Индекс Минэка "спрос-запрос", который ведомство разработало для оценки потребительского спроса россиян, в июле, по предварительным данным, показал самое высокое значение за последние три года, указано в последнем обзоре ведомства по экономике. Это говорит о полном восстановлении потребительской активности россиян с 2014 года, считают эксперты. Вместе с тем спрос во многом приобретает кредитный характер - население активно тратит на покупки уже не только сбережения, но и заемные средства. Самыми распространенными покупками в кредит летом стали услуги туристических и свадебных агентств, а также автомобили.
Показатель "спрос-запрос" - оперативный индикатор потребительской активности населения, пояснили "Известиям" в пресс-службе Минэкономразвития. Он основывается на интернет-запросах по различным товарным группам и услугам.
По предварительным данным июля, индекс "спрос-запрос" достиг максимума с начала 2014 года (107,1 пункта), что свидетельствует "о продолжающейся тенденции постепенного восстановления потребительского спроса", указал МЭР в своем обзоре.
- Рост индекса в июле был обусловлен в большей степени увеличением количества поисковых запросов по непродовольственным товарам (запросы по автомобилям, телевизорам, косметике, бытовой технике, мебели), - пояснил "Известиям" представитель министерства.
По последним данным Росстата, оборот розничной торговли во втором квартале вырос на 0,7% по сравнению со вторым кварталом 2016-го. Примечательно, что помесячно весь прошлый год и первый квартал текущего оборот розничной торговли снижался. В прошлом году он упал на 4,6%. По оценке Минэка, повышению показателя помогает рост кредитной активности россиян. По данным ЦБ, в первом полугодии объем выданных физическим лицам займов вырос на 3,8%, до 11,2 трлн рублей, причем увеличились все группы потребительских ссуд.
Несмотря на рост кредитной активности, рисков надувания "пузырей" на кредитном рынке сейчас не видят ни в ЦБ, ни в МЭР. По данным министерства, кредитная нагрузка населения составляет около 20% и не превышает значений 2013 года.
Опрошенные "Известиями" банкиры также фиксируют рост кредитной активности россиян.
- В июне-июле люди брали онлайн-кредит в среднем на сумму 100 тыс. рублей, и первой категорией трат становились услуги туристических или свадебных агентств, - рассказал "Известиям" вице-президент Промсвязьбанка Алгирдас Шакманас.
Главный аналитик Бинбанка Наталья Ващелюк добавила к этому списку и покупку автомобилей в кредит.
- Рост автокредитования происходил в условиях оживления автомобильного рынка: так, по последним данным АЕБ, в январе-июле по сравнению с соответствующим периодом прошлого года продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей увеличились на 8,5%, - рассказала она.
В Бинбанке ожидают, что во втором полугодии положительная динамика потребительских расходов сохранится и в условиях более низких процентных ставок и снижения общего уровня неопределенности можно рассчитывать на продолжение роста розничного портфеля. По итогам года, по оценкам Натальи Ващелюк, он можетувеличить-сяна5-6%.
Уровень доходов населения растет, поэтому можно рассчитывать на то, что будет расти и потребительский спрос, согласна руководитель службы розничного кредитования банка ВТБ Лилия Фомина. В беседе с "Известиями" она также отметила тенденцию роста портфеля кредитных карт в ВТБ (19,5 млрд рублей на 1 июля - рост на 5% с начала года) и активное рефинансирование населением ранее взятых необеспеченных ссуд (результат первого полугодия уже превысил объем за весь предыдущий).
Как отмечал ЦБ в своем августовском комментарии по экономике, повышение потребительской активности привело не только к увеличению оборота розничной торговли, но и к росту спроса на импортную продукцию через прямые покупки за рубежом или интернет-магазины. Повышение оценки спроса во втором квартале стало для ЦБ также причиной пересмотра в сторону увеличения прогноза по росту ВВП.
ФАС пытается ужесточить закупки компаний с государственным участием уже не в первый раз, но это всегда встречало сопротивление в самих компаниях. В итоге лоббистам госкорпораций каждый раз удавалось "отбиться" от инициатив службы, и закон о закупках компаний с государственным участием оставался практически без изменений.
Сейчас ФАС подготовила методические рекомендации по управлению закупочной деятельностью для госкорпораций, компаний с госучастием и организаций оборонно-промышленного комплекса. Цель нового документа - повысить эффективность проведения закупок. В частности, ФАС предлагает компаниям проводить внутренний аудит закупок, а также премировать или штрафовать сотрудников, ответственных за закупки, в случае добросовестного или недобросовестного их проведения.
- Премии и штрафы должно определять руководство компаний в зависимости от каждого конкретного случая. Причем санкции могут быть не только материальными, но и дисциплинарными. Например, выговор с записью в трудовой книжке, - рассказал "Известиям" замруководителя ФАС Максим Овчинников.
Он добавил, что методические рекомендации разрабатывались в основном для компаний ОПК, которые работают в сфере гособоронзаказа. Для них выполнение рекомендаций будет "добровольно-принудительным". Для всех остальных компаний с государственным участием - по желанию. При этом ФАС в конце каждого года будет проводить мониторинг внедрения стандарта закупочной деятельности в компаниях ОПК и направлять соответствующий доклад в правительство. В случае необходимости служба будет предлагать дополнительные меры по повышению эффективности закупок госкомпаний.
В пресс-службе "Роскосмоса" "Известиям" подтвердили, что получили от ФАС документ, изучили и довели его до организаций ракетно-космической промышленности. В Объединенной авиастроительной и Объединенной судостроительной корпорациях не ответили на запрос "Известий".
В большинстве опрошенных "Известиями" госкомпаний и корпораций сообщили, что готовы применять в своей работе рекомендации ФАС, а в некоторых из них премирование и штрафы уже существуют. Например, в "Ростехе" отметили, что система мотивации в области закупочной деятельности уже внедряется.
- Большинство из предусмотренных методическими рекомендациями функций реализовано в атомной отрасли. У нас уже сейчас во многих организациях эффективно действуют органы внутреннего контроля, - сообщили в департаменте коммуникаций "Росатома".
В пресс-службе "РусГидро" отметили, что рекомендации ФАС носят общий характер и большинство из них компания уже применяет, в том числе инструменты стимулирования. Также механизмы санкций и поощрений применяют в "Ростелекоме" и "Транснефти". В пресс-службе РЖД отметили, что также уже применяют в своей работе процессный подход, рекомендованный ФАС.
Необходимость персональной ответственности за нарушения при закупках назрела давно, указывает председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.
- К сожалению, норма о персональной ответственности в закон пока не проходит, хотя даже Счетная палата указывает на ее необходимость. Эту норму нужно внедрять в законодательство и развивать, - подчеркнул Кирилл Кабанов.
Эксперт Комитета гражданских инициатив Иван Бегтин видит проблему в другом: в России слишком много госкомпаний.
- Зачем нам столько госкомпаний? Они живут в своем замкнутом мире, их расходы непрозрачны. Мы не знаем, сколько они тратят на самом деле. Закон, который регулирует их закупки, скорее можно назвать рекомендательным, чем обязательным, - считает Иван Бегтин.
Ранее полномочия по контролю за контрактной системой осуществляло Минэкономразвития, но в апреле этого года функции были переданы Минфину.