщикова и реклама пособия по практической психофилософии одного из моих учителей - Андрея Максимова. «Помоги другому - и твоя жизнь изменится к лучшему» - хорошо, если бы это утверждение Андрея Марковича люди брали на вооружение.
- Официально количество жителей за три года не сильно изменилось, фактически же намного выросло, - считает киевлянин Дмитрий. - Столичное население разбавилось приезжими, и поначалу это было очень заметно.
Правда, ни выходцев с Кавказа, ни гастарбайтеров из Средней Азии на улице не видно. Ощущения, что ты вышел из подъезда и попал в кишлак, нет. Это сразу бросается в глаза. Даже на рынке один узбек с сухофруктами - на десятки украинок с мясом и творогом.
Какой язык до Киева довёл?
А вот «мову» в Киеве теперь слышно отлично. На русские вопросы мне отвечали на украинском. Хотя исторически Киев не говорит по-украински, да и в остальной стране (за исключением западных областей) русский тоже всегда был в ходу. Даром что всё делопроизводство на «мове», вывесок на русском нет, если не считать слова, на обоих языках звучащие одинаково: ресторан, супермаркет, театр, вокзал…
- В ресторане или ночном клубе вы «мовы» не услышите. Хотя я с детьми общаюсь дома по-русски, жена - по-украински, даже когда сидим в одной комнате. Но люди, говорящие по-украински в метро и на улицах, - чаще не киевляне. Кто-то приехал из Донецка и Луганска. Люди оставили там квартиры, дома, а здесь снимают жильё. Много выходцев из Западной Украины.
Люди перебирались с имуществом, автомобилями - отсюда дикие пробки и отсутствие парковочных мест. Здравомыслящие в центр уже не ездят.
- Стоянки всегда были платными, потом парковщиков как коррупционную составляющую убрали, но не в этом дело, - делятся автомобилисты. - У нас, как видите, дозволено и тротуаром пользоваться. Только и там «дырку» не найдёшь, долго придётся ездить кругами.
В торговых центрах парковка может быть бесплатной первый час. Или совсем «халявной», если вы сделали покупку на определённую сумму.
На городских магистралях бросается в глаза огромное количество машин с номерами Латвии и других стран Евросоюза. На Украине ввозные пошлины на импорт едва ли не выше, чем в России, а пригнанные из Прибалтики авто разрешено целый год не растаможивать.
- Машину можно привезти из любой страны, но, чтобы её не растаможивать, она должна числиться там за юрлицом или быть на доверенности, - объясняют мне знатоки. - В Германии вы такое не провернёте, а Прибалтика на подобные фокусы идёт. Это бизнес: весь скупленный европейский хлам едет на Украину, и его у нас уже чересчур много.
«Жигули», к слову, встретились всего пару раз. Интереса к ним нет - в стране выпускают «Дэу», «Шевроле», работает и родной ЗАЗ. Причём автомобили средней ценовой категории всегда в наличии в салонах. А захотите вы купить новый «Лексус» - придётся постоять в очереди. Месяц, а то и два. Иные считают зазорным ездить на машине, если подобных в городе больше пяти штук. Когда такое рассказывают в Ереване, это кажется естественным, но в Киеве - как-то не очень. Тем более что дороги на Украине, по мнению жителей, ужасные. «Танки бы не прошли точно!» - шутят здесь. Хотя ситуация вроде бы меняется. Нужно где-то построить дорогу - сначала там возводят асфальтовый завод, потом берутся за укладку.
- Дорогами в городе стали заниматься, когда мэром стал Кличко, - говорит менеджер крупной компании Евгений. - Прямо на глазах всё меняется, везде активное строительство, лет 25, наверное, такого не было.
Вооружены и опасны?
Строительство дорог - это хорошо. Особенно когда «в королевстве всё тихо и складно». Но в правдивости слов таксиста пришлось убедиться сразу - в день моего приезда под Киевом подорвался на гранате в своей квартире 35-летний участник АТО. Потом полсотни молодчиков закидали дымовыми шашками кафе - говорят, обнаружили там нелегальное игровое заведение (лет пять назад в Киеве при пожаре в игорном доме погибли люди, после чего казино в стране запретили).
За несколько дней до этого в стриптиз-клуб бросили взрывные пакеты, совершено нападение на офис госоператора лотерей. И это днём, в центре столицы! Гулять поздно вечером я не решилась. Освещение даже у Золотых ворот больше похоже на затемнение. Кажется, кругом экономят. Даже в гостинице полумрак не только в холле, но даже в ресторане утром, за завтраком. Не припомню, чтобы где-то было подобное.
- Это вам после Москвы кажется, что у нас тускло, - улыбается Ярослав, всю жизнь проживший в Киеве. - Мне-то кажется, что в Москве слишком ярко. Пожалуй, у нас город так светится только на Новый год и Рождество. Но опасно ли сейчас в Киеве?.. С одной стороны, нет такого, что мы сидим в кафе, кто-то зашёл и начал стрелять. С другой стороны, оружия у населения очень много. Вы даже не представляете сколько! Хотя официально купить его нельзя. Всё привезено из зоны боевых действий.
Людей уже не удивляет, что у кого-то припрятан пистолет или автомат. Такая ситуация, говорят, будет ещё долго. Но взрывы и обстрелы - это в основном разборки. Хотя делить, как в 1990-е, уже нечего. Так, было совершено покушение на депутата Рады Мосийчука. Вышел из офиса телекомпании, а у входа - мотоцикл с бомбой. Депутата ранило, проходившие мимо парень и девушка погибли.
- Застрахованы мы от таких случаев или нет, тем не менее чувствуем себя вполне спокойно, - делает неожиданный вывод Ярослав. - Да, ситуация ненормальная, да, такого никогда не было. Но мы уже к подобным вещам привыкли, можно сказать, уже иммунитет выработался.
Хватает ли украинским пенсионерам денег на «коммуналку», почём картошка на рынке и квартира в новостройке Киева и что говорят люди о возможном разрыве дипотношений с Россией - об этом читайте в ближайших номерах «АиФ».