В новой комедии «Призрак» Федор Бондарчук выступил в необычном амплуа — доброго, но не вполне живого наставника. Его партнером по фильму стал 15-летний Семен Трескунов, известный по сериалу «Семейный бизнес». Дуэт получился действительно искрометным.
По сюжету фильма перед тем, как персонаж Бондарчука окончательно покинет этот мир, он должен завершить одно важное дело. И помочь ему может только один человек — школьник Ваня, неудачник, над которым смеются одноклассники.Накануне премьеры Glamour поговорил с Федором о работе с детьми, позитивном кино и тяжелом характере.
Учился на постановочном факультете на режиссера кино и телевидения и играл во всех актерских мастерских. Убедить меня сняться в фильме может скорее не сценарий, а режиссер, потому что я, к сожалению, знаю много случаев, когда на бумаге все выглядит замечательно, а в реализации совсем не просто. Люблю работать с дебютантами, с удовольствием снимаюсь в студенческих короткометражках. Но режиссура для меня все-таки первична. Когда нахожусь в подготовительном периоде своей картины, ни о каких актерских работах не может идти и речи.
К актерам я отношусь с большим уважением, потому что сам из актерской семьи. Я знаю, как им сложно.
ФЕДОР БОНДАРЧУК
Сейчас вы готовите новый проект?
Да, но пока об этом говорить не могу.
Процесс кинопроизводства долгий. Как у вас хватает терпения? У моего отца была любимая фраза: «Терпение и время». Он не только мне, он и себе так говорил. Представьте: пять лет только съемочного периода «Войны и мира».
А вы лишь в кино терпеливый человек или в жизни тоже? Если в ресторане долго не несут еду, например? Вот с этим сложно! Я строю свое маленькое государство и пытаюсь сделать так, чтобы в нем все было правильно и вовремя. И естественно, мне хочется, чтобы везде было так же — но так не бывает. Остается только выдохнуть и терпеть. Конечно, на площадке, когда сложный день и уже ничего не соображаешь, я могу вспылить, закричать, кинуть что-то в кого-то. (Смеется.) Но потом обязательно бегу извиняться.
Мой режиссерский дебют был почти десять лет назад, когда мне исполнилось тридцать восемь. Я поздно расцвел — и это хорошо.
В общении с близкими вы комфортный человек? С друзьями — да, с семьей — нет. А с кем еще я могу молчать целый день и ни на что не реагировать? Где еще я могу показать, что мне больно? С остальными я должен быть Федором Бондарчуком и уверенно всем улыбаться. Хотя у моего сына Сережи характер еще тяжелее. Весь в мать свою! (Смеется.) Они оба Стрельцы, оба приходят ко мне и жалуются друг на друга. Я говорю: «А что ты жалуешься? Это же твое отражение. Ты просто посмотри в зеркало, и там ты увидишь не себя, а свою маму, а ты — своего сына!»
Говорят, с детьми на площадке работать сложно. Как вам съемки с Семеном? Семен — это открытие, большой универсальный артист. Он все впитывает как губка. Я однажды спросил его, какая школа ему ближе — школа переживания или представления, и он, ни на секунду не отрываясь от танкового сражения на своем айпаде, подробно разложил все по полочкам. Семен развивается, образовывается. Он не наслаждается талантом, данным ему от природы, — он над ним работает. Семен на голову выше многих взрослых артистов, с которыми мне доводилось работать. Он может выйти из кадра, где только что плакал, и тут же начать шутить, например.
Главный вопрос: сможет ли фильм изменить душу человека к лучшему? Кино нельзя снимать и смотреть с холодным сердцем.
«Призрак» — веселый светлый фильм. Как зрителю вам какое кино ближе – комедии или серьезные картины вроде «Левиафана», которую даже ругали «за беспросветность»?
Слушайте, мы же сами — какое у нас должно быть искусство? Что, Достоевский – позитивный писатель? А Чехов? Финал «Вишневого сада» — он жизнеутверждающий? А Горький? Русское кино — это операционный стол в палате реанимации. Да, иногда оно очищает твою душу, иногда проливает свет. Но самое главное — оно заставляет зрителя думать и размышлять, чувствовать и сопереживать, но оно совсем не позитивное.
А если хочется радостного кино, для этого существует жанр комедии. Нельзя снять картину вне жанра. Правильно определить жанр своего фильма — одна из главных задач режиссера. Я не умею, да и не хочу снимать кино, которое просто заставит зрителя угорать. Мне близки комедии с другим типом юмора: «День сурка», «Спасите Грейс», фильмы Вуди Аллена. Для меня качество юмора и сам жанр фильма «Призрак» именно такие. Хотя при этом мне нравится Comedy Club: там есть выдающиеся артисты и шутки. Я иногда смотрю их и хохочу до слез.
СЕМЕН ТРЕСКУНОВ
Как ты попал в кино? Случайно. Мама ходила по рекламным кастингам и брала меня с собой. Однажды меня заметили, и я снялся в рекламе МТС. А потом меня стали приглашать режиссеры.
В «Призраке» у тебя смешная роль. Ты комик или драматический актер? Это вопрос. Я мечтаю сняться у Звягинцева. На самом деле у меня были и супердраматические роли — например, я сыграл Луку в фильме Владимира Котта «На дне».
Ты будешь поступать в актерский вуз? Я собираюсь учиться на продюсера. И не у нас, а на Западе. Хочется сделать так, чтобы наше кино достигло уровня американского.
После роли в «Призраке» тебя будут узнавать на улицах. Не боишься? Меня уже узнают. Подходят, просят сфотографироваться. Иногда сижу в школьной столовой, ем печенку, и подходят малыши с моей фотографией, просят расписаться. Я нормально реагирую. Теряюсь только, когда красивые девушки со мной заговаривают.