В этом году мы отмечаем знаковую дату в истории нашей страны - 50-летие Байкало-Амурской магистрали. Выдающийся российский ученый Михаил Ломоносов 260 лет назад очень точно предсказал, что "российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном". Перефразируя это высказывание, сегодня можно с полной уверенностью сказать - российское могущество прирастать будет БАМом!
Сегодня магистраль переживает второе рождение, можно без преувеличения сказать, что столь многогранный и сложный инфраструктурный проект является не только символом инженерного гения и промышленной мощи государства, но и поистине национальным достоянием.
БАМ наравне с Транссибом - неотъемлемая часть Восточного полигона железных дорог, который в современной геополитической конъюнктуре стал для нашей страны гарантом экономической стабильности и торговой независимости.
На волне постсоветских реформ 1990-х многие недальновидные деятели недооценивали стратегическое значение БАМа, называя его "дорогой в никуда" из своих сиюминутных соображений, во многом реваншистских по отношению к наследию СССР. Этот штамп сдерживал развитие магистрали, что вызывало справедливое негодование со стороны тех, кто участвовал в ее строительстве и эксплуатации.
В 2000-х отношение к БАМу стало меняться, дорога начала становиться все более востребованной. Рост мировых цен на полезные ископаемые, металлы стимулировал появление новых проектов по освоению богатейших месторождений. Экономический бум переживал Китай, которому требовалось все больше ресурсов. Увеличивались объемы торговли между Азией и Европой. Бурными темпами развивался наш Дальний Восток.
И без модернизации инфраструктуры невозможно было вписаться в эти тренды. В силу географии железнодорожный транспорт является практически безальтернативным для массовых перевозок таких грузов, как каменный уголь, лес, удобрения, строительные материалы. А "черные лебеди", с которыми страна встречалась не раз, лишь подталкивали к ускорению создания транспортных мощностей на востоке.
Благодаря всесторонней поддержке президента и правительства РЖД с 2012 года приступили к масштабной модернизации Восточного полигона. Сегодня, в условиях санкционных ограничений, когда дверь в Европу закрылась, окно возможностей для внешней торговли создано в другой части света. Не будь БАМа - тысячи предприятий остались бы без рынков сбыта своей продукции.
Сотни тысяч людей остались бы без работы. Вместе с тем инфраструктурные проекты такого масштаба не создаются в одночасье, как бы того ни хотелось. Время от принятия решения по реализации проекта до его завершения - это все равно годы. Некоторые процессы можно было бы ускорить, но это неминуемо пойдет в ущерб перевозкам грузов, которые нужны уже сейчас прежде всего экспортерам. Ведь те же хозяйственные поезда с путевым щебнем, рельсошпальной решеткой, металлоконструкциями тоже занимают провозные мощности. Именно поэтому мы совместно с правительством подбираем тот тонкий баланс между темпами стройки и требуемыми объемами перевозок. Есть еще и вопросы финансирования инвестпрограммы: чем больше мы перевезем, тем больше средств сможем вложить.
Те задачи, которые ставит перед нами руководство страны, обязательно будут выполнены - стройка развернута практически на всем протяжении БАМа.
В установленные сроки проведены все необходимые мероприятия первого этапа, которые позволили по итогам 2020 года обеспечить провозную способность по восточному полигону в объеме 144 млн тонн.
На втором этапе, который начат в 2018-м и завершается в этом году, мы достигнем 180 млн тонн по контрольному сечению Комсомольск-на-Амуре - Волочаевка. При этом за время реализации второго этапа многое поменялось, экономика страны полностью развернулась на восток, кардинально изменились корреспонденции грузов. В 2023 году в восточном направлении перевезено 280 млн тонн грузов, но значительная часть из них конкретно через сечение не идет. Увеличилось предъявление на внутренний рынок для нужд регионов Восточного полигона - Иркутской области, Бурятии, Забайкалья, большой объем экспорта отклоняется в направлении погранпереходов Наушки с Монголией, Забайкальск и Нижнеленинское - с Китаем. Часть мощности отбирается грузопотоком, который идет за самим сечением. То есть через этот условный портал невозможно пропустить дополнительный поезд, если перед ним или за ним мощность забронирована другими поездами.
На третьем этапе, который стартует в этом году, предусматривается дополнительный объем мероприятий, покрывающий не только все текущие потребности грузоотправителей, но и формирующий задел на будущее.
С удвоенной силой
То, что делается на Восточном полигоне сегодня, - это, по сути, повторение и приумножение подвига советских строителей - комсомольцев, железнодорожных войск, представителей братских республик.
Недаром все три этапа модернизации сегодня неофициально называют "БАМ-2". Однопутная магистраль постепенно становится двухпутной, а значит, по ней можно пропустить кратно больше поездов, им не нужно будет пропускать друг друга на разъездах.
Несмотря на то что основа магистрали была заложена еще в советское время, многое сегодня приходится делать заново, технологии постоянно развиваются. Мы уже ведем более длинные и тяжеловесные поезда, сокращаем интервалы. Большой объем мероприятий по стабилизации вечной мерзлоты.
За последние 10 лет в общей сложности уложено 3 тысячи километров пути - столько же, сколько и за период строительства "первого" БАМа, с 1974 по 1984 год. И если на комсомольской стройке в отдельные годы было задействовано более 175 тысяч человек в год, то сейчас это делается силами примерно 30 тысяч строителей. А прирост провозной способности получается, наоборот, кратно выше, чем при строительстве однопутного БАМа. К уровню 2012 года она выросла более чем в 3 раза!
На третьем этапе, в ближайшие 8 лет, к 2033 году, на БАМе и Транссибе будет уложено еще около 3 тысяч километров пути и построено порядка 3 тысяч искусственных сооружений - тоннелей, мостов, водопропускных труб. Работу по наиболее крупным объектам с самым длительным сроком реализации уже начали. Заключили договор генерального подряда на строительство дублеров Северомуйского, Кодарского и Кузнецовского тоннелей, а также моста через реку Амур. Их общая протяженность - около 30 километров. Одновременно ведется проектирование других объектов третьего этапа. По его итогам, к 2033 году, провозная способность БАМа увеличится еще почти в 3 раза, а к уровню 2012 года - почти в 10 раз. При этом весь восточный полигон, включая и БАМ, и Транссиб, способен будет обеспечить грузопоток в размере 270 млн тонн.
Стройка идет буквально под колесами, РЖД обеспечивают рекордный грузооборот на восточном полигоне. Мы уже отошли от понятия сезонности, работы идут круглогодично. А этой зимой, например, температура опускалась до минус 55 градусов, на которые не рассчитана практически никакая техника.
Полигон будущих поколений
На примере создания и дальнейшей модернизации БАМа особенно четко видна значимость системного развития железных дорог для страны. После ввода в эксплуатацию БАМ начал играть ключевую роль в освоении Восточной Сибири и Дальнего Востока. Железная дорога стала основой развития этих территорий, вокруг нее появилась жизнь.
Инвестиции в железнодорожную инфраструктуру дают колоссальные эффекты для экономики. Формируется дополнительный спрос на продукцию отечественных машиностроительных и металлургических предприятий, услуги строительного комплекса и целого ряда других отраслей. Практически всё - рельсы, шпалы, различные кабели, системы управления движением - отечественного производства. А значит, вложенные средства остаются в экономике страны.
БАМ имеет и громадное стратегическое значение. Природа все чаще приносит нам неприятные сюрпризы, и не всегда построенный более века назад старший брат Транссиб готов к аномальным испытаниям. Именно БАМ пришел на помощь, когда в 2021 году в Забайкалье подмыло мост через сухой лог, который после проливных дождей внезапно превратился в бушующую горную реку. Движение на Транссибе было прервано более чем на три дня. При этом все жизненно необходимые товары, продукты и лекарства продолжали доставляться на Дальний Восток по БАМу.
Большие перспективы открываются в увеличении внешней торговли. Объем железнодорожных перевозок между Россией и Китаем в 2023 году достиг рекордных 161 млн тонн, на 36% выше уровня 2022 года.
Сегодня на долю российских и китайских железных дорог суммарно приходится около половины мировых железнодорожных грузовых перевозок. Каждая вторая тонна грузов, следующих по железным дорогам мира, идет по российским или китайским магистралям. Поэтому ввод в эксплуатацию новых инфраструктурных объектов на Дальнем Востоке России однозначно послужит отправной точкой к дальнейшему росту грузопотоков.
Мощное развитие транспортной системы будет способствовать урбанизации. В далеком 1893 году нынешний город-миллионник Новосибирск был основан как поселок строителей железнодорожного моста через Обь при прокладке Транссиба. Возможно, пройдет время, и города-миллионники появятся на БАМе. Базис для этого закладывается уже сейчас.
Чтобы люди не только приезжали в отдаленные регионы, но и оставались там надолго, для них должны быть созданы достойные условия. Правительство совместно с регионами реализует мастер-планы развития ряда населенных пунктов. По сути, они направлены на создание качественной городской среды - создания комфортного жилья, социальной инфраструктуры, сферы досуга и спорта.
Как крупнейший работодатель в регионах БАМа мы очень хорошо ощущаем высокую конкуренцию на рынке труда и боремся за каждого специалиста. Вкладываем большие деньги в обновление производственного комплекса, улучшаем условия труда. Для работников действуют специальные надбавки к заработной плате, льготы по приобретению жилья. Компенсируем затраты на услуги ЖКХ, отдых детей, услуги спортивных учреждений, детского сада. Оплачиваем работникам перелет на отдых на Черноморское побережье и обратно. Стараемся, чтобы наши сотрудники гордились своей работой, твердо стояли на ногах и чувствовали уверенность в завтрашнем дне.
Многое сделано и к юбилею БАМа. Помимо открытия новых путей и разъездов, отремонтированы многие существующие объекты: вокзалы, остановочные пункты. Обновлены социальные, спортивные, культурные учреждения.
Безусловно, эту работу нужно вести на постоянной основе, не привязываясь лишь к праздничным датам. Поэтому развитая надежная инфраструктура, комфортная среда для жизни, конкурентоспособные условия труда - это те задачи, которые стоят перед РЖД на БАМе на ближайшую перспективу.