Для многих жителей московского района Люблино ночка на четверг выдалась нервной. Несколько сотен гастарбайберов пытались штурмовать рынок «Москва». Люди скопились у трехметрового металлического забора, расшатывали ворота. Те скрипели, но держались.
- Собравшиеся что-то возбужденно кричали, стучали по решетке ограды, - рассказывает житель стоящей неподалеку многоэтажки Виктор. - Жутковато было. Казалось, что еще чуть-чуть и бойня начнется.
Из дверей ТЦ с безопасного расстояния выглядывали сотрудники ЧОП. Их было явно меньше. Спасало, что перебраться через высокий забор у штурмующих все никак не получалось.
В полиции поначалу заявили, что у сотрудников «Москвы» случился конфликт с местной охраной. На самом деле все сложней.
СОБРАЛИСЬ ЗА ПАРУ ЧАСОВ
Собравшиеся у рынка молодые люди требовали выдать им ЧОПовцев, которые вроде как забили до смерти грузчика.
- Человека жестоко избили прямо в комнате охраны, - заявил «Комсомольской правде» президент Федерации мигрантов СНГ Каромат Шарипов. - Избили так сильно, что он потерял сознание и перестал дышать. Охранники подумали, что парень уже мертв. Его замотали в какую-то материю и положили в мусорный контейнер у одного из выходов с рынка. Люди увидели, открыли тряпки, а там - окровавленный человек. Вызвали скорую помощь. Парня увезли.
Новость о парне, который теперь при смерти, быстро разнеслась по рынку через сарафанное радио. К 18.00 к ТЦ «Москва» стали съезжаться мигранты - этнические таджики с «Садовода» и других московских рынков, земляки и родственники пострадавшего. Но охрана уже закрыла территорию рынка, забаррикадировав все выходы. Около 20.00 число собравшихся у ворот достигло двух-трех сотен человек.
Кто-то крикнул:
- Тот парень умер!
Толпа забурлила с новой силой. В сторону рынка полетело все, что было под рукой - пластиковые бутылки с газировкой, камни.
В 21.00 к «Москве» начали стягивать полицию. Местные жители насчитали не меньше 25-30 полицейских машин и пять автобусов, на которых подвезли бойцов Росгвардии в полной амуниции. Людей в шлемах и бронежилетах пустили на территорию. Какое-то время они стояли за забором перед распаляющейся толпой. В мегафон просили разойтись. Но толпа и не думала.
- И вдруг начали стрелять, мы слышали - прям настоящие выстрелы, - говорит житель Люблино Александр Нуждов.
Позже источники в органах уточнят: стреляли в воздух, чтобы разогнать толпу.
Начались задержания. В автозаки засунули около тридцати самых активных участников «бунта». Остальные бросились врассыпную, рассредоточились по ближайшим дворам.
ГОРОД В ГОРОДЕ
В Сети пошли слухи, что с утра в четверг у ТЦ «Москва» на стихийный «митинг» снова начнет собираться толпа. Но в шесть часов гигантский рынок открылся как ни в чем не бывало. Огромные ангары заполнились продавцами и покупателями. Грузчики со своими тачками, уборщики с совками, «бомбилы» у входа - все на своих местах. Правда, у каждого входа ЧОПовцев гораздо больше обычного. Человек по пять. У одного даже автомат наперевес. На всякий случай.
По периметру - полицейские машины. На задворках - автозаки. Выборочная проверка документов. Проблемы с регистрацией - тут же «пакуют» в автобус с решетками на окнах. В четверг днем сюда снова стали подтягиваться мигранты, но усиленная охрана гастарбайтеров напугала, толпа быстро рассосалась по дворам.
Из всех столичных рынков «Москва» уступает по размерам разве что «Садоводу». Полностью огороженная территория. Собственная «полиция» - ЧОП. Несколько крытых площадок и основное здание: два этажа длинных торговых рядов, где можно найти все что угодно - от одежды до электроники. Поодаль - местные «административные» здания, огромные склады, гостиницы, общежития. Многим местным торговцам или разнорабочим даже нет смысла выходить за периметр рынка. Здесь все есть. Столовые, кафе, банки. Они здесь и живут, на территории. Город в городе. Государство в государстве.
Львиная доля владельцев торговых точек - граждане КНР, тягающие из Поднебесной дешевый ширпотреб, который всегда уходит на ура. Кто-то из китайцев и сам уже научился сносно говорить по-русски, кто-то по старой традиции нанимает в продавщицы русскоязычных женщин с Украины. Россияне среди хозяев торговых павильонов все-таки поменьше. Есть еще азербайджанцы, немного вьетнамцев.
Как-то исторически сложилось, что таджики в местной рыночной иерархии уже давно заняли место «обслуживающего персонала». В основном они здесь работают либо грузчиками - мотаются туда-сюда по территории со своими тачками, либо разнорабочими на складах, либо уборщиками.
По данным Федерации мигрантов СНГ, на «Москве» работает около 8 тысяч граждан Таджикистана. Всего на крупных рынках столицы, включая «Садовод», около 60 тысяч только таджиков.
ОТКАЗАЛСЯ ПЛАТИТЬ СУТОЧНУЮ «ДОЛЮ»?
У входа на рынок мнется двое тачечников-таджиков - ждут клиентов. Разговорились. Избитого парня зовут Навруз Каримов. Ему 27 лет. На рынке никто толком так и не знает - умер он на самом деле или выжил. Позже появится официальная информация: пострадавший провел в реанимации несколько часов и был переведен в общую палату.
- За что его избили? - спрашиваю.
По версии грузчиков, это все из-за клиента. Мол, Навруз ему несколько тюков с товаром на тачке подвез, а тот отказался платить.
- Он всего-то просил 400 рублей! - рассказывают. - Это нормально. Это минимум.
Говорят, якобы грузчик начал громко возмущаться. Предприниматель обратился за помощью к охране. Работягу увели в «офис» и там избили.
- А охранники сами откуда?
- Да они такие же мигранты, как и мы. В основном там граждане Украины и Молдавии.
А вот по версии главы Федерации мигрантов СНГ Каромата Шарипова, сотрудники охраны якобы пытались выбить из грузчика свою суточную «долю».
- Грузчики, чтобы не потерять место, вынуждены всем платить, - говорит Шарипов. - Хотя у всех есть патенты и они имеют полное право работать на территории России. Для начала за каждый рабочий день он отстегивает «бригадирам» - они тоже граждане Таджикистана, на рынке их работает около двадцати человек, они «смотрящие» за таджиками, у каждого свой участок. Охране тачечники тоже вынуждены платить. Плюс - за аренду самой тачки. Человек с 6 часов утра до 6 часов вечера (время работы рынка, - Авт.) на ногах. Но большую часть своего заработка вынужден отдавать другим людям.
В полиции после «люблинских событий» завели сразу два уголовных дела. Одно - по статье «Побои» (это до 2 лет лишения свободы). Следователи теперь выясняют, кто же в итоге избивал грузчика, для этого в том числе будут изъяты записи с камер видеонаблюдения на территории ТЦ. Самого Навруза Каримовауже допросили. Второе дело - по факту «группового нарушения правопорядка». По официальным данным, в районные отделы полиции в итоге доставили более 90 человек. После проверки некоторым из них могут быть предъявлены обвинения по статье «Хулиганство». А это при данном раскладе («организованной группой», «с сопротивлением представителю власти») тянет на срок до 7 лет.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
«Черкизон» никуда не делся»
В последние несколько лет мигранты из Средней Азии становятся в Москве новой организованной силой. «Звоночков» было предостаточно. Один из самых резонансных - побоище на Хованском кладбище. Местный директор привел толпу кавказцев, чтобы заставить разнорабочих-таджиков работать на своих условиях. В течение двадцати минут у кладбища собралось около двухсот уроженцев из Таджикистана - стоило только совершить пару звонков на близлежащие рынки. В ход пошли бейсбольные биты, металлические пруты, травматика. Погибли три человека. И вот новая демонстрация силы. И тоже - за какой-то час у рынка собралась большая толпа.
- Это очень тревожный симптом. И да, уже не первый, - говорит начальник сектора демографии Российского института стратегических исследований при Президенте РФ Игорь Белобородов. - Боюсь, если продолжать игнорировать проблему миграции и не контролировать потоки, погромы в Марселе и других городах Европы нам вскоре могут показаться детским лепетом.
- 8 тысяч этнических таджиков работают на одном рынке. Большинство здесь и живут. И никакой интеграции. Это опасно?
- Меня беспокоит наша поверхностная имитация работы. Вот, несколько лет назад закрыли Черкизовский рынок. Но ведь смысловой «Черкизон» никуда из Москвы не делся. Он как раз процветает в таких общинах. Порочна сама практика, когда мигрантам создают все условия, чтобы они вращались только в своей среде. Все делает непродуманно. Нужно разбавить эту массу, провести квотирование - договориться об этом с самим рынком. Я совершенно не понимаю, почему рабочие места этих граждан Таджикистана не могут занимать жители Донбасса, которые массово мигрируют в Россию? Почему не рассредоточить массу выходцев из одной страны, вместо того чтобы создавать этнические гетто?
- Но в России ведь есть квоты.
- У нас есть общее квотирование для каждого региона, но без учета культурной специфики приезжающих. А нам как раз надо, как в Канаде и Скандинавии, квотирование по профессиональному признаку и по этнокультурному. И это гораздо важнее всех экономических соображений. Сейчас такого инструмента нет. Любая договоренность будет носить формальный характер. Поэтому нам необходимо в срочном порядке устранять избыточную миграционную массу, заменять их более комплиментарными мигрантами или местными жителями.
- То, что произошло в ТЦ «Москва» - это стихия или кто-то пытался управлять процессом?
- Не так давно люди схожего типа митинговали у посольства Мьянмы. Это прошло без всяких санкций, при абсолютном попустительстве правоохранительных органов. Идет тестирование силовиков на профпригодность, тестирование на пресловутую толерантность. Только этот термин часто неправильно трактуется. Это биологический термин. Он означает отсутствие у организма иммунитета к любым внешним инфекциям. Для нас это проверка на слабость.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
«Нельзя допускать создания гетто»
- Как мы видим, все последние массовые драки - когда с каждой стороны собираются по сотне человек - происходят с участием приезжих из Средней Азии, - говорит исламовед Роман Силантьев.
До «Хованщины», кстати, были и другие показательные случаи. На северо-востоке Москвы среднеазиаты-рабочие избили работодателей-кавказцев. Потом еще была массовая драка, когда на стройке Москва-Сити с арматуринами и лопатами бросились друг на друга выходцы из двух разных среднеазиатских республик. Пока мигранты выясняют отношения с другими гастарбайтерами.
- Вражда между ними может выплеснуться на наши улицы, - говорит Силантьев. - Но пока приезжие из Средней Азии не представляют совокупность сил. Между диаспорами отношения зачастую очень напряженные. Классический пример - трения между киргизами и узбеками (эхо межнациональных столкновений 1990 и 2010 годов на юге Киргизии с сотнями убитых гражданских с обеих сторон, - Авт.). Пока это не единая сила, пусть даже и объединенная исламом. Эти люди к разным направлениям ислама относятся. У них зачастую свои духовные лидеры, между собой не дружащие.
Мы можем гордиться, что у нас пока нет полноценных гетто, как в Западной Европе. В Париже есть такие районы, это бельгийский Моленбек, целые города в Великобритании, где большинство населения не коренные англичане. Там люди живут в параллельном мире. Власти на эту территорию не суются. И это идеальные рассадники экстремистов. В Москве таких полноценных районов-гетто нет, но есть места, имеющие признаки гетто. Помните, в Бирюлево у нас был рынок? Из-за некомфортной обстановки цены на недвижимость падали, и в район активно стекались приезжие. Конечно, геттоизации допускать нельзя. Нужно что-то делать.
ВОПРОС ДНЯ
Как решать подобные проблемы в мегаполисе?
Роман СИЛАНТЬЕВ, исламовед:
- Преступил закон - депортировать за его же счет. Такая методика работает в Эмиратах и Катаре. Хочешь зарабатывать - пожалуйста! Но только нарушил закон - пакуй чемоданы и готовь деньги! Нечем платить за билет? Будешь отрабатывать, пока не накопишь нужную сумму.
Максим ШЕВЧЕНКО, телеведущий:
- Конфликт начали охранники. Таджики не виноваты - они пришли заступиться. По отношению к человеку была проявлена несправедливость, и не важно, какой он национальности. Такие проблемы возникают из-за того, что человек по закону не мог защитить свои права. Это вопросы к власти: почему у нас масса людей работает в рабских условиях, у них проблемы с документами и зарплата идет вчерную?
Виталий МИЛОНОВ, депутат Госдумы:
- Нужно фильтровать въезжающих к нам. Пусть покупают страховку - она должна покрывать расходы по выдворению мигранта-нарушителя. И сразу все горячие головы останутся за бортом. А тех, кто затеял драку ночью, нужно жестко проучить. Все должны знать, что аульные методы в России не работают. Посадить всех в вагон и сгрузить на границе.
Рустам ТАПАЕВ, председатель Союза чеченской молодежи:
- Все нужно делать по закону. Здесь охранники превысили свои полномочия. И мужчине нужно было идти и писать на них заявление в полицию. Не важно, нелегал он или гражданин России. Закон должен защищать всех. А его друзья поступили неправильно.
Егор ХОЛМОГОРОВ, публицист:
- Визовый режим со странами Средней Азии. Мигрантов сюда нужно не допускать. Безумную миграционную политику России, которую мы проводили два десятилетия, необходимо сворачивать. У нас и так накопилось в стране немало взрывоопасных, чуждых нам по культуре людей.
Владислав ДЕЖНЕВ, маркетолог:
- Иначе им себя не защитить. Приезжий - самый бесправный человек в стране. Одному Богу известно, сколько их гибнет на стройках и от болезней. И мигрантов списывают как без вести пропавших. Только объединившись, они могут выжить.
Алла, читательница сайта KP.RU:
- У нас возле дома целое общежитие мигрантов. Вечером ходить страшно, все знают, что они там живут. Но никто ничего сделать не может.