Если вы за день купили пять продуктов питания, знайте, что один из них будет подделкой. Во всяком случае, об этом свидетельствуют данные главы Россельхознадзора Сергея Данкверта. Доля продуктового фальсификата в России в среднем составляет около 20%, заявил он. Чаще всего подделки встречаются среди молочной и мясной продукции. С учетом снижения доходов населения, роста инфляции, а также повышения НДС с нового года, спрос на дешевые продукты возрастет еще больше, убеждены эксперты. И это откроет шлюзы для еще большего объема фейковых товаров. Тем более, что соцопросы показывают: люди готовы быть обманутыми, так как качественная еда стоит на 30-50% дороже, и денег на неё у многих семей попросту нет.
«У нас по ряду продукции цифры разные. Если в среднем взять, то у нас до 20% есть масса примеров фальсификата (продуктов питания). Это все подтверждено протоколами и исследованиями», — рассказал глава Россельхознадзора Сергей Данкверт RNS в кулуарах Международного молочного форума.
Это данные соответствуют обнародованному в середине ноября исследованию потребительских предпочтений, проведенному Минпромторгом. Из него следует, что чаще всего россияне приобретают нелегальные товары легкой промышленности (23%), продукты питания (21%) и фармацевтические препараты (10%). При этом, 42% граждан разных возрастов и уровня доходов покупают контрафакт только из-за его низкой цены.
Ранее пресс-служба Россельхознадзора сообщала, что с начала 2018 года выявила 16% фальсификата среди проверенной продукции. Всего служба с начала года исследовала около 23 тысяч проб продуктов питания.
Люди сейчас готовы покупать в первую очередь самые дешёвые продукты, независимо от того, фальсификат это или нет. По данным члена Торгово-промышленной палаты Анна Вовк, среди продуктов питания чаще всего подделки встречаются среди молочной и мясной продукции. «В молочке собственно молоко и сливки заменяют растительными жирами, чаще всего - на пальмовое масло, а в колбасах и сосисках говядину и свинину заменяют более дешёвыми субпродуктами: обработанные кости, кожа, а в лучшем случае – мясо птицы, — рассказывает эксперт. — Производители выпускают на рынок фальсификат, потому что выявить его бывает очень проблематично: невозможно постоянно отбирать пробы всего представленного ассортимента во всех магазинах. А потребителю и вовсе практически невозможно на глаз отличить подделку от натурального молока».
Согласно российскому законодательству, разрешено производить товары по своей собственной «оригинальной» рецептуре, с использованием дешевых ингредиентов, говорит эксперт «Международного финансового центра» Гайдар Гасанов. «Подобные продукты могут быть абсолютно не полезными и в какой-то степени вредными для человека, но со стороны закона никаких нарушений нет. В этой связи на современных рынках продаются товары даже с грубыми нарушениями технических норм. Порядка 12% сливочного масла, около 78% сыра, а также 80% варено-копченых колбас можно признать фальсификатом», — отмечает эксперт. По его мнению, с учетом снижения доходов и высокой закредитованности граждан, спрос на дешевые продукты еще больше возрастет.
К слову, 86% россиян согласны покупать фальшивки, так как денег на оригинальные бренды у них и так нет, следует из результатов опроса юридической компании BrandMonitor. Потребители понимают, что берут поддельную продукцию, но им не остается ничего другого, поскольку в противном случае они вовсе останутся без еды: на настоящую продукцию у них не хватает денег. Ранее министр промышленности и торговли Денис Мантуров говорил, что в разных отраслях контрафактная продукция занимает от 20% до 50% рынка. По мнению замглавы ведомства Виктора Евтухова, люди отдают предпочтение подделке только потому, что её стоимость значительно ниже качественного и оригинального товара.
«Люди не готовы позволить себе товар, который явно качественнее, но при этом на 30-50% дороже. Хотя полезнее было бы съесть меньше, но зато употребить продукт натурального состава, питательного и насыщенного нужными организму веществами», — сказал шеф-аналитик ГК TeleTrade Пётр Пушкарёв.
По мнению экспертов, очищение российского продуктового рынка от массовых подделок зависит не только и не столько от контрольно-запретительных действий властей, сколько от того, начнут ли, наконец, у людей ощутимо расти реальные доходы: тогда потребители сами начнут выбирать более дорогую и качественную еду.