Образ Робин Гуда формировался в британском общественном сознании на протяжении нескольких веков. Разные поколения историков, литераторов и исследователей, обращавшихся к этому образу, наделяли его порой противоположными и противоречивыми чертами, которые отвечали настроениям и чаяниям разных эпох.
В предисловии к одному из отечественных изданий баллад о Робин Гуде (вышедшему в 1919 году под редакцией Николая Гумилёва) Максим Горький пишет, что Робин Гуд жил в конце XII века, когда «в Тирвудском (sic!) лесу укрывались остатки старинного населения Англии — саксы, только что побеждённые норманнами, выходцами из Франции». По Горькому, Робин Гуд был сакс, и «самые старые, а следовательно, самые достоверные, баллады говорят, что он человек крестьянского рода». Горький, скорее всего, следует здесь популярной — и скорее всего, ошибочной — версии Вальтера Скотта. Она, в свою очередь, была основана на теории, выдвинутой в XVI веке шотландским историком и философом Джоном Мейджором. Согласно ей, Робин Гуд действительно жил во второй половине XII века, был современником Ричарда Львиное Сердце и Иоанна Безземельного и боролся против их сторонников. Однако эту версию опровергают мелкие, но важные исторические детали, например, упоминания о соревнованиях по стрельбе из лука, которые в Англии стали проводиться только в XIII веке.
Особый зелёный. Цвет одеяния Робин Гуда не просто зелёный — в английской классификации цветов это Lincoln green («линкольнский зелёный»), особый цвет ткани, которого достигали ткачи из города Линкольн, смешивая синий краситель, получаемый из растения вайды красильной, и жёлтый на основе резеды или дрока.
Если в ранних балладах Робин Гуд называется крестьянином или йоменом, то есть мелким землевладельцем, то впоследствии его называют «дворянином вне закона» и уже возводят то к аристократам — нормандскому графу Ранульфу Честерскому или графу Дэвиду Шотландскому (Хантингдону), то к вернувшемуся из похода на Святую землю крестоносцу, обнаружившему свои владения захваченными шерифом Ноттингема, то в крайнем случае к беглым вассалам мятежных местных графов и других феодалов. Все эти позднейшие версии хронологически относят время жизни героя уже к XIII веку.
В общей сложности британские исследователи исторических и литературных источников насчитывают как минимум восемь основных версий происхождения образа Робин Гуда, как индивидуальных, так и собирательных.
Место рождения Робин Гуда обозначено в самом начале одной из баллад: «В весёлом графстве Ноттингам родился Робин Гуд, и милый город Лексли был сперва его приют».
Городок Лексли, а точнее Локсли, которого нет на современных картах, дал жизнь ещё одному имени героя — Робин из Локсли — и дополнительные варианты его жизнеописаний.
Смерть Робин Гуда описана в нескольких балладах. В одной из ранних, известной под названием «Малая жеста о Робин Гуде» (A Gest of Robyn Hode), говорится, что он умер в местечке Кирксли от рук безымянной монахини и сэра Роджера Донкастерского. В более поздней балладе «Смерть Робин Гуда» (Robin Hood's Death), которая стала источником ныне канонической версии гибели героя, приводятся дополнительные подробности его кончины и того, как он выбрал место для своего погребения с помощью выстрела из лука (спойлер: первая стрела ослабевшего и утратившего меткость Робин Гуда попала в реку, поэтому пришлось стрелять повторно). Предполагаемая могила разбойника расположена в 650 метрах от сохранившихся до наших дней построек бывшего Кирклейского аббатства в графстве Уэст-Йоркшир, но настаивать на её аутентичности не берутся даже самые заядлые поклонники Робин Гуда.
Первая баллада. Самый ранний сохранившийся до наших дней текст баллады о Робин Гуде — это «Робин Гуд и монах» (Robin Hood and the Monk). Он был написан во второй половине XV века и хранится в библиотеке Кембриджского университета.
Национальность нашего героя тоже не сразу стала достоянием общественности. Дело в том, что первые письменные упоминания о Робин Гуде встречаются не в английских, а в шотландских источниках XV века, когда они обращаются к описанию событий конца 1200- х годов и в один голос уверяют, что Робин Гуд и его сподвижник Маленький Джонжили «изгнанниками в лесной чащобе» и «лихое устроили братство».
Но вышеупомянутый Джон Мейджор в своей «Истории Великой Британии» (1521) назвал Робин Гуда англичанином: «В то время, как я полагаю, жили знаменитые разбойники, англичанин Роберт Гуд и Маленький Джон, которые подстерегали в лесной чаще путников, но отбирали добро только у тех, кто был богат... Разбойные дела этого человека достойны осуждения, но из всех разбойников он был самым гуманными благородным…»
Налог Робин Гуда. В 2010 году в Великобритании на волне мирового экономического кризиса стартовала мощная общественная кампания за введение «налога Робин Гуда» (Robin Hood Tax) на финансовые транзакции, который впоследствии был в модифицированном виде внедрён на международном уровне.
Образ Робин Гуда сделался популярным у простого народа в то же время, в XV–XVI столетиях, в нём отразились недавние на тот момент социальные возмущения и религиозные конфликты, прежде всего восстание Уота Тайлера (1381 год). Второе рождение образ пережил в начале XIX века, в эпоху романтизма, и снова в Шотландии, когда благодаря Вальтеру Скотту и его роману «Айвенго» образ Робин Гуда ещё более мифологизируется и становится символом не только социальной, но и политической борьбы.
Шериф, дева и разбойники
В балладах о Робин Гуде, как и в любом другом эпосе, сложилась целая вселенная персонажей, которые сопровождают главного героя, помогают или противостоят ему, делая его образ более объёмным и живым. Обратимся к самым главным из них.
Шериф Ноттингема
«Шериф надменный был мрачней бессолнечного дня».
Главный антагонист Робин Гуда упоминается в текстах баллад чаще остальных персонажей. Между ними идёт постоянная борьба. Самыми характерными чертами шерифа являются его гордость и надменность. Между тем, согласно историческим данным, постоянная должность шерифа появилась в Ноттингеме не ранее 1449 года, когда городу была пожалована грамота, предоставившая его жителям выбирать органы местного самоуправления. Поэтому, вероятнее всего, в образе одиозного шерифа был увековечен наместник непопулярного в народной памяти принца Джона, жившего в XII веке, или его последователи.
Сэр Гай Гисборн
«Я живу в горах, чтоб Робина поймать, и кличут Гай Гисборн, когда хотят меня позвать».
Гай Гисборн, которого некоторые исследователи называют рыцарем и даже вассалом ноттингемского шерифа, впервые упоминается в 1475 году, а окончательный вариант основной баллады с его участием — «Робин Гуд и Гай Гисборн» — сформировался не ранее 1650 года. Скорее всего, изначально Гисборн выступал в качестве нанятого шерифом наёмного стрелка-убийцы, и лишь поздние легенды превратили его в собирательный образ рыцаря-феодала, грабителя-стяжателя и оппонента народных свобод и прав человека.
Маленький Джон
«Пускай Джон Маленький придёт, нет юноши милей. Всех лучше может веселить он шутками гостей».
Имя Джона Малыша, верного, но часто своенравного соратника Робин Гуда, исследователи пытались трактовать по-разному, объясняя и как ироническое прозвище могучего верзилы, и как результат обыгрывания имени Джон Литтл. Историческим прототипом его может считаться реально существовавший разбойник Джон Ле Литтл, действовавший во времена короля Эдуарда II в первой половине XIV века в окрестностях Уэйкфилда в Йоркшире. Как ни странно, там же и тогда же обитал некий Роберт Худ, служивший мятежному графу Томасу Ланкастеру и ушедший в лес после казни своего господина.
Брат Тук
«Был у стрелков надёжный друг, отчаянный монах».
Брат Тук, якобы происходивший из Фаунтинской обители цистерцианцев в Северном Йоркшире или бенедиктинского монастыря Святой Марии в Йорке, появляется в нескольких пьесах, прежде чем стать главным героем баллады «Робин Гуд и отчаянный монах» (1621). Образ странствующего или беглого монаха, а также его препирательства и схватка с Робином у брода уходят корнями в мифологическое прошлое. В балладе брат Тук также превосходит Робина по стрелковой практике («Он любого превзойдёт и глазом, и рукой»).
Уилл Скарлет
«А Скарлет убегал пешком среди камней и пней, его преследовал шериф со стражею своей».
В разных балладах он фигурирует то как Скейтлок, то как Скедлок, то как Статли, но всё это один и тот же персонаж, а не разные, как иногда полагают. Впервые он упоминается в «Малойжесте о Робин Гуде». По сравнению со своими «лесными братьями», которые в большинстве своём мужчины средних лет, Уилл часто изображается молодым, едва ли не тинейджером. Он горяч и вспыльчив, но при этом элегантен, любит красивую одежду, особенно сделанную из яркого красного шёлка.
Дева Мэриан
«И мила, и стройна, была краше она королевы Елены самой».
Возлюбленная (и по некоторым версиям — жена) Робин Гуда. В ранних историях она пастушка или просто деревенская жительница, а в более поздних — дворянка. Её участие придаёт легендам элемент мелодрамы, поскольку она является предметом любовного интереса не только Робин Гуда, но и его главного врага — Гая Гисборна.