Еженедельник «Футбол» с помощью авторов и ведущих программы «Культ Тура» составил практическое руководство, как снять передачу о российском футболе. Внимание: российский футбол настолько суров, что, даже если следовать всем пунктам инструкции, не факт,
что у вас что-то получится.
В программе «Культ Тура» трое ведущих. У каждого из них свой более-менее прописанный образ. «Жека – самый бодрый и открытый русский футболист. Юрок, который всем возмущается, всем завидует и всех подозревает. И Шнур – наш суперуспешный кореш, который в последнее время чуть отошел от футбола и узнает обо всех его ухабах от нас», – объясняет Юрий Дудь расклад в программе. Образы ведущих взяты из повседневности. Шнур ведет себя примерно так, как обычно ведет себя в жизни, рассказывают его коллеги: «А в жизни у него бывает мат, да».
Когда-то игравший в РФПЛ и даже попадавший в сборную Савин еще летом не планировал завершать карьеру. Но последние месяцы он вживается в новый образ. Человека, доказывающего, что можно уйти из футбола в 30 лет, после чего не впасть в депрессию, а начать стильно одеваться и успешно шутить о своей карьере. Знаменитая фраза десятилетней давности про «угол головы» стала одним из главных поводов для шуток в первых выпусках «КультТуры».
Пункт второй.
Написать сценарий с шутками
Философия «КультаТуры» укладывается, по словам Дудя, в одну фразу: «Наша задумка – легко и несерьезно рассказывать о часто тяжелом и серьезном русском футбике – штуке, которая с каждым годом по многим компонентам становится все лучше, но по-прежнему остается довольно закрытой и хмурой».
О хмурой штуке под названием «русский футбол» он вместе с Савиным рассказывает преимущественно Шнуру. А тот должен эмоционально реагировать и отвечать жизненными байками. На этом строится весь сценарий. Сценаристы, которых здесь называют творческой группой, придумывают сюжеты, собирают главные новости недели и находят оригинальные истории или видео.
«Творческая группа, работающая над сценарием, – это восемь человек. С Жекой (Евгений Савин) сценарий обсуждается за пару дней до программы. Шнур получает его утром в день эфира. Слово «шутки» кажется мне пока чересчур лестным для нашей молодой и ищущей себя программы, поэтому я бы сказал: «те вещи, которые иногда вызывают улыбку у зрителей», – отмечает Дудь.
В результате у ведущих все-таки есть написанный сценарий, хотя они говорят, что зачастую он нужен лишь для понимания тем беседы. Но когда в один из выпусков забыли прописать вступление, все трое долго не могли сориентироваться и начать говорить связные вещи. Причем это случилось, когда программу уже записывали при зрителях в студии.
Пункт третий.
Выбрать бар, где снимать
Далеко не все программы для телевидения снимаются в «Останкино» или на Шабловке. Существуют специальные студии, которые арендуют продюсеры передач. А иногда под съемки задействуют клубы и бары. Программу «КультТура» обычно снимают в Санкт-Петербурге. И не потому, что это культурная столица. Просто там живут Шнуров и Савин, а Дудь мотается к ним на день на «Сапсане». Но иногда съемки переезжают в Москву.
Перед съемками самого первого выпуска выяснилось, что лофт для этого неприспособлен от слова «вообще». Не было даже офисной техники типа принтера. Студия и сейчас выглядит довольно консервативно: кирпичная кладка за спинами ведущих – настоящая. Несколько январских выпусков снимали в барах Санкт-Петербурга и Москвы. На съемки приглашали всех желающих, но в столице зрителей оказалось не больше 20 человек.
Пункт четвертый.
Все-таки снять
На площадке над созданием каждого выпуска работают два десятка человек. Программу снимают на пять камер, три из которых сосредоточены на каждом из ведущих (или госте). Обязательно есть гример и несколько человек из творческой группы – для пояснений по сценарию. Режиссер и звукорежиссер располагаются в отдельной комнате вместе с техникой.
«Чуваки, я уже … [сильно устал] их развлекать, у меня истории заканчиваются. Долго еще?» – Юрий Дудь подгоняет техников, из-за которых задерживается старт съемки очередного выпуска. Шнура на этот раз нет на съемках из-за концерта, зато в кресле третьего ведущего сидит Федор Смолов.
Съемка занимает приблизительно полтора часа. Каких-то глобальных ляпов и оговорок, тормозящих процесс, практически не случается. Хотя приветствие Савин смог правильно произнести лишь с третьей попытки. «Это нормально, Федь, у нас большинство видео на Youtube про то, как Женек тупит. Они так и называются», – комментирует ошибки коллеги Дудь.
Гостю надо в аэропорт, поэтому никаких перерывов не предусмотрено. Программа состоит из тематических блоков и записывается аналогичным образом. Ведущие на ходу определяют, когда начинать каждому из них. «… [блин], ребят, я столько не запомню сейчас. Пусть это Юрец говорит», – реагирует Савин на подсказанную ему в «ухо» очередную реплику. Все поправки и напоминания сценария происходят именно таким образом. Из-за этого невозможно определить, насколько хорошо ведущие знают, о чем им говорить через минуту.
Смолов неожиданно легко соответствует общему настроению программы: подкалывает Савина, удивляет Дудя своим знанием европейского футбола, с улыбкой вспоминает, сколько лет он не забивал. Но наиболее острые истории согласовываются без камер. Например, история расставания игрока с фотомоделью и телеведущей Викторией Лопыревой. Сначала ведущие советуются с Федором, готов ли он обсуждать эту тему. А потом уже сам футболист согласовывает свои возможные реакции. Переговоры заканчиваются успехом, но в выпуск ничего в итоге не попадет.
«С Федей – первый опыт, надеюсь, мы будем его продолжать. И тогда, когда Шнур на гастролях, и когда он в студии. Обижаются ли футболисты? Пока – без обид. Впрочем, мы и не эксплуатируем жанр «отхлестать негодяев», – отмечает Дудь.
Пункт пятый.
Смонтировать все без мата в получасовую программу
Общее время отснятого материала составляет больше часа. Программа с учетом рекламы идет в два раза меньше. Очередной выпуск часто снимается буквально за день до выхода в эфир – тогда на монтаж уходит вся ночь после съемок и значительная часть следующего дня.
Из всех ведущих на данной стадии задействован только Дудь. Он вместе с редакторской группой выбирает наиболее удачные эпизоды. Остальное либо бракуется, либо уходит на Youtube-канал программы. Учитывая, что туда можно выкладывать ролики неудачных дублей и не париться по поводу ненормативной лексики, получается иногда даже бодрее, чем в телевизоре. Начинаешь думать, что «КультТура» в формате шоу в интернете выглядела бы более органично, чем в перерывах между патриотичным биатлоном и вдохновляющей документалкой.
Дудь отказывается разделять аудиторию подобным образом: «А в вашем представлении аудитория Youtube – это кто: удмуртские мужики или московские хипстеры? Насколько я знаю, в регионах видеохостинг пользуется бешеной популярностью. Мы действительно активно ведем свой канал, но делаем это потому, что в 2016 году это важная часть маркетинга – хоть телепрограммы, хоть компании, производящей чипсы. Наша аудитория, как мы формулируем ее сами для себя, – это преимущественно мужчины, которые устали от того, что футбол обсуждают со слишком серьезными физиономиями, и хотят посмотреть на него проще – как на балаган».
Именно на монтаже становятся известны наиболее неприятные моменты. К примеру, в одном из выпусков звукорежиссер забыл включить микрофон на госте, но это обнаружили слишком поздно. Смерть обошла «звукача» стороной лишь потому, что удалось вытянуть звук с соседних микрофонов.
Пункт шестой.
Продать все это каналу
«КультТура» – это программа, которую делает не «Матч ТВ». Федеральный холдинг лишь закупает ее у сторонних создателей. Они же делают проект «Дублер» и снимают фильмы о Рио-де-Жанейро. На вопрос о цензуре создатели говорят, что никто не диктует темы, на которые надо разговаривать. Но руководство может вносить редакторские правки. За несколько месяцев существования программы наверху часто приходили от увиденного в шок, но еще ни разу не потребовали что-либо вырезать.
Философские рассуждения Шнура о схожести российского футбола и онанизма публика еще оценила. Но уже в другом выпуске ведущие принялись обсуждать вопросы бритья гениталий и можно ли мужчине ставить на что-либо свои собственные яйца. И это уже, похоже, посчитали перебором.
Еще одной особенностью того выпуска было значительное количество мата, пусть и заглушенного. Вне зависимости от того, насколько это было смешно, подобное слишком сильно шло вразрез с тем, чего ждешь от программ на федеральном спортивном канале. Данным выпуском, впрочем, никто не гордится.
«После программы, где было особенно много мата, не было звонков – было коллективное обсуждение, на котором этот выпуск, в общем единогласно, был признан неудачным. Я согласен, потому что тот, кто не принимал участия в производстве программы, из-за постоянного запикивания не мог понять и половины смысла. О зрителе в тот момент мы не подумали, это плохо, и я признаю нашу ошибку», – говорит Дудь. Успех или неудачу каждого выпуска создатели оценивают в основном по собственным ощущениям, плюс рейтинг и мнение руководства. И резонанс, который вызвала программа у зрителя.
Рейтинги «КультТуры» пока ниже, чем у программы «Удар головой» на момент, когда в нее пришел Дудь. Но к тому времени передача уже существовала полгода. Видимо, именно такой срок необходим зрителю, чтобы осознать: программы о футболе состоят не только из хайлайтов и опросов, когда «Спартак» уволит очередного тренера.