Пандемия привела к трансформации государственных инвестиций в инфраструктуру: наблюдается резкий рост вложений в цифровизацию (на 60% к 2019 году) и медицину (на 42%), подсчитали в InfraOne. Из транспортных отраслей лучше всего себя чувствует автодорожное строительство, тогда как создание железнодорожной инфраструктуры сдерживается медленным освоением средств. Важным следствием пандемии, по мнению экспертов, стало то, что она дала государству повод сдвинуть горизонты планирования инфраструктурных проектов на 2030 год.
Пандемия привела к сдвигу фокусов в инфраструктурных инвестициях, следует из аналитического отчета InfraOne. Так, вложения в федеральные проекты по цифровизации увеличились в 2020 году на 60%, до 149 млрд руб. Аналитики полагают, что эти инвестиции сохранятся на уровне 195–230 млрд руб. в год. Пойдут в основном на государственные системы, информационную безопасность и создание общей инфраструктуры, поэтому потребность в частных вложениях в этом направлении сохранится.
В то же время, по оценкам аналитиков, реальный рост числа медицинских объектов и койко-мест можно будет зафиксировать лишь в 2022–2023 годах, «сверхбыстрое строительство — как, например, комплекс новой инфекционной больницы в Коммунарке,— скорее, исключение».
Также интенсивно росли расходы на образовательную инфраструктуру: на 11,7%, до 344,6 млрд руб.
В транспортной инфраструктуре фокус сместился на автодороги: по оценкам InfraOne, бюджетные расходы здесь выросли на 11,7%, до 845,5 млрд руб., а всего до 2025 года в дороги планируется вложить 3,75–4,15 трлн руб. По базовому сценарию InfraOne, основные цели по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» будут достигнуты досрочно уже в 2023 году: вовремя будет сдан и самый дорогой концессионный проект — мост через Волгу с обходом Тольятти, и четвертый мост через Обь в Новосибирске, но магистраль Москва—Казань—Екатеринбург успеют построить лишь до Казани.
В других сегментах резкого роста не наблюдается: в железных дорогах государство сфокусируется на втором этапе расширения Восточного полигона, «но необходимая скорость освоения средств (160–180 млрд руб. ежегодно) превышает обычную вдвое и может сдерживаться дефицитом строительных мощностей».
В базовом сценарии InfraOne большую часть второго этапа расширения БАМа и Транссиба удастся реализовать до 2025 года, вовремя запустят три участка МЦД, заключат концессионное соглашение на ВСМ Москва—Петербург, а Северный широтный ход хотя и построят, но с опозданием на пару лет относительно намеченного 2023 года.
Замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук отмечает, что автодороги напрямую принадлежат государству, а железные дороги находятся в собственности ОАО РЖД. Способность монополии инвестировать ограничена ее кредитными возможностями и тарифными доходами, поясняет эксперт, и «было бы хорошо, если бы государство принимало большее участие в финансировании железных дорог, особенно пассажирских проектов».
Особенно пострадали от кризиса инвестиции в аэропорты и морские порты.
По оценке InfraOne, количество реконструируемых за государственный счет аэропортов уменьшится с 66 до 58, расходы на региональные аэропорты сократятся в ближайшие три года на 30% по сравнению с планами до пандемии. А федеральный проект «Морские порты России» при принятии бюджета на 2021–2023 годы урезали более чем вдвое, до 65,5 млрд руб.
Общие вложения в инфраструктуру выросли на 12,6%, почти до 2,4 трлн руб. При этом аналитики отмечают, что далеко не все изменения в направлениях инвестиций можно объяснить пандемией. Глава InfraOne Research Александра Галактионова полагает, что на структуру и динамику вложений серьезно повлияла состоявшаяся в начале 2020 года смена правительства. Но пандемия подстегнула вложения в «критичную инфраструктуру» — в основном в здравоохранение и сопутствующие объекты, телеком, автодороги, уточняет эксперт, а также «дала властям повод в целом сдвинуть горизонты планирования до 2030 года».