Поздно ночью, когда все закончилось и улицы окончательно опустели, мы сидели со знакомыми болельщиками возле гостиницы и пытались найти ответ на один вопрос: зачем? Зачем испанская полиция все это делала?
Большие проблемы могли начаться еще днем, на матче молодежных команд. Вряд ли испанцы ожидали, что на окраину Севильи приедет почти тысяча человек. Но в этот день для подавляющего большинства из них матч молодежки был единственной возможностью посмотреть футбол с трибуны.
Играли на базе "Севильи", на небольшом стадионе. Примерно половину центральной трибуны заняли болельщики "Спартака" – встали под полуденным солнцем и, зарядив первую песню, не умолкали до финального свистка.
Матч получился огненным – вы видели, как "Спартак" отыгрался, как вратарь Максименко выяснял отношения с соперниками, как красно-белые устроили супершоу, рухнув в самом конце всей командой на газон – в насмешку над тем, как тянула время "Севилья". И главный момент игры – ликование фанатов и футболистов, такое же, как у взрослого "Спартака" в конце прошлого сезона.
Именно болельщики зарядили игроков на отличную концовку – об этом потом нам скажет Максименко.
Уже там, на базе "Севильи" полиция себя вела достаточно жестко. Болельщиков тщательно обыскивали, с некоторых без объяснения причин снимали атрибутику. Везение, что драка футболистов случилась на противоположном конце поля, иначе бы подключились и фанаты – и тогда конец. И все же тяжелой артиллерии в виде конной полиции и отрядов в броне не было, потому, наверное, все и закончилось спокойно. Кстати, некоторые болельщики хотели после третьего гола "Спартака" выбежать на поле, но остановили свои же.
Те же люди поехали вечером к стадиону "Рамон Санчес Писхуан". И уже за пару часов площадь перед главной трибуной, где заходят игроки и находятся вип-входы, оккупировали русские болельщики.
Не было никакого криминала, никто ничем не кидался, на испанцев не бросался, да и попыток прорваться сначала не было. Но полиция решительно пресекала даже намеки на какую-то активность.
Зачистила площадь для автобусов с командами.
Потом еще раз зачистила после того, как какой-то испанский дедушка провел одиночный пикет против российской власти.
И, наконец, уже перед самой игрой службы безопасности зачем-то решили закрыть ворота перед носом спартаковских болельщиков – в тот момент, когда люди подошли поближе, чтобы услышать гимн Лиги чемпионов.
А чуть ранее я стал свидетелем, как двух вполне спокойных и приличных россиян с билетами не пустили на центральную трибуну. Притом, билеты у них были настоящие и не именные на кого-то другого. Ребята на всякий случай даже надели шарфы "Севильи". Но стюарды поняли, что это русские (болельщики что-то не поняли, когда к ним обратились по-испански), и их просто развернули. По национальному признаку.
Если русский – то нельзя.
Я выхожу на улицу и догоняю ребят. Они рассказывают, что билет им помог купить испанский друг. По себестоимости – 50 евро. У одного билет отняли стюарды, второй свой сохранил и пытается зайти еще раз, через другой выход. Его инструктирует несколько человек, и урок усвоен! Со второй попытки болельщик под прикрытием все-таки заходит. Один он привлек гораздо меньше внимания. Этот момент, кстати, попадает в прямой эфир в Фейсбуке "СЭ".
Многочисленные и бессмысленные маневры испанской конной полиции постоянно обостряют обстановку. Где-то за полчаса до матча люди постепенно уходят с площади – искать кафе и бары с трансляцией. Но это не успокаивает полицейских.
Остается совсем немного болельщиков, некоторые подходят к открытым воротам послушать гимн ЛЧ. Их начинают оттеснять – слово за слово со стюардами и полицейскими, и ворота закрываются, на всякий случай. И вот, первый акт агрессии со стороны фанатов – с той стороны они начинают прорыв – кто-то лупит по железной двери, другие пытаются протиснуться в щель. Не получается.
Когда я снимаю видео этого момента, ко мне подходит офицер и грубо велит прекратить. Я ему говорю, что это моя работа. В ответ он срывает с шеи аккредитацию. При помощи двух других выталкивает меня со стадиона. Спорить бесполезно, пресс-офицера УЕФА рядом нет.
Делать нечего – иду искать телевизор, как и сотни болельщиков до этого. Иду и понимаю, что красно-белые делают эту часть Севильи маленькой Москвой. В каждом кабаке – наши. Мы вместе видим, как забивают испанцы, радуемся, когда оживает "Спартак", ликуем после гола Зе Луиша. А после финального свистка идем обратно к стадиону.
Там вроде бы обстановка нормальная. Снова все смешались на площади. Люди, которым повезло попасть на матч, рассказывают, как это было. Делятся впечатлениями с остальными. А некоторые меняются шарфами с болельщиком "Севильи".
Счастливая концовка – но нет.
Болельщики хотят похлопать футболистам, проводить автобус – все как обычно. Да, почти все смотрели игру по телевизору, и результат так себе, но никто не винит команду. В этот день и в самом деле один за всех и все за одного.
Но вновь жестит полиция – грубо оттесняет людей подальше от стадиона. Подгоняя словами и пинками. Когда кто-то выражает недовольство по-русски, полицейские достают дубинки. Удар, еще удар – испанцы бьют хлестко и с оттягом. И, конечно, не разбираясь. За что? Почему?
Один парень падает на асфальт – его ударили по голове. С полминуты лежит без сознания, а когда приходит в себя, народ еще получает несколько ударов – в ответ на требования вызвать скорую помощь. Врачи так и не появятся, а полиция будет спокойно смотреть, как человек, пошатываясь, еле встает на ноги.
Столкновение вызывает желание поговорить о политике. "Каталония! Каталония!" – вот что теперь кричат болельщики полицейским. Фанатов уже совсем мало, закидывать полицию бутылками не решаются, а словами – пожалуйста. Но острая тема не трогает бойцов – они и так уже отправили в нокдаун несколько русских, и кто-то, кажется, понимает, что переборщил.
Русские долго зла не держат. Они приехали на край Европы, не попали на матч, получили дубинкой по голове – а все равно весело и необычно. Этот выезд запомнится навсегда. Даже несмотря на поражение команды.