Год назад президент страны подписал закон о первой помощи. С 1 сентября нынешнего года спасать жизни станут не только медики, но и обычные люди, имеющие необходимую подготовку. Об этом беседуем с главным врачом московской ГКБ N 15 имени О.М Филатова, руководителем кафедры скорой и неотложной медпомощи факультета дополнительного профессионального образования РНИМУ имени Н.И. Пирогова, доктором медицинских наук Валерием Вечорко.
Бывает, такое тоже не исключено, что скорую вызвать невозможно или она не может доехать до места беды. Тогда пострадавшего надо самим доставить до ближайшей медучреждения. Каждого, оказавшегося рядом с пострадавшим, надо научить такую помощь оказывать. Конечно, прежде всего водителей автотранспорта, сотрудников дорожной службы и многих других. А по большому счету - каждого из нас.
Надо обучить тому, как можно срочно остановить кровотечение, как провести непрямой массаж сердца, как измерить давление, если под рукой нет специального аппарата. Благодаря современным гаджетам это возможно. Но еще ваша любимая героиня тетя Маша из подъезда должна знать: если вам 30 лет, то параметры в норме должны быть такие, а если 50 лет, то такие.
Но это в самолете. А вот на автобусной остановке человек упал, лежит на земле. Что делать? Где необходимые знания получить? Тем более что не каждый жаждет их обрести.
Валерий Вечорко: Нужна просветительная работа. Надо, чтобы каждый понимал: это не какая-то высшая математика. Это азбука поведения. И знание ее необходимо и доступно всем. На нашей кафедре, например, мы будем обучать этому. Это не должно быть исключением, это должно стать правилом для крупных лечебных учреждений.
Не только в научно-исследовательских, но и при обычных больницах такое обучение должно вестись. Никто же не отменял соблюдение законов. А такая помощь законом предписана. Это комплекс мероприятий, которые оказываются людям с неотложными состояниями, пострадавшим при несчастных случаях, при травмах, ранениях, отравлениях, других состояниях, представляющих угрозу жизни и здоровью. И теперь ее должны оказывать не только сотрудники МЧС, органов внутренних дел, военнослужащие, но и сами пострадавшие. Это самопомощь. И люди, которые находятся рядом. Это взаимопомощь.
Мы живем в непростое время. Овладение навыками первой помощи приобретает особое значение. Скажем, раньше не учитывалось, что пострадавшие в чрезвычайных и дорожных происшествиях, техногенных катастрофах, вооруженных конфликтах находятся в стрессовых состояниях. Теперь о психологической помощи не забыли. Как врач и в прошлом фельдшер скорой, не могу не обратить внимание на то, что при ее оказании разрешено проводить дефибрилляцию. Правда, при наличии автоматического наружного дефибриллятора. В Европе такая практика существует давно. Там дефибрилляцию могут проводить прохожие. У нас пока такого нет.
Как такое ответственное действие смогут выполнить неподготовленные? Смогут! Современная аппаратура рассчитана на то, что ей сможет воспользоваться каждый из нас, чтобы спасти человека. Аппаратура автоматическая, простая в управлении. За границей ее размещают в аэропортах, в метро, на улицах.
Случается, что гипертонические или сердечные приступы, другие неотложные состояния связаны с тем, что человек вовремя не принял лекарства, назначенные лечащим врачом. По разным причинам: просто не взял их с собой, забыл. В этом случае оказывающие первую помощь тоже могут помочь. Первую помощь можно оказывать, следуя инструкциям сотрудника скорой. Когда окружающие хотят помочь нуждающемуся в ней человеку, они могут позвонить по телефону "112" диспетчеру, рассказать о состоянии больного или пострадавшего. Диспетчер даст инструкции, что следует предпринять.
Специалист поможет даже осуществить медицинскую сортировку, когда речь идет о нескольких пострадавших. Подсказать, как использовать подручные средства вместо жгута или шины. Идеология первой помощи поменялась и в плане транспортировки пострадавшего до ближайшего лечебного учреждения. Оказывающий ее может это сделать самостоятельно. Прежде всего в случаях, когда нет возможности вызвать скорую.
Новый порядок оказания первой помощи приближен к реалиям дня. И это главное его достоинство. Ведь не менее 30 процентов пострадавших, даже умирающих, можно спасти, если бы непосредственно на месте происшествия им своевременно и правильно оказать первую помощь. Мы все - буквально все - должны научиться ее оказывать.
Должны. Вот упал человек. Ему плохо. Что делать?
Валерий Вечорко: Что понимать под словом "плохо"? Потерял сознание или побледнел? Если человек упал, то почему он упал? И угрожает ли вам, именно вам, опасность. Например, человек упал от духоты в помещении? Или распространился угарный газ? Потому что если и вам станет плохо, то уже ни вам, ни человеку, которому первому стало плохо, никто не поможет.
Далее. Человек дышит или нет? Для проверки дыхания следует наклониться щекой и ухом ко рту и носу пострадавшего. И в течение 10 секунд попытаться услышать его дыхание, почувствовать выдыхаемый воздух на своей щеке, увидеть движения грудной клетки у пострадавшего. Если человек не дышит, надо сделать так, чтобы он задышал. Если не бьется сердце, нужно его запустить. Если идет кровь, остановить.
Без грамотной первой помощи не обойтись! Ее главная цель - уменьшить страдания человека, стабилизировать его состояние, минимизировать ущерб для здоровья. И оказать ее может любой человек, который в критический момент находится рядом с пострадавшим и знает, что нужно делать.
Да, для полицейских, пожарных, сотрудников ГИБДД, МЧС, военнослужащих это служебная обязанность. Но время диктует: надо, чтобы ее умели оказывать и те, для кого она таковой не является. Ведь практически 25% всех смертей в ДТП происходит из-за того, что до приезда скорой не была оказана первая помощь. Причем цифры приблизительно одинаковы для всех чрезвычайных ситуаций: 60-65% пострадавших нуждаются в первой помощи, а оказывается она лишь в 2% случаев. Для того чтобы изменить эту ситуацию, повысить шансы пострадавшего, и был разработан проект нового Порядка ее оказания.
Человек, готовый до приезда врачей оказывать помощь, должен устно сообщить о своем намерении. Он может сам вызвать скорую, а может попросить об этом другого участника оказания первой помощи. Новые правила коснулись и базовой сердечно-легочной реанимации. Конкретнее? Пострадавшего следует переместить на ровную твердую поверхность, сделать непрямой массаж сердца или искусственное дыхание, использовать дефибриллятор при наличии такового.
Согласие пострадавшего теперь необязательно? Ведь порой его и получить невозможно из-за его состояния.
Валерий Вечорко: Да, первую помощь теперь можно оказывать и без согласия пострадавшего. Это позволяет не терять драгоценные секунды, если, например, пострадавший без сознания и просто не в состоянии выражать согласие на искусственное дыхание или наложение повязки. Исключение составляют случаи, когда больным или пострадавшим (либо одним из родителей или законным представителем) до начала оказания первой помощи был выражен отказ от нее.
Откуда почерпнуть эти знания? Все наши горячие призывы по поводу обучения могут оставаться лишь благими пожеланиями. Не более того!
Валерий Вечорко: Но совет все равно один: необходимо, можно сказать, поголовное обучение правилам оказания первой помощи. Тем более что эти правила и навыки несложные, доступны каждому.
Но уровень культуры ее оказания оставляет желать...
Валерий Вечорко: И от внезапной остановки сердца в нашей стране каждый год погибает около 300 тыс. человек. Многие умирают, находясь в общественном месте, потому что им не дали шанс сохранить жизнь: не попытались восстановить сердечную деятельность, сделать непрямой массаж сердца, не дожидаясь приезда скорой. Потому-то так важно повсеместное обучение.
В РУДН, например, разработаны образовательные программы по первой помощи с учетом рекомендаций минздрава. Они рассчитаны на людей, обязанных и имеющих право оказывать первую помощь, и включают в себя инновационные технологии, дистанционное, очное обучение практическим навыкам ее оказания. Такое проводим и мы на нашей кафедре скорой и неотложной медицинской помощи РНИМУ, которой я заведую. И это не должно быть исключением. Убежден, подобные программы должны действовать при крупных лечебных учреждениях, не только научно-исследовательских, но и при обычных больницах.
Это об обучении людей, имеющих отношение к медицине, спецслужбам. А где обычный гражданин может получить такие знания, навыки?
Валерий Вечорко: Это взаимосвязанные вещи. Возможность пройти такие курсы есть почти во всех региональных отделениях Красного креста, МЧС, Федеральной противопожарной службы, в медицинских вузах и колледжах. Начинать же нужно со школьной скамьи. Эксперты предлагают проводить всероссийскую олимпиаду школьников по первой помощи. Есть планы обучать школьников первой помощи в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности". Звучат предложения о создании в российских школах внеурочного курса по данной теме. Такие знания очень полезны и точно никогда не помешают. Никто не застрахован от экстренных ситуаций, и может случиться так, что первая помощь понадобится не случайно оказавшемуся на пути незнакомцу, а вашему близкому человеку.