Российские грузовики с товарами из Европы начали задерживать в Казахстане - там застряло не менее восьми автопоездов. Об этом "Известиям" рассказали в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). Речь о транзитной транспортировке, когда товары из ЕС везёт европейская компания, а затем на границе с Белоруссией автопоезд перецепляют на грузовики белорусских или российских организаций (такой порядок действует с весны 2022 года). Далее они следуют в Казахстан. В Минтрансе РФ считают, что Астана ввела необоснованные требования, следует из письма ведомства в мининдустрии соседней страны. В АСМАП призвали российский бизнес временно воздержаться от транзитной транспортировки до урегулирования ситуации.
Российские грузовики начали задерживать в Казахстане из-за новых требований со стороны Астаны, сообщили "Известиям" в АСМАП. Это коснулось отечественных компаний, которые везут товары от границы с ЕС, где фуры перецепляют с тягача европейской компании на машину организации из РФ.
- Точное количество задержанных транспортных средств сообщить невозможно. Мы знаем о восьми случаях задержания автопоездов российских перевозчиков. Часть из них находится на стоянках для нарушителей, каждый день хранения на которых обходится дорого, - рассказал "Известиям" представитель ассоциации.
- Другие - на таможенных терминалах. Некоторые автопоезда стоят прямо на дороге. Все документы у водителей изъяли, поэтому они никуда не могут уехать, - рассказал "Известиям" представитель ассоциации.
Пока с проблемами столкнулись три компании - "АвтоТранзит" и "СВ-Транс" из Смоленска и логистический оператор "Траско", следует из письма Минтранса РФ в мининдустрии и инфраструктурного развития Казахстана от 12 сентября (копия есть у "Известий"). Как сказано в документе, на этих перевозчиков планируют наложить штрафы. По данным АСМАП, это около €3 тыс. на каждый случай задержания (около 180 тыс. рублей).
По данным Минтранса, власти Казахстана стали требовать от российских водителей разрешительные документы на грузы, выданные не отечественному, а предшествующему перевозчику, то есть компании из ЕС - той, которая везла эти же товары по территории Евросоюза до Белоруссии или России. Но эти структуры не передают документы друг другу, а само новое правило противоречит положениям соглашений о международном автомобильном сообщении, сказали "Известиям" в АСМАП. К тому же у российских водителей есть казахстанские разрешения, указано в письме из Минтранса к коллегам из Астаны. В ведомстве считают новые требования необоснованными и попросили Казахстан отменить их и освободить задержанные фуры без наложения штрафов.
В пресс-службе Минтранса не ответили на уточняющие вопросы "Известий". Редакция также направила запрос в мининдустрии Казахстана.
В "Траско" "Известиям" сообщили, что ситуация коснулась двух автопоездов компании, а сумма требований составляет порядка 200 тыс. рублей. Заместитель гендиректора компании по транспорту Михаил Пальков сообщил "Известиям", что организация пока приостановила выполнение перевозок из третьих стран в Казахстан до прояснения обстоятельств.
- Причины возникновения подобных требований нам непонятны. Мы выполняем перевозки с использованием разрешений третьих стран, которые выдаются казахстанской стороной в ограниченном количестве. Однако требования в части предоставления разрешений от предыдущих перевозчиков абсолютно безосновательны, - сказал он.
Связаться с представителями "АвтоТранзита" и "СВ-Транса" не удалось.
В АСМАП временно рекомендовали российским компаниям воздержаться от перевозок в Казахстан до урегулирования спорной ситуации.
Механизм перецепки на границе стран ЕС и Белоруссии заработал с середины апреля 2022 года. Власти европейских государств ввели запрет на движение фур, зарегистрированных на российские или белорусские компании, по территории Евросоюза. Минск тогда же ввёл зеркальный запрет для европейских фур. В правительстве РФ весной-летом обсуждали введение подобной схемы перецепки и перегрузки уже на российской границе, но пока эту меру не ввели.
Весной у российских перевозчиков уже возникали проблемы с доставкой товаров в Казахстан. Тогда Астана запретила возить грузы компаниям из стран, отличных от государства первого перевозчика
Но после обращений российских коллег власти Казахстана временно разрешили такие транзитные перевозки с перецепкой - начиная с 1 июля и до конца этого года.
Новые требования Казахстана к логистическим компаниям из РФ серьёзно сужают географию их перевозок, считает директор "Рустранс-Спедишн" Кондратий Гайкевич.
- Весной, когда ЕС ввёл запрет на транзит российских фур, наши плечи укоротились ровно на европейскую часть. Мы начали принимать грузы в Белоруссии. Логично, что в этой ситуации мы стали искать способы удлинить восточную часть маршрутов, перенаправить грузопотоки на погран-переходы на границе с Китаем и в том числе в Казахстан. Эта страна для нас -окно в Юго-Восточную Азию. Но теперь и эти направления оказались под угрозой, - отметил эксперт.
Что касается новых правил, нормы конкретной страны имеют высшую правовую силу по отношению к международным или двухсторонним соглашениям, сказал "Известиям" управляющий партнёр юридической компании "Иккерт и партнёры" Павел Иккерт.
- Но в данной ситуации это не имеет большого значения, так как в сами правила летом внесли изменения, разрешив российским и белорусским компаниям до 1 января 2023 года выполнять перевозки в Казахстан после перецепки на границе ЕС. Так что большой вопрос, на каком основании казахские инспекторы игнорируют собственный мораторий на применение этой нормы, - задаётся вопросом юрист.
Как считает политический аналитик из Казахстана Талгат Калиев, Астана не присоединяется к санкционной кампании Запада против России, но президент Касым-Жомарт Токаев неоднократно заявлял, что страна не будет помогать российским компаниям обходить санкции. То есть республика занимает "несколько нейтральную позицию", уточнил эксперт.
Весной у российских перевозчиков уже возникали проблемы с доставкой товаров в Казахстан. Тогда Астана запретила возить грузы компаниям из стран, отличных от государства первого перевозчика: если груз из Европы - везти его должна компания из ЕС.