Авдеевка давно стала одним из ключевых укрепрайонов ВСУ на Донецком направлении. С 2014 года противник сделал из этого города фактически хорошо укрепленный плацдарм, который активно используется при обстрелах столицы ДНР.
Однако сейчас ситуация на данном участке фронта начала меняться, и теперь противник больше думает о том, как удержать позиции и не попасть в котел, который готовят ему российские военные.
Корреспондент «МК» побывала на позициях наших подразделений, с первых дней ведущих бои под Авдеевкой, и узнала, в чем главная сложность продвижения на данном участке фронта, каким категориям украинских военных приходится противостоять в боях, а также зачем противник пристреливал минометы по своим же позициям.
Командир подразделения «Ночные волки» интернациональной бригады «Пятнашка» с позывным «Голливуд» на вопрос, в чем основная сложность продвижения на Авдеевском направлении, рассказывает, что для ВСУ это всегда была первая линия соприкосновения с Донецкой народной республикой.
– Все, кто интересуется ходом СВО, понимают, что такое Авдеевка и на каком расстоянии она находится от Донецка, – поясняет военный. – Это фактически пригород, со всеми вытекающими.
По его словам, Украина на данном участке годами активно готовилась к обороне, укрепляя свои позиции. И это не пустые слова. Минные поля и забетонированные укрепления плюс сам рельеф местности. Стратегическое значение Авдеевки также играет не последнюю роль в упорстве ВСУ. Для противника это плацдарм, с которого он чуть ли не ежедневно обстреливает Донецк. Все эти факторы говорят сами за себя.
– Поэтому для нас задача номер один – удержать противника, – поясняет военный. – Задача номер два – постоянно уничтожать в его тылу, на территории Авдеевки, склады с боеприпасами, чтобы они не летели по жителям Донецка. И наступать...
По словам командира, продвижение со стороны российских сил идет постоянное. Из-за плотности соприкосновения борьба ведется за каждое здание, за каждую постройку, за каждый клочок земли. Подготовились, отбили, закрепились, опять подготовились – и снова рывок. Так шаг за шагом.
Рассказывая про противника, «Голливуд» отмечает, что на протяжении последнего года враг проявлял себя здесь по-разному. «Ночным волкам» приходилось сталкиваться и с разными типажами противника, начиная от беспечных мобилизованных, заканчивая профессионалами, что было видно по стилю ведения боя.
– Иногда такая «жара» стоит, что мы сразу понимаем: заехали спецы. А через какое-то время – относительное затишье. Значит, опять ротация прошла, зашли «мыколы с тарасами», которые не особо кусаются. Но в любом случае недооценивать врага точно нельзя...
Командир рассказывает, что излюбленная тактика, к которой пытается прибегать противник, – это заманивание российских военных в огневой мешок. Во время штурма они отходят, позволяя нашим силам продвинуться и занять позиции, а потом, не дав закрепиться, начинают наносить удары.
– Но наши бойцы на эту удочку не попадаются, – поясняет «Голливуд». – Заходим так, чтобы не оказаться в мешке.
– Сейчас все, включая и западных аналитиков, уже признали провал летнего контрнаступления ВСУ. На многих участках отмечается некое затишье, так как, вероятнее всего, враг израсходовал свои ресурсы. У вас чувствуется спад?
– Нет, у нас, наоборот, активность со стороны противника повышается. Последний месяц ВСУ начали очень яростно огрызаться, подтянулись дроноводы – операторы беспилотников. По ощущению, заехало какое-то подразделение профессионалов в этом деле...
По словам военного, противник явно ожидал движения с нашей стороны. Летом, как раз когда военное руководство Украины сосредоточило внимание и силы на других направлениях, на Авдеевском ощущался некий спад активности. Сейчас же, продолжает «Голливуд», враг оживился и хоть расходует боеприпасы экономнее, но бьет точнее.
Офицер соседнего танкового подразделения с позывным «Коловрат», с начала спецоперации воюющий на Авдеевском направлении, подтвердил слова командира добровольцев.
По словам военнослужащего, основная причина длительного противостояния заключалась в том, что противник здесь окапывался и укреплялся девять лет. До начала СВО те самые Минские соглашения дали возможность Украине подготовить хорошо укрепленные оборонительные позиции.
– Если мы с вами будем восемь лет, условно говоря, лить бетон, у нас будет очень много бетона. И все у нас будет серьезно, – объясняет собеседник.
Вторая причина, затрудняющая продвижение, – это мины. По словам военного, в прямом смысле слова здесь нет ни одной тропы, ни одной лесопосадки, ни одного населенного пункта, где бы на площади в два квадратных метра не лежало бы по пять противопехотных мин. Нет ни одной дороги, где не были бы установлены противотанковые мины. Все это, конечно же, затрудняет продвижение как личного состава, так и военной техники.
«Коловрат» вспоминает, что когда, будучи еще добровольцем интернациональной бригады «Пятнашка», вместе с сослуживцами ходил на штурм, на отбитых у ВСУ позициях бойцы находили документальные подтверждения о минировании противником территории по второму, а то и по третьему разу. И это только с начала нашей СВО!
Также за эти годы, начиная с 2014-го, все свои же позиции противником пристреляны.
– После штурма мы находили у вэсэушников координаты для корректировки минометного огня по своим же позициям. То есть ВСУ предполагали, что будут отходить и что мы займем их «укрепы», поэтому заранее рассчитывали, как будут наносить удары по нашим силам...
«Коловрат» уточняет, что воюют против российских сил на Авдеевском направлении и грузинские наемники, и поляки, и кадровые вэсэушники, и мобилизованные простые украинские мужики, схваченные на улицах родных городов и безжалостно закинутые в пекло.
– Могу сказать, что за период СВО мы здесь перемололи сил ВСУ очень много. Да, пускай продвижение не исчислялось десятками километров, но мы ни разу не откатились назад, и потерь у нас на данном направлении – в сотни раз меньше, чем у противника.
– Противник отвечает?
– Конечно. Но надо понимать, что здесь же с нашей стороны в основном стоят добровольческие батальоны: «Пятнашка», «Спарта», «Сомали». Одним словом, очень мотивированные воины. Ребята оказались на фронте не потому, что их насильно забрали, привлекли, не из-за того, что у кого-то плохое финансовое положение или еще там что-то. Мы, наоборот, только и ждем от противника активности, чтобы как следует ему ответить и уложить всех, независимо от уровня подготовки...
По словам «Коловрата», с начала заявленного Украиной контрнаступления противник и здесь, и на других участках фронта изменил свою тактику. Несмотря на то что враг неоднократно пытался контратаковать с таким же напором, как на южном и северном направлениях, успеха проявленное рвение ему не принесло.
В том числе это произошло из-за собственных его мин. Пройти невозможно, а разминирование под нашим артиллерийским огнем – задумка не самая лучшая. Не помогли вэсэушниам даже хваленые западное вооружение и прочая техника.
Однако, как признается военный, один козырь у противника все же есть. Это FPV-дроны, которых несколько месяцев назад у бойцов ВСУ было в десятки раз больше, чем у нас. Сейчас с каждым днем количественное преимущество украинских дронов-камикадзе все более сходит на нет. Помогли в этом различные гуманитарные и общественные организации, а также чиновники и бизнесмены некоторых регионов, которые активно включились в разработку и поставку FPV-дронов на фронт.
– Мы выравниваем ситуацию по дронам, и скоро, как всегда и бывает, окажемся на голову выше в этом вопросе, – убежден офицер.