Кофе и чай из простых напитков для многих россиян превратились в необходимый атрибут каждого дня. Но в России эти культуры не растут, поэтому международные ограничения и динамика курса рубля ставят под угрозу привычку к бодрящей утренней чашечке кофе и успокаивающему вечернему чаепитию. Кроме того, наш рынок покинули крупные западные производители. Есть ли у кофеманов и чаевников повод для переживаний, специально для aif.ru объяснил генеральный директор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия.
— Переработка кофе в конечный продукт в основном происходит в России, мы закупаем лишь сырье — зеленые кофейные зерна. Крупнейшие поставщики этого сырья — Бразилия, Вьетнам, ряд африканских стран. Вероятность присоединения этих стран к санкционным режимам невелика. Да и о запрете поставок продовольствия, равно как и медицинских товаров, речи никогда не велось. Потому перебоев с импортом кофейных зерен быть не должно.
— А логистика, взаиморасчеты?
— Здесь есть сложности. Они способны усложнить бизнес-процессы и, возможно, удорожат конечный продукт, но эти вопросы пока не настолько критичны. В прошлом году один из крупнейших мировых перевозчиков отказался работать с Россией, но в том, что касается поставок кофе, все логистические проблемы были решены: сколько нужно, столько сырья и поступает на наш рынок.
Оплачивать поставки тоже стало труднее, западные банки отказываются проводить транзакции с подсанкционными российскими банками. Но с этими проблемами сталкиваются не только участники рынка кофе, это касается всех участников внешнеэкономической деятельности. Как и в логистике, и здесь компании находят выходы из ситуации.
— С нашего рынка ушли Lavazza, Pauling. Осталось кому перерабатывать сырье в наших огромных масштабах?
— Это были игроки заметные, но существенного влияния их уход не сыграл. Кофе Lavazza поставляли из Италии в уже готовом виде и в розничной упаковке, в России его не производили. Однако после их заявления марка не исчезла с полок наших магазинов, ее продолжают завозить в рамках параллельного импорта.
Финский Pauling располагал собственной фабрикой в Тверской области. Туда завозили кофейные зерна с последующей обжаркой, помолом, фасовкой и выпуском конечной продукции. Но финны продали свой российский бизнес профильному отечественному инвестору, который и продолжает производить кофе в прежнем объеме, но под брендом Poetti.
— Качество сохранилось?
— Конечно. Новый владелец поддерживает тот же технологический уровень, что был и при финских собственниках, поэтому рядовой потребитель никаких изменений не заметит.
— Но рост цен на кофе потребитель точно заметит, только за 2022 год они выросли на 30%. Почему?
— Летом 2021 года в Бразилии, обеспечивающей 40% мирового потребления кофейных зерен, из-за природных катаклизмов резко сократился урожай, повлекший драматический, в 2,5 раза к концу того же года, рост цен на сырье. И отголоски этого взлета цен мы чувствуем до сих пор, россияне и сейчас живут в режиме высокой стоимости кофе из-за роста котировок на глобальных рынках и мировых биржах. Сейчас фундаментальных предпосылок для дальнейшего удорожания кофейных зерен нет.
— Значит, можно надеяться, что цены у нас как минимум стабилизируются, а то и упадут?
— Не совсем. Кроме биржевых котировок, на стоимость конечной продукции в российских магазинах существенное влияние оказывает курс нашей национальной валюты. Значительную часть прошлого года мы работали при курсе в 60 руб. за доллар, а сегодня его значение составляет уже больше 80 руб. за доллар. Бизнесу приходится «привязывать» розничные цены к стоимости сырья, которая фиксируется в долларах, поэтому ценники на баночку кофе вряд ли уменьшатся. Кроме того, не нужно забывать про усложнившуюся логистику. Цены в магазинах опустятся лишь при благоприятном совпадении всех факторов, касающихся и глобальных котировок, и урожая, и транспорта, и крепкого рубля.
— Проще в казино выиграть, чем дождаться совпадения этих факторов. Мы обречены на дорожающий кофе?
— Не все так печально. В России создана кофейная промышленность, мы закупаем лишь сырье, а вся переработка кофейных зерен происходит в рублевой зоне. Это позволяет сгладить ценовые колебания на мировых рынках и скомпенсировать внешние шоки. Если бы нам поставляли готовую продукцию, то ее стоимость сейчас была бы кратно выше, как и наша зависимость от импорта. В этом смысле Россия находится в относительно благополучном положении по сравнению с другими странами, не имеющими собственной перерабатывающей индустрии.
За чашкой чая
— Проблемы и тенденции на рынке чая схожи с рынком кофе?
— Да. Россия импортирует 99,8% чая, из них 94% — это сырье, то есть нефасованный чайный лист. Фасовка, упаковка происходит внутри страны, опять же, в рублевой зоне, наши фабрики обеспечивают практически полностью общероссийское потребление, лишь оставшиеся 6% готовой продукции мы импортируем.
Между чаем и кофе есть разница в формировании цены на сырье. Кофе — товар биржевой, а значит, много спекулянтов играют на фьючерсных контрактах. Объем торгов в денежном выражении может значительно превышать «физический» рынок кофе, и, конечно, динамика спекуляций влияет на стоимость реальных сделок с кофе как с товаром. Чай же продается на еженедельных аукционах, никаких биржевых инструментов и финансовых спекулянтов тут нет, и ценовые колебания тут реже и не такие резкие. А в остальном все процессы одинаковы.
— Откуда поставляют чайное сырье на наши фабрики?
— Индия, Шри-Ланка, Кения, Китай, Вьетнам. Здесь тоже в основном все страны «не санкционные», особых проблем с поставщиками нет. Есть сложности с той же логистикой, с курсом рубля, но прекратить отгрузки никто не грозит.
— Чайные цены россиян не порадуют?
— Мы отмечаем небольшое снижение потребления и чая, и кофе, связанное с общим экономическим фоном. В этой ситуации, конечно, никто из производителей просто так повышать цены не будет. Сейчас единственным фактором, который может все же заставить поднять стоимость продукции, является динамика курса рубля, все компании находятся под давлением этого фактора.
— Уход из России Lipton не повлияет на наш рынок? Дефицита не возникнет?
— Lipton занимал примерно 7% российского рынка, и с начала прошлого года постепенно снижал объем выпускаемой продукции. Его доля спокойно перераспределилась среди оставшихся производителей, и уход этой марки остался почти незамеченным. Во всяком случае, никакого дефицита чая точно не возникнет.
— Иван-чай стал конкурентом традиционному чаю?
— Он относится к чайной индустрии, как и многие другие напитки на основе растительного сырья, такие как мате, ройбуш, каркаде, ромашка и многие прочие. Рынок Иван-чая, или кипрея, понемногу растет, но у него одно существенное ограничение. Сырье можно собирать лишь раз в год, в течение 1 месяца. Очень трудно организовать заготовку, ведь применяется ручной сбор, а фабрики по переработке ограничены в мощностях, это сдерживает развитие потребления Иван-чая. Кроме того, из-за этого конечный продукт получается дороже традиционного чая.