Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета проходит в столице уже в шестой раз, а в феврале он, как известно, переедет из Москвы в Сочи - и там его уже ждут. Нет никакого преувеличения в том, что фестиваль уже не первый год становится событием заметным и значительным. В музыкальной жизни, в театральной. Кто его герои, зрители, участники? Как ни удивительно, здесь все - ценители прекрасной музыки и тонкого, глубокого театра. В афише необычные спектакли и концертные программы - в этом году, как всегда, есть и мировые премьеры.
На открытии в Концертном зале Чайковского объединились вдруг, при всем различии традиций, коллективы двух столиц - оркестр Петербургской филармонии с оркестром "Новая Россия". И в этом тоже миссия Башмета: паромщиком цивилизаций соединять все берега. Случайно ли в его Всемирном юношеском оркестре вместе - музыканты из разных, кажется, непримиримых стран. Так что и разговор "РГ" с маэстро, разумеется, не может обойтись без этой темы счастья - счастья объединять.
Специально ради того, чтобы концерт в "Зарядье" состоялся, мы передвинули сроки Фестиваля искусств в Ярославле - обычно 9 мая мы встречали там. И там же я впервые прошел в "Бессмертном полку" - тем, кто придумал в свое время эту акцию, надо памятник поставить при жизни. Это мощно, эмоционально. И опять же - как же тепло на сердце, когда видишь молодых людей, детей, которые несут портреты своих прадедов.
Помню, когда мне уже назначили концертную ставку и я уже встал на ноги, я попросил родственников дипломатично объяснить деду, что денег больше высылать не надо, что пора под старость и о себе подумать, чтобы не сводить концы с концами. И вот однажды все большое семейство Башметов собралось во Львове за праздничным столом, и родной брат деда говорит: "Боря, и зачем ты до сих пор отправляешь Юре деньги в Москву - он же кончил консерваторию!". Дедушка взял паузу, а потом веско сказал: "Консерваторию он кончил - а кушать еще нет".
Такие были люди: ничего - себе; последнее - отдать, кому нужнее.
В той войне, замечу, мы тоже своих целей добились.
А есть, например, "Сказ о Борисе и Глебе" - это абсолютно уникальный жанр, придуманный Александром Чайковским. Там и балет, и несколько хоров, и драматический актер, и главное - гармоничное сплетение симфонического оркестра и оркестра народных инструментов. Никто в мире ничего подобного никогда не делал.
Но это не все. Есть на нашем фестивале еще спектакли-концерты. К таким относится, например, "Шекспир. Шостакович. Гамлет" с Женей Мироновым. Есть оркестр и есть актер, который читает текст…
И вот Игорь Костолевский, с которым я давно дружу, предложил сделать что-то подобное по рассказу "Голубое и зеленое" Юрия Казакова. Я согласился. Правда, когда мы обсуждали эту идею впервые, Игорь скромно умолчал имя режиссера, а я спросить постеснялся. Потом выяснилось, что это Марина Брусникина, с которой мы тоже давно знакомы и которая как раз ставила спектакль-концерт с Мироновым. Карты сошлись. Рассказ Казакова будет сопровождать музыка Цфасмана, Свиридова, Прокофьева, Малера, Грига. "Когда пришла к тебе любовь" - мне кажется, это должно получиться интересно.
Кстати спрошу: вряд ли до вас не доходили довольно скандальные пересуды, которые перевариваются в столичной театральной среде - причем, тут бурно обсуждаются известные театры, видные актеры, авторитетные руководители. Вы, как руководитель больших коллективов, находите для себя объяснение - кто и зачем чаще всего выносит сор из этих изб?
Юрий Башмет: Если переходить на личности - ответ будет ясен. Но главное: никогда не устраивает скандалы тот, кто безусловно признан и находится в прекрасной форме. Если человек понимает, что за ним, что бы то ни было, всегда останется его талант, его профессия - ему и мысли не придет враждовать или скандалить из-за конкретного театра, какой-то роли или потому, что кто-то высказал мнение, не совпадающее с твоим. Для того, кто удовлетворен своим "эго", - все это очень мелко… Что бы я мог посоветовать как музыкант? Слушайте и исполняйте классическую музыку - и с вами не случится такого безобразия.
Вот и вернемся к музыке. По традиции на завершающем гала-концерте фестиваля будет вручена премия имени Дмитрия Шостаковича, учрежденная вашим благотворительным фондом больше трех десятков лет назад. Лауреатами были и композиторы Александр Чайковский, Эдуард Артемьев, и кинорежиссер Никита Михалков… А кто заберет награду в этот раз?
Юрий Башмет: Ильдар Абдразаков. Мы с ним дружим…
Но вы ведь не за дружбу премию вручаете?
Юрий Башмет: Конечно, нет. Но с этим всегда была проблема. Вручаю Гергиеву - все говорят: ну они же друзья. Вручаю Мацуеву - те же разговоры. А что поделаешь, если я дружу чаще всего с людьми талантливыми. Вот и Ильдар - он заслужил абсолютно эту премию. Его любит весь мир, он объединяет культуры. Этой премией мы просто догоняем его славу. Вся суть награды - в имени Шостаковича, и это, мне кажется, даже не требует каких-то объяснений. Когда мы решили дать имя композитора премии, я поговорил с его вдовой Ириной Антоновной: она ответила - ура, прекрасно. С тех пор мы всегда старались, чтобы в списке лауреатов были только прекрасные люди.
Раз уж мы говорим о дружбе, о друзьях - поделитесь секретом: как нужно грамотно строить дружеские мосты? Вот в случае с "Оркестром двух столиц" - на концерте открытия фестиваля - вам это удалось?
Юрий Башмет: Я думаю, что мост в данном случае действительно построен. Несмотря на то, что совершенно разные школы у Москвы и Петербурга - я имею в виду подходы к тому, как владеть инструментом, как извлекать звук… Зато у нас абсолютно идентичная школа мышления - того, что модно сейчас называть менталитетом. Плюс сама классическая музыка, как бы банально это ни звучало, действительно объединяет.
Мне очень нравилось, что многие петербуржцы и москвичи, обсуждавшие за кулисами концерт, действительно подружились. Не благодаря мне - благодаря гению композиторов, чью музыку мы исполняли. Для меня важно, что концерт "Оркестра двух столиц" мы посвятили памяти моего друга Юрия Темирканова, который более 30 лет руководил питерским коллективом. При выборе программы я тоже отталкивался от предпочтений маэстро. Он очень любил исполнять "Ромео и Джульетту" Прокофьева и, конечно, Шестую ("Патетическую") симфонию Чайковского. Я тоже люблю это произведение - больше того, если бы не эта симфония, меня бы здесь и сейчас перед вами могло и не быть.
Что вы имеете в виду?
Юрий Башмет: Я, как многие советские мальчики, ходил в музыкальную школу, но и относился к ней как к "обязаловке". Пока однажды не услышал аккорды Шестой симфонии. После чего я ночь не мог уснуть и твердо решил - заниматься академической музыкой и ничем больше.
Правда, надо признаться: одно дело - любить, другое - исполнять. Вот предложили бы мне собственный концертный зал, десять миллиардов денег, чтобы только утром, днем и вечером я исполнял Шестую симфонию, - знаете, что бы я ответил? Лучше стоять с клошарами и просить подачки - потому что трижды в день исповедоваться невозможно. А исполнять Шестую симфонию - как исповедоваться. Она требует умереть и снова родиться. После нее отходишь несколько дней.
И таких произведений в мире немного. Может быть, Альтовая соната Шостаковича, из того же ряда - Концерт для альта Шнитке, симфоническая поэма "Стикс" Гии Канчели. Их на одном профессионализме не вывезешь - только полное подключение к авторской мысли… В этом плане, "Оркестру двух столиц" удалось, если не "прочитать" по-новому Шестую симфонию, то многое в ней увидеть свежим взглядом. И в этом тоже было событие - значит, все не зря.
Планируете повторить этот опыт?
Юрий Башмет: Да, в следующий раз дадим концерт уже в Петербургской филармонии. Не знаю пока, что будем исполнять, но Шестую симфонию - точно.
А можете себе представить сегодня - допустим, "Новая Россия" и один из европейских оркестров также вместе, на одной сцене, исполняют того же Чайковского?
Юрий Башмет: В принципе это вполне реально - и наработки есть. До тяжелых времен мы делали подобное в Норвегии. Был подобный опыт и в Китае… И раз уж все равно говорим о Чайковском, вспомнилось: за границей мне однажды показали копию записки Петра Ильича, в которой он заметил, что для исполнения его Серенады для струнного оркестра требуется не менее восьми контрабасов. У нас это произведение фирменное, я его с "Солистами Москвы" по всему миру исполнял - а этого пожелания композитора не знал!
Век живи - век учись?
Юрий Башмет: Я вам даже так скажу: чем интереснее живешь - тем лучше здоровье. Конечно, настроение зависит от здоровья - но здоровье от настроения зависит сильнее. Так что надо с интересом жить… Что же касается сводных оркестров, здесь мы действительно можем служить примером всему миру. Чего стоит тот же наш Всероссийский юношеский оркестр, ставший уже федеральным?! Безусловно, от меня как от руководителя это требует много сил, но еще больше - приносит удовольствие. А сводный оркестр стран БРИКС? А Всемирный юношеский оркестр? А совместный проект с Белоруссией - когда мы создали Молодежный белорусско-российский симфонический оркестр?!
Объединять людей - это же счастье. Это дает ощущения верности выбранного пути. А путь тоже понятен - жить на своей Родине, быть полезным и не делать откровенных глупостей. Все больше тех, кто это понимает. Даже если молодежь уезжает по инерции в какие-то страны учиться - потом она чаще всего возвращается.
А если уезжают не на учебу - скажем, те же приевшиеся "релоканты", вы их ведь никогда не осуждали - по крайней мере, вслух…
Юрий Башмет: Я остаюсь при своем мнении: каждый волен поступать, как он чувствует. Осуждать тех, кто уехал, я не могу. Так же, как не могу сказать: кто кого больше жалеет - они меня или я их. У меня абсолютное ощущение, что мне их жалко больше… Знаете, я помню, как общался с Ростроповичем после того, как он уехал. И он мне признавался, что он там страдает. Мы же никогда не узнаем, что у человека на душе.
Может быть, тот, кто в Европе или в США нашел любовь и хорошую работу, сидит сейчас и думает: а вот бы мне сейчас все то же самое, но только дома. Наверняка есть и те, кто сейчас говорит: бедный Башмет, сидит сейчас и мучается! А я совсем не мучаюсь - я горжусь.
Каждый сам несет ответственность за свои поступки и собственное состояние души.
У вас целый год - ни отпусков, ни выходных. А что-нибудь в этом безостановочном потоке, плотном графике - запомнилось сильнее всего, растрогало, пришлось вам по сердцу?
Юрий Башмет: Можно называть события, которые мы уже упомянули - и премьеру "Соборян", и концерт-реквием в Петербурге, и фестивали по всей стране… Но я скажу о праздновании юбилея Александры Николаевны Пахмутовой в Большом театре. Совершенно потрясающе то, что за месяц до своего 95-летия она сочинила вальс и назвала его - вы только вслушайтесь - "Навстречу весне".
Повторяю - ей 95, я дирижировал этот вальс в Большом театре, была мировая премьера. С тех пор мы сыграли его уже не раз, и везде он принимается на ура. Это настоящий подарок всем нам. "Навстречу весне"…
Навигатор
Пять событий Фестиваля искусств Юрия Башмета в Москве
- Хоровая опера "Сказ о Борисе и Глебе" - 29 января, Концертный зал Чайковского
- Спектакль-концерт "Когда пришла любовь" - 1 февраля, Театр им. Гоголя
- La Stravaganza. Концерт итальянского ансамбля Soqquadro Italiano - 4 февраля, КЗЧ
- ВИОЛИНИССИМО. Концерт к 100-летию Леонида Когана на инструментах Страдивари - 5 февраля, КЗЧ
- Гала-концерт. Премия Шостаковича - 9 февраля, КЗЧ.
P.S.
Юрий Башмет 24 января отмечает свой день рождения. Редакция "Российской газеты" присоединяется к многочисленным поздравлениям, которые в эти часы поступают со всех столиц мира, и желает маэстро крепкого здоровья и достойных учеников.