Чемпионат мира по водным видам спорта в Казани приближается к экватору. На первой неделе внимание было приковано к прыгунам и синхронистам. И здесь со всей очевидностью представлено «разделение труда» в мире: медали высшей пробы почти всегда достаются Китаю либо России. Две сборные, словно сговорившись, поделили зоны влияния: китайцы монополизировали прыжки в воду, а наши застолбили за собой синхронное плавание.
За пять дней чемпионата у прыгунов состоялось восемь финалов, шесть из которых сборная Китая выиграла с солидным отрывом. Лишь дважды атлеты из КНР позволили себе ограничиться медалями не высшего достоинства. У наших в этом виде результаты гораздо скромнее — только два попадания на пьедестал: «серебро» Ильи Захарова и Евгения Кузнецова да «бронза» Романа Измайлова и Виктора Минибаева. В остальных видах прыжковой программы россияне, как правило, располагались в середине итоговой таблицы.
Что касается синхронного плавания, то здесь уже мы на коне: в пяти финалах за Россией остались четыре «золота» при одном «серебре» (последнее, кстати, можно и не считать — то были выступления смешанных дуэтов, неолимпийский вид). Соревнования синхронистов и прыгунов в столице Татарстана еще продолжаются, но логика распределения медалей уже ясна.
Между прочим, в российской сборной по прыжкам в воду считают, что шансы навязать Китаю конкуренцию у нас есть и отставание от лидеров отнюдь не безнадежное. «Не удались пара прыжков, которые мы могли сделать лучше. Из-за этого, собственно, и уступили «золото». Просто чуть-чуть не повезло. Ничего страшного, до Рио еще год. На Олимпиаде поборемся с китайцами», — пообещал Илья Захаров. По мнению тренера команды Олега Зайцева, его подопечные перед домашними трибунами элементарно «перегорели». «Была допущена неточность в шестом раунде Романом Измайловым, — прокомментировал он выступление нашего «бронзового» дуэта. — Так ошибаться нельзя. Это был тот прыжок, которым они владеют безукоризненно. Роман просто плюхнулся... Это волнение». Психологическую версию подтверждает и прыгунья Юлия Тимошинина. «Все было очень нервно. На первом снаряде меня всю трясло... В итоге квалификация у нас совсем не получилась. После этого ходили к врачам, психологам — они нам помогли», — рассказала она.
Перепрыгнуть Китай– это утопия?
Впрочем, когда дело доходит до соперничества с китайцами, волнение и ошибки почему-то начинаются у всех — их не избежали и триумфаторы июньского чемпионата Европы француз Россе, немцы Хаусдинг и Кляйн. И это началось не вчера: в мировые лидеры в этом виде спорта Китай начал пробиваться в 1980-е, а впервые первенствовал по количеству золотых медалей на Олимпийских играх в 1992 году. На рубеже веков в программу Игр были добавлены синхронные прыжки, и медалеемкость дисциплины возросла вдвое. Китайцы оказались готовы к этому лучше остальных и только нарастили отрыв: с 2004 года из восьми разыгрывающихся на Олимпиаде золотых медалей они уступают соперникам лишь одну-две.
Гегемоны объясняют свой успех довольно просто: работа, дисциплина, мотивация. «Мы тренируемся с шести утра до семи вечера. Мы очень устаем и усиленно работаем. Выложиться на все 100 процентов — это естественное для нас состояние», — заявила трехкратная чемпионка мира Ши Тинмао. «Побеждая постоянно, ты задаешь высокую планку. Вместе с тем повышается рейтинг, статус, репутация. И эти вещи нужно постоянно поддерживать, так что я не имею права плохо выступать после того, как завоевал все эти награды», — сообщил семикратный чемпион Цинь Кай.
Но и работа до седьмого пота не принесла бы результата, не будь она системно организована, — а у Китая с этим полный порядок. «Мы изучали их систему, у них восемь центров подготовки, 800 спортсменов, все центры работают по одной методике, любой из них может выставить целую сборную, которая будет конкурировать на самом высоком уровне», — с завистью рассказывает наш министр спорта Виталий Мутко.
Китайские прыгуны по несколько месяцев безвылазно трудятся в центрах-интернатах по принципу советских спортивных лагерей. «Отдыхаем ли мы когда-нибудь от тренировок? Во время самих тренировок у нас есть возможность передохнуть. А так в свободное время можем слушать музыку, рисовать. По выходным ходим в кино и по магазинам. Также по вечерам в понедельник, среду и в пятницу мы должны ходить на учебу», — сообщила шестикратная чемпионка мира Чэнь Жолинь.
Евгений Кузнецов подтверждает, что китайцы взяли на вооружение советские методики. «Когда-то наши хорошие тренеры уехали в Китай и обучили их всем тонкостям прыжков в воду. Раньше советская школа была самая сильная в мире. Они это взяли на вооружение, они очень трудолюбивы, и у них хватает ресурсов, как физических, так и материальных», — говорит он. Другим фактором китайских побед Кузнецов считает массовость этой дисциплины в самой многолюдной стране мира: «У них прыжки в воду — один из самых главных видов спорта. Огромное количество народа ходит заниматься, в каждой провинции по пять бассейнов именно для прыжков в воду, бешеная конкуренция».
Впрочем, гегемония китайцев — это не так фатально, с нею можно спорить. «Мастерство у всех растет, борьба все серьезнее и серьезнее. Мексиканцы очень прибавили. Весь мир начал догонять китайцев, скоро их будем все чаще обыгрывать», — прогнозирует Виктор Минибаев. Примечательно, что в новой разновидности прыжков, хай-дайвинге, китайцы уже не на первых ролях. Зато одним из мировых лидеров в этой дисциплине является наш спортсмен Артем Сильченко.
Ровно те же причины лежат в основе доминирования россиянок в синхронном плавании. Правда, назвать этот вид спорта массовым в нашей стране сложно, однако сложившиеся методики и победные традиции, передающиеся из поколение в поколение, позволили поставить добычу медалей высшей пробы на поток. Хотя это началось не так давно — еще в 90-х российские синхронистки не хватали звезд с неба. Но с 2000 года, когда на авансцену вышел дуэт Ольги Брусникиной и Марии Киселевой, олимпийское «золото» безраздельно принадлежит России. В Афинах-2004 в роли главных волшебниц бассейна Брусникину и Киселеву сменили Анастасия Давыдова с Анастасией Ермаковой, а к Лондону-2012 подоспела очередная смена в лице Натальи Ищенко и Светланы Ромашиной. После Лондона карьеру завершили Давыдова, Мария Громова и Эльвира Хасянова, но на боеспособности сборной это ничуть не сказалось. На благодатной почве взошли очередные звезды: в Казани на мировом уровне пробуют силы Влада Чигирева, Елена Прокофьева, Светлана Колесниченко, Гелена Топилина и Мария Шурочкина — всем им не больше 21 года.
Рецепт успеха россиянок — заоблачный уровень технической подготовки («Программа у девчонок сложная, каскад идет 19 секунд. Ни у кого такого нет», — тренер сборной Татьяна Покровская о соревнованиях групп) плюс идеальное взаимопонимание («Когда идем на старт, то все мы являемся частичкой сплоченной команды», — Светлана Колесниченко и Алла Шишкина). И, конечно, чемпионская ментальность. «Мы привыкли к огромной ответственности. И тренер ставит высокую планку, и мы сами понимаем, что нельзя стоять на месте. Если будем на две-три головы выше соперников, тогда победим. Если сравняемся с ними по уровню, тогда, возможно, нас задвинут», — говорит Светлана Ромашина. Нужны ли дополнительные комментарии, когда Наталья Ищенко возвращается в большой спорт после декретного отпуска, чтобы завоевать очередное мировое «золото»?
...А чемпионат в Казани продолжается. На второй неделе придет очередь самого медалеемкого вида программы — плавания. Разыгрываются 42 комплекта наград, и в сборной России есть кому на них претендовать. Пока Китай опережает нас в медальном зачете, но главные старты впереди.