Неработающие светофоры и лифты, остановившиеся предприятия, гигантские очереди за хлебом и бензином, перебои с мобильной связью и интернетом, торговля в магазинах при свечах. Прекращение поставок украинского электричества стало для крымских властей серьезным испытанием, которое они с треском провалили.
«Что-то они там совсем заигрались с этой энергоблокадой!» – качает головой 27‑летний Мустафа, житель крымско-татарского поселка Каменка, расположенного на окраине Симферополя. Молодому сварщику, на иждивении которого двое малолетних детей и прикованная к постели бабушка, есть от чего сокрушаться. В его частном доме с пропажей электричества исчезли и все остальные блага цивилизации. Водоснабжение не работает, поскольку зависит от электронасоса. Стоит без дела и современный газовый котел, призванный обеспечивать тепло, поскольку и он нуждается в электророзетке. О развлечениях в виде телевидения и интернета не приходится даже говорить.
Повреждение линий электропередачи на территории Херсонской области, по которым поставлялось электричество в Крым, ударило и по кошельку Мустафы. Из своей скромной зарплаты он вынужден был выделить средства на приобретение «антикризисного комплекта», состоящего из гелиевого аккумулятора и электропреобразователя. С помощью комбинации этих двух приборов крымчане приловчились спасаться от мрака. Когда в их домах ненадолго появляется электричество, они заряжают аккумуляторы, от которых затем «питаются» насосы, котлы и пара-тройка лампочек. Более распространенная альтернатива – бензиновый генератор – после начала энергетической блокады стала дефицитом, да и цены на эти приборы в крымских магазинах резко взлетели вверх. Еще один дефицитный товар – обычные парафиновые свечи, стоимость которых в Крыму тоже увеличилась в разы.
Беспросветный мрак
Коллегами Мустафы по несчастью в эти дни стали более двух миллионов крымчан. Весь полуостров в одночасье превратился в одну большую съемочную площадку для добротного апокалиптического фильма-катастрофы. Неработающие светофоры и лифты, остановившиеся предприятия, гигантские очереди за хлебом и бензином, перебои с мобильной связью и интернетом, торговля в магазинах при свечах и темень на трассах, улицах, в поселках и домах. Теперь в Крыму никого не настораживают люди, разжигающие костры во дворах многоэтажных домов, чтобы согреть пищу, и пассажиры с канистрами в маршрутках, поскольку все понимают, что это счастливчики, которым удалось раздобыть топливо для электрогенераторов. А в очередях и транспорте только и разговоров, что о ценах на свечи и графике веерных отключений света, к которому были вынуждены прибегнуть крымские энергетики, поскольку собственной электроэнергией Крым может обеспечить себя лишь на 30%.
Вообще, прекращение поставок украинского электричества, случившееся в ночь на 22 ноября, стало для крымских властей серьезным испытанием, которое они с треском провалили. Несмотря на многократно звучавшие из Киева угрозы, пусть даже неофициальные, руководство республики так и не смогло достойно подготовиться к этому вызову, в результате чего большая часть полуострова погрузилась в беспросветный мрак.
Логика веерных отключений, к слову, так и осталась для многих загадкой. В одни населенные пункты электричество подавали чуть ли не круглые сутки, другие сидели без света по нескольку дней. Особенно крепко досталось сельской местности, про которую, такое ощущение, власти попросту забыли. Во многих крымских селах электроэнергию давали в лучшем случае на 1 час в сутки. У фермеров и владельцев частных хозяйств в результате скисало молоко – для его переработки тоже нужно электричество.
Почти катастрофическая ситуация сложилась и в расположенном на востоке Крыма городе Щелкино, который остался негазифицированным. Для поддержки местных жителей власти организовали полевую кухню, чтобы горожане могли получить горячую пищу.
При этом графики веерных отключений, которые регулярно публикуются на сайте компании «Крымэнерго», чаще всего не совпадали с реальностью. Попытки крымчан узнать, когда им дадут свет, оказывались тщетными: телефоны аварийных служб либо не работали, либо не отвечали.
Руководитель крымского филиала некоммерческой организации «ЖКХ Контроль» Анатолий Петров, занимавший в прошлом должность министра жилищно-коммунального хозяйства Крыма, утверждает, что основные нарекания у крымчан сейчас связаны с несправедливостью графиков веерных отключений. Возглавляемая им организация запустила «горячую линию», посвященную этим вопросам.
Работу крымских энергетиков и профильных министерств Петров оценил «на троечку». По его словам, руководители «Крымэнерго» и Минтопэнерго Крыма до последнего не верили в то, что украинская сторона нарушит договор о поставках электричества на полуостров. «Они были абсолютно благодушны и уверены, что все будет хорошо», – сказал Петров «Профилю».
Похожую оценку – 4 с минусом – действиям крымской власти в условиях объявленной чрезвычайной ситуации дал член Совета Федерации от Крыма, председатель Русской общины полуострова Сергей Цеков. Однако и он признал, что руководство республики оказалось не готово к полному прекращению поставок украинского электричества в Крым. «По большому счету и Россия оказалась не готова, поскольку никто не верил в то, что это произойдет», – сказал Цеков «Профилю». По его мнению, в этой ситуации сказались «славянско-татарский менталитет» и извечная русская «надежда на авось».
Крайнего тем не менее нашли буквально через 3 дня после начала крымского блэкаута. 24 ноября на заседании Совета министров Крыма был отправлен в отставку министр топлива и энергетики республики Сергей Егоров. Причиной, согласно официальной версии, стали неудовлетворительная работа министерства по составлению графиков веерных отключений и несправедливое распределение электроэнергии, генерируемой на полуострове, по городам и районам. Оправдания Егорова, который заявил, что соблюсти графики аварийных отключений технически невозможно, в расчет приняты не были. Напротив, комментируя отставку министра, глава Республики Крым Сергей Аксенов не жалел эпитетов. «Большего кретинизма и идиотизма я не видел», – заявил он, имея в виду несоблюдение графиков отключений. По его словам, за подобные ошибки «в военное время состоялся бы трибунал и приговор в исполнение привели». «Благодарю крымчан за терпение, поддержку и понимание и приношу извинения за действия своих подчиненных. К сожалению, от дураков никто не застрахован», – добавил Аксенов.
Новым министром энергетики Крыма стала Светлана Бородулина, которая до этого являлась помощником крымского премьера. Однако и это назначение уже подвергли критике. Так, один из бывших крымских чиновников обратил внимание на то, что Бородулина работала ранее в Минтопэнерго РФ, но на должности, мало связанной с собственно энергетикой, – она была заместителем начальника бюджетно-финансового управления федерального министерства.
В поисках виновных
Между тем есть опасения, что крайними в нынешней ситуации могут оказаться не только чиновники, откровенно не справившиеся со своей работой. Многие крымчане склонны винить в своих бытовых неурядицах и бедах проживающих по соседству крымских татар. Причина – участие некоторых крымско-татарских активистов в организации энергетической блокады на территории Херсонской области Украины.
В связи с этим первый заместитель председателя меджлиса крымско-татарского народа Нариман Джелял не исключает обострения межнациональных проблем на полуострове. «Вероятность такого развития событий существует, – сказал он «Профилю». – Есть опасения, что власти могут начать отрабатывать людей, поддерживающих блокаду, родных и активистов, членов меджлиса. Также не исключаю напряжения на бытовом уровне. Последние события с нападениями на мечети, оскорбительными надписями и тому подобным позволяют об этом говорить».
Сами крымские татары, к слову, пострадали от энергоблокады не меньше других. Большинство представителей этого народа проживают в сельской местности, где электричество дают намного реже, чем в городах. Однако определенная часть крымских татар все же с пониманием относится к требованиям инициаторов энергоблокады, которые увязывают восстановление энергоснабжения Крыма с освобождением крымско-татарских активистов, находящихся в крымских СИЗО.
По словам Джеляла, он уже располагает информацией о том, что, например, в Севастополе местные жители «высказывают претензии не в адрес украинской власти, а именно в адрес крымских татар». «Хотя в блокаде участвуют люди разных национальностей и политических взглядов, она ассоциируется именно с крымскими татарами», – считает зампред меджлиса.
Не случайно лидеры традиционных конфессий Крыма выступили с совместным заявлением, в котором призвали крымчан к выдержке и терпению в связи с проблемой энергоснабжения полуострова. «Сегодня очень важно сохранять мир и межнациональное согласие, которые всегда лежали в основе стабильного и мирного развития нашего благословенного полуострова», – говорится в обращении, принятом на заседании Межконфессионального совета Крыма «Мир – дар Божий».
К терпению и единству призвал всех крымчан и муфтий мусульман Крыма хаджи Эмирали Аблаев. Он осудил энергетическую блокаду полуострова и отдельно обратился к ее инициаторам: «Пусть все, что вы делаете, будет сделано во благо народа, людей и всего человечества, пусть это не причиняет никому вред и боль. Действия человека, который взрывает, рушит, поджигает, считаются большим грехом в исламе». Муфтий также призвал активистов, устроивших блокаду, не использовать крымско-татарский национальный флаг «в местах диверсии», поскольку это флаг «не отдельных людей, а честь и совесть всего крымско-татарского народа».
Сергей Цеков признал, что часть крымчан «ассоциирует с крымско-татарским народом» действия активистов энергоблокады, но большой опасности он в этом не усматривает, поскольку в Российской Федерации подобная позиция по отношению к представителям коренных национальностей и национальных меньшинств «гасится на корню».
«Настроения такие присутствуют, но им не дадут разогреться. Может быть, кто-то что-то думает, но это будет подавляться», – убежден сенатор.
Гибридная блокада
Впрочем, тот же Цеков убежден, что крымско-татарские активисты, препятствующие ремонту электроопор в Херсонской области, – не более чем рядовые исполнители, а подлинным заказчиком энергоблокады стало само украинское государство. «Я убежден в том, что это было согласовано с руководством Украины», – говорит он.
На справедливость этого предположения указывает, в частности, тот факт, что подрыв электроопор совпал по времени с окончанием срока действия межгосударственного договора о поставках украинской электроэнергии в Крым. Кроме того, не секрет, что раньше официальный Киев точно так же молча одобрил товарную блокаду полуострова.
В связи с этим Сергей Цеков мало верит в то, что украинская электроэнергия в ближайшее время вернется в Крым. Тем более что требования участников энергоблокады, по мнению Цекова, никто в Москве и в Крыму выполнять не собирается.
Речь идет, в частности, об освобождении фигурантов т. н. «дела 26 февраля», которым инкриминируется участие в беспорядках, произошедших перед зданием крымского парламента незадолго до появления на полуострове «вежливых человечков». Также участники энергоблокады требуют создать комиссию по расследованию похищений и убийств крымских татар, отменить запреты на въезд в Крым для главы меджлиса Рефата Чубарова и депутата Верховной рады Украины Мустафы Джемилева, допустить международные организации для мониторинга ситуации с правами человека на полуострове.
«Эти требования не будут выполнены ни при каких условиях! – убежден Цеков. – Надо хорошо знать Российскую Федерацию. Ее власть за последние 15 лет не поддавалась ни на какой шантаж».
Нариман Джелял, напротив, считает, что крымские власти «должны перестать нагнетать ситуацию и рассматривать реальные шаги по преодолению данной ситуации, которая с ухудшением погоды будет усугубляться. Но не путем демонстрации своей принципиальности, а поиском компромисса». При этом Джелял констатировал, что на руководство меджлиса никто «не выходил». «Опыт показал, что крымская власть не способна принимать, казалось бы, очевидные решения. Призрачная надежда только на федеральное руководство, которое в сложной геополитической ситуации, думаю, способно пойти на компромисс. Но пока реальных оснований я не вижу», – сказал зампред меджлиса.
Не особо верят в способность российской власти пойти на компромисс и на Украине. При этом опрошенные «Профилем» украинские эксперты оказались не в восторге от самой идеи энергоблокады. Так, сопредседатель киевского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич убежден, что прекращение поставок электроэнергии в Крым совершенно не отвечает интересам страны, поскольку ставит под угрозу надежность электроснабжения самой Украины. В частности, Россия может прекратить поставки угля-антрацита, который необходим половине блоков украинских ТЭС. В результате Украина может оказаться «под угрозой масштабных веерных отключений», которые уже пережила в 2014 году. «Кроме того, очевидно, что, кроме роста ненависти к Киеву со стороны подавляющего большинства крымчан, иных результатов эта акция иметь не будет», – добавил Марунич.
Тем не менее эксперт считает туманными дальнейшие перспективы полного восстановления подачи украинской электроэнергии в Крым. По мнению Марунича, крымчанам следует прежде всего надеяться на первую очередь энергомоста, который сейчас тянут на полуостров из Краснодарского края. С помощью кабеля, проложенного по дну Керченского пролива, российские власти рассчитывают поставлять в Крым 400 мегаватт.
Директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений Национальной академии наук Украины Валентин Землянский, напротив, считает, что снабжение полуострова украинской электроэнергией будет восстановлено и ситуация вернется в правовое поле. «Явно, что произошедшее не в интересах Украины, – сказал он «Профилю». – Ожидать, что Путин откажется от Крыма, а сами крымчане воспылают любовью к Киеву, весьма самонадеянно. При этом риски для Украины гораздо выше».
В частности, по мнению Землянского, речь идет о репутационных, политических и техногенных рисках. Эксперт считает, что энергоблокада поставила под сомнение способность Киева выполнять межгосударственные договоры и в целом легитимность действующей украинской власти, «поскольку ни четкой позиции по произошедшему, ни соответствующей реакции по стабилизации ситуации так и не продемонстрировано». Среди техногенных рисков Землянский назвал резкое снижение мощности АЭС, разгрузку тепловых блоков, обесточивание части Херсонской и Николаевской областей. Кроме того, по словам эксперта, Украина несет экономические потери в виде недополученной прибыли от снижения выработки электроэнергии и ее поставок в Крым. «И главное – это угроза остановки поставок газа и электроэнергии из России и угля из Донбасса. В такой ситуации уже сама материковая Украина ощутит дефицит электроэнергии и тепла уже в январе следующего года», – считает Землянский.
Крымские власти тем временем тоже всячески демонстрируют свое нежелание идти на какие бы то ни было компромиссы. Руководители республики взяли на вооружение риторику осажденной крепости и призвали жителей полуострова «готовиться к худшему». «В очередной раз крымчане подверглись испытаниям, которые требуют от нас выдержки и терпения», – заявил глава республики Сергей Аксенов. Еще более эмоционально отреагировал на энергоблокаду председатель Государственного совета Крыма Владимир Константинов. «Если на референдуме крымчане «задраили люки» по отношению к Украине, то теперь пришло время эти люки «заварить». Думаю, надо сказать на теперь родном для государства Украина языке – гудбай, Украина!» – написал он на своей странице в Facebook.
Одними словами в адрес организаторов энергоблокады дело не ограничилось. Перешли и к делам – уголовным. «По представлению прокуратуры органами следствия управления ФСБ по Республике Крым принято решение о возбуждении уголовного дела по признакам части 2 статьи 281 УК РФ «Диверсия». Данная статья предполагает наказание в виде лишения свободы до 20 лет», – сообщила прокурор республики Наталья Поклонская.
Сенатор от Крыма Сергей Цеков считает, что российские власти твердо взяли курс на ускоренную прокладку энергомоста, первая очередь которого, по поручению президента Владимира Путина, должна быть закончена до 20 декабря 2015 года. А значит, все это время крымчанам придется терпеть неудобства. «Есть настроение такое: пережить этот сложный период – 20–30 дней, запустить энергомост и сделать Крым самодостаточным в энергетическом плане», – отметил сенатор. По его данным, переговоры с украинской стороной на предмет возобновления энергоснабжения ведутся, однако российское руководство считает действия Киева «непредсказуемыми». «Здесь действует принцип «На Бога надейся, а сам не плошай», – добавил Сергей Цеков.