В России могут запретить деятельность коллекторских агентств. Такой законопроект, разработанный депутатами от ЛДПР, направлен на заключение в правительство РФ, выяснили "Известия". В нём также содержится запрет для банков продавать долги своих клиентов третьим лицам - то есть тем же коллекторам. Однако, по мнению ряда экспертов, стоит не запрещать работу "выбивальщиков долгов", а усилить контроль над ними. Ещё одна группа парламентариев обратилась в ЦБ с жалобами на то, что коллекторы нередко пытаются повторно взыскивать уже выплаченные кредиты. От Центробанка требуют внедрить алгоритм, который исключит такие случаи.
Депутаты Госдумы планируют запретить деятельность организаций, "чьим основным видом деятельности является взыскание просроченной задолженности", то есть коллекторских агентств. Такой законопроект группа депутатов от ЛДПР направила на заключение в правительство РФ. Кроме прочего документ предполагает введение запрета для банков на продажу коллекторам просроченной задолженности своих клиентов.
Более половины населения страны выплачивает от одного до трёх кредитов, из них свыше 30% тратят на обслуживание долга большую часть своих ежемесячных доходов, говорится в пояснительной записке к законопроекту (есть у "Известий"). Не менее 8,6 млн граждан России являются неплательщиками, следует из документа. Там же приводятся данные о том, что в стране официально зарегистрировано 520 коллекторских агентств.
Несмотря на то что в 2016 году был принят закон, запрещающий шантаж, личные угрозы и использование автодозвона, депутаты продолжают получать массовые жалобы граждан на коллекторов, в том числе на психологическое давление с их стороны, говорится в пояснительной записке.
"Кредитные организации могут самостоятельно заниматься взысканием просроченной задолженности по кредитному договору, оставаясь в рамках правового поля", - уверены авторы законопроекта.
Законопроект поступил в аппарат правительства РФ, сообщили "Известиям" в пресс-службе кабмина.
Зачастую коллекторы пытаются взыскать с граждан задолженность повторно, говорится в обращении руководителя фракции "Справедливой России" Сергея Миронова и депутата Александра Аксененко в Центробанк.
- За последнее время мы зафиксировали сразу несколько обращений, когда с граждан взыскивают долги, которые они давно погасили, - сказал Александр Аксененко. - Восстанавливать справедливость приходится через обращения в суды.
Парламентарии предлагают ЦБ "сформировать алгоритм, который позволит исключить возможность повторного взыскания третьими лицами долгов с граждан по кредитным договорам и договорам займа". В пресс-службе Банка России "Известиям" сообщили, что письмо получено и будет рассмотрено "в установленном порядке".
Как отметил депутат Госдумы от фракции "Единой России" Сергей Колунов, право банка продавать задолженности прописано в ст. 44 ГПК РФ.
- Инициатива по запрету продажи задолженности обезопасит граждан, попавших в тяжёлую жизненную ситуацию, от беспредела коллекторов, - считает он. - Были случаи, когда долг, например, в 1 млн не получалось взыскать через законные механизмы, тогда его продавали коллекторам за 50 тыс. и взыскивали уже через насилие и шантаж.
Рынок банковской переуступки прав прозрачен, скоординирован и имеет свои стандарты, заявили "Известиям" в пресс-службе Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). Логичнее в случае "задвоения" наказывать "не добросовестного покупателя, а недобросовестного продавца, который продаёт уже уплаченную задолженность", полагают там.
Также в ассоциации отметили, что заявления о запрете деятельности по взысканию появляются регулярно.
Например, ещё в январе 2020 года группа депутатов пыталась внести в ГД проект закона "О запрете привлечения иных лиц для взаимодействия с должником". Но тогда документ был отклонён профильным комитетом парламента.
- Если прекратить работать с просроченной задолженностью, вырастет нагрузка на бюджет за счёт роста судебных исков, - сказали в НАПКА. - Парламентарии ссылаются на психологическое давление со стороны взыскателей как основной фактор запрета. Однако к категории психологического давления в целом по рынку можно отнести не более 15% обращений.
Коллекторские агентства допускают множество нарушений, в том числе передают номера должников мошенникам, сказал юрист, основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко.
- Институт коллекторов пришёл в Россию с Запада, но там многие проблемы уже проработаны, - отметил он. - За рубежом коллекторская деятельность представляет собой юридическую работу по возврату долгов: претензии, судебная работа, реструктуризация и санация долгов. В России же чаще используются не юридические, а другие способы, не всегда законные.